«ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»

«ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»

офиц. издание Екатеринославской епархии, выходившее в 1872-1917 гг. До сент. 1896 г. издавались 2 раза в месяц, с сент. 1896 по 1917 г.- 3 раза в месяц. С № 16 за 1900 г. по 1917 г.- с подзаголовком «Издание Братства св. Владимира при духовной семинарии». Первым редактором офиц. части был А. Н. Невоструев (до № 1 за 1877), неофиц. части - ректор Екатеринославской ДС архим. Далмат (Долгополов; впосл. епископ Новомиргородский) с сотрудниками А. А. Ржевским и Я. С. Степановым (1872-1876), далее обе части редактировали Ржевский и Степанов (1877-1878), Степанов и М. И. Никольский (с 1879 по № 2 за 1880), преподаватель ДС И. В. Ушацкий и Никольский (с № 3 за 1880 по 1881), Ушацкий (с 1882 по № 17 за 1885). С № 18 за 1885 г. по № 19 за 1886 г. Ушацкий подписывал только офиц. часть, редакторами неофиц. части (а с № 20 за 1886 и офиц. части) стали ректор ДС прот. Михаил Разногорский и инспектор М. Я. Монастырёв. С № 3 за 1892 г. обе части подписывали Монастырёв и преподаватель ДС А. М. Ванчаков, с 1895 г. исполнявший обязанности секретаря Екатеринославской духовной консистории; с этого времени в консисторию было передано редактирование офиц. отдела. Затем офиц. отдел редактировали секретари консистории С. В. Малиновский (1898-1905), А. И. Орлов (1906-1910), Г. Ф. Березницкий (1910-1916) и П. И. Зорин (1916-1917). Неофиц. отдел в 1895-1900 гг. редактировал Монастырёв, а с № 16 за 1900 г. до конца издания - ректор ДС прот. Вячеслав Мстиславский, их соредакторами были преподаватели ДС Я. А. Павловский (1895-1896) и М. С. Брунбендер (1899-1907).

В редакционной статье, открывавшей № 1 за 1872 г., сообщалось, что «наряду с… официальными сведениями и рассуждениями по поводу их, редакция предполагает помещать и статьи по общехристианским вопросам... знакомить читателей с местными историческими достопримечательностями, имеющими отношение к христианству, равно как с местными обычаями, нравами и т. п.». В офиц. части был помещен полный «Список лиц, состоящих на службе по епархиальному и духовно-учебному ведомствам Екатеринославской епархии». Первоначально офиц. часть имела 3 постоянные рубрики: «Распоряжения и постановления правительства и епархиального начальства», «Распоряжения по духовно-учебному ведомству», «Епархиальные известия». С сер. 70-х гг. XIX в. до сер. 1900-х гг. офиц. часть по-прежнему начиналась с публикации правительственных распоряжений, акты епархиального начальства помещались отдельно, а неизменные епархиальные известия часто предварялись документами местного значения (отчетами, программами, семинарскими разрядными списками, расписаниями проповедей в епархиальном центре и по всем уездам и т. п.). После 1905 г. в начале офиц. отдела публиковали списки свободных мест клириков и причетников, сообщения о переменах по службе, наградах и благодарностях епархиального начальства, далее следовали «разные сведения», регулярно приводился «Список лиц, крещенных и присоединенных к православной церкви»; правительственные и общецерковные распоряжения печатались редко. В 1917 г., после публикации Манифеста об отречении имп. мч. Николая II (№ 8. С. 101-102), в «Е. е. в.» поместили ряд документов общецерковного значения: постановление об «Отмене вероисповедных и национальных ограничений» (№ 10. С. 134-137), обращение «От Петроградского совета солдатских и рабочих депутатов», возвещающее приближение «полной победы русского народа над старой властью» (№ 10. С. 145-146), «Отношение обер-прокурора Св. Синода… по поводу ареста священников» (обвиняемых «за их неприязненное отношение к новому государственному строю, выражаемое как в частных разговорах, так и с церковных кафедр») (№ 16. С. 276-277), синодальные «Обращение», «Определение» и «Положение» о созыве Поместного Собора (№ 20/21. С. 360-373).

Неофиц. часть № 1 открывалась словом при вступлении на Екатеринославскую кафедру еп. Феодосия (Макаревского), к-рый впосл. анонимно публиковал в «Е. е. в.» свои проповеди и церковно-краеведческие труды: «Краткие сведения о местночтимой иконе Божией Матери, находящейся в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре Екатеринославской епархии» (1872. № 18. С. 288-296; № 19. С. 303-311; № 20. С. 319-327), «Краткие сведения о Екатеринославской епархии вообще и о епископах ее» (1875. № 8. С. 114-117; № 9. С. 129-139), «Исторический обзор православной христианской церкви в пределах нынешней Екатеринославской епархии до времени формального открытия ее» (1876. № 1. С. 1-10; № 2. С. 17-31; № 3. С. 35-48; № 4. С. 49-63; № 5. С. 67-75; № 6. С. 81-96), «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» (1879-1881). Епархиальный археограф и историк М. И. Никольский (см. его некролог: 1882. № 13. С. 217-233; № 14. С. 237-249) опубликовал «Записку о Екатеринославской семинарии» (1872. № 14. С. 223-231; № 15. С. 239-250; № 16. С. 263-268; 1874. № 11. С. 165-172; № 12. С. 182-189; 1876. № 9. С. 136-141; № 10. С. 145-160; № 11. С. 165-172; № 12. С. 177-192; № 13. С. 197-208; № 14. С. 221-303; 1877. № 6. С. 81-87; № 7. С. 97-108; № 8. С. 113-125; № 22. С. 342-350; № 23. С. 355-364; 1878. № 7. С. 102-111; № 8. С. 113-128; № 10. С. 145-162; № 17. С. 259-269; № 18. С. 275-282; № 19. С. 295-303; № 20. С. 307-314; № 21. С. 333-338), ст. «Столетие Екатеринославской епархии» (1876. № 14. С. 209-221; № 15. С. 225-240; № 16. С. 247-256; № 17. С. 267-269; № 18. С. 273-288; № 19. С. 289-304; 1877. № 1. С. 5-11; № 2. С. 17-26; № 3. С. 33-42; № 4. С. 49-54), множество заметок (напр., «Митрополит Игнатий: (Из дел консисторского архива)» (1872. № 10. С. 157-165)). Авторами значительной части др. статей (часто подписанных криптонимами или анонимных), в т. ч. являющихся обзорами или рефератами иностранных книг, были также редакторы и постоянные сотрудники «Е. е. в.»: Ржевский (см. некролог ему: 1880. № 17. С. 290-294) («Об отношении христианства к вопросам жизни» (1872. № 1. С. 4-16; № 2. С. 17-28; № 3. С. 33-40)), Степанов («О пророчествах Ветхого Завета» (1872. № 3. С. 44-48; № 4. С. 50-64; № 9. С. 154-156; № 11. С. 175-188; № 12. С. 198-206; № 13. С. 211-222) и «Из воспоминаний еврея о своем первоначальном обучении и обращении ко Христу» (1872. № 14. С. 231-237; № 15. С. 250-254)), Монастырёв («От чего мы удаляемся и к чему идем: (По поводу записки о. Юркевича: «О положении православия в Одессе»)» (1893. № 21. С. 543-565; № 22. С. 579-605) и «О Святой Земле» (1897. № 12/13. С. 274-318)). Из статей, вышедших в кон. XIX в., можно выделить «Очерки славянской мифологии в связи с славянскими праздниками» (1872. № 19. С. 312-318; № 21. С. 342-350; № 22. С. 356-366; № 23. С. 372-379); «Рассказ Манефона о прокаженных и отношение этого рассказа к исходу евреев из Египта» (1882. № 15. С. 269-280; № 16. С. 284-294; № 17. С. 309-317; № 18. С. 329-338; № 19. С. 347-354; № 20. С. 366-373; № 22. С. 400-408; № 23. С. 417-422); «Жизнь и деятельность ветхозаветных пророков» И. К. Дементьева (1893. № 12. С. 291-303; № 13. С. 332-346). А. В. Преображенский опубликовал ст. «Труды П. И. Чайковского в области церковного пения» (1894. № 23. С. 571-580; № 24. С. 589-605). Множество сведений о характере издания и об основных авторах «Е. е. в.» в 80-х и нач. 90-х гг. XIX в. содержит редакторская ст. «Pro domo sua» (1893. № 2. С. 35-55), являющаяся ответом на заметку преподавателя семинарии Г. А. Соколова «Несколько соображений об улучшении наших епархиальных ведомостей» (1892. № 18. С. 432-438).

Одним из основных направлений «Е. е. в.» с кон. XIX в. стало обличение протестантизма и сектантства: «Беседа ревнителя православия с штундо-баптистами» свящ. О. Жежеленко (1909. № 1. С. 1-7; № 2. С. 23-30), «О бессмертии души» (1909. № 4. С. 75-82) и др. статьи против адвентистов свящ. Николая Назаревского, «Разбор протестантского взгляда на миссу или литургию» (1899. № 36. С. 941-948; 1900. № 1. С. 1-12; № 2. С. 25-30; № 3. С. 62-66) и «Протестантство как жизненно-религиозная основа нашего рационалистического сектантства» В. Грекова (1909. № 27. С. 677-682; № 28. С. 672-682; № 29. С. 699-703; № 30. С. 725-733), «О секте прыгунов или духов» (1893. № 17. С. 428-441; № 18. С. 459-477; № 19. С. 491-504; № 20. С. 523-534), «Беседа с сектантом-мистиком» свящ. Николая Назаревского (1909. № 13. С. 353-358). Старообрядчеству уделялось в журнале меньше внимания, как и в отчетах за 1909-1914 гг. епархиального миссионера А. А. Афанасьева «Состояние сектантства и раскола», к-рые были опубликованы в качестве приложения к «Е. е. в.» за 1910-1915 гг. Интерес представляют статьи по истории единоверия: «Начало единоверия в Русской Церкви, положенное преосвящ. Никифором Феотоки в слободе Знамение бывшего Екатеринославского наместничества» Грекова (1895. № 6. С. 137-155; № 7. С. 182-197; № 8. С. 206-222), «Краткий очерк истории единоверия» свящ. Евграфа Овсянникова (1900. № 28. С. 776-785; № 29. С. 813-823).

В 1900-х гг. появились постоянные рубрики «Хроника епархиальной жизни», «Из жизни миссии Екатеринославской епархии», «Иноепархиальная печать» и «Иноепархиальные известия». Регулярно печатались заметки священников Иоанна Покровского о богослужении и Григория Зубова о церковном пении. Выходили статьи о рус. лит-ре, напр. «К вопросу о религиозном миросозерцании И. С. Тургенева» П. В. Левитова (1903. № 28. С. 752-762) и «Религиозный идеализм Гоголя» свящ. Бориса Беленького (1909. № 9. С. 241-246). В 1913-1915 гг. по главам публиковалась кн. И. П. Триодина «Принципы красноречия и церковного проповедничества». В апологетических и полемических статьях преобладало обличение революционных воззрений: «Социализм как антихристианство» П. А. Соколова (1909. № 23. С. 591-601; № 24. С. 609-624), «К вопросу о курсе обличения социализма в православных духовных семинариях» Д. Ф. Чернявского (1909. № 24. С. 633-641), «Христианство и социализм» прот. Павла Светлова (1910. № 9. С. 235-239). Встречались и полемические выпады против правых изданий: «Отношение «Русской правды» к православию и духовенству» (1909. № 1. С. 14-17), «Путаница в мозгах - первая и самая главная причина революции» (1909. № 4. С. 93-98) свящ. Н. Правдолюбова.

В качестве приложения к «Е. е. в.» были изданы отчеты епархиального училищного совета (1892-1897), «Личный состав служащих в духовно-учебных заведениях Екатеринославской епархии» (1899-1906), протоколы епархиальных съездов духовенства, уставы миссионерских об-в, протоколы заседаний миссионерских комитетов, отчеты о деятельности местного отд-ния Палестинского православного общества, отдельные проповеди, справочные брошюры миссионерского содержания и др., а также книги «О запрещении браков в родстве» В. П. Сахарова (1898-1899), «История христианской Церкви в жизнеописаниях святых ее» А. Трифильева (1913), «О нашем спасении во Христе Иисусе» свящ. Н. В. Назаревского (1913), газ. «Русский националист» (1912, июль-окт., 17 номеров).

В 1917 г. вышли 23 номера офиц. отдела «Е. е. в.» (последний - 11 авг.) и только 7 номеров неофициального (последний - 1 марта). С 15 марта по 22 авг. издавалась газ. «Вестник Екатеринославского губернского (с № 7 - епархиального) комитета Православной церкви», всего вышло 16 номеров. В редакционный комитет кроме редактора П. А. Корецкого входили еще 6-7 представителей духовенства и мирян, в т. ч. И. А. Лаговский. В сент.- дек. 1917 г. те же редакторы выпустили № 17-27 газ. «Свободная церковь», имевшей подзаголовок «Орган Екатеринославской епархии». Помимо офиц. епархиальных изданий в 1914-1917 гг. в Екатеринославе ежемесячно издавался миссионерский ж. «Екатеринославский благовестник», бессменным редактором которого был епархиальный миссионер-проповедник Афанасьев (последний номер - № 9/10 за 1917).

В 90-х гг. XX в. в Днепропетровской епархии начали выходить церковные периодические издания: с 1993 г.- ежемесячная газета Союза правосл. молодежи «Слово», к-рую в 1999 г. сменил богословско-катехизаторский ж. «Слово»; с 1998 г.- ж. «Спасите наши души!», а также много тематических периодических и единичных приложений к нему. Офиц. орган епархии - газ. «Днепропетровские епархиальные ведомости» - издается с янв. 1998 г.

Лит.: Указ. статей, помещенных в неофиц. части «Екатеринославских ЕВ» за 1872-1891 гг. Б. м., [1910]; Рункевич С. Г. «Екатеринославские ЕВ» // ПБЭ. Т. 5. Стб. 366; Андреев. Христианская периодика. № 73, 212, 213, 606, 636; Бойко А. А. Преса правосл. Церкви в Украïнi 1900-1917 рр. Днiпропетровськ, 2002.

Прот. Александр Троицкий


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "«ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»" в других словарях:

  • Екатеринославские губернские ведомости — «Екатеринославские губернские ведомости» официальная газета Екатеринославского губернского правления, выходили в 1838 1918, сначала еженедельно, с 1868 2 раза в неделю, с 1893 3 раза в неделю, с 1894 ежедневно, с 1900 2 раза, с 1904 3 раза, с… …   Википедия

  • «Екатеринославские губернские ведомости» — официальная газета Екатеринославского губернского правления, выходили в 1838 1918, сначала еженедельно, с 1868 2 раза в неделю, с 1893 3 раза в неделю, с 1894 ежедневно, с 1900 2 раза, с 1904 3 раза, с 1914 2 раза в неделю[1]. Газета издавалась в …   Википедия

  • Екатеринославские Епархиальные Ведомости — выходят при екатеринославской духовной семинарии, с 1872 г., 2 раза в месяц …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Феодосий Макаревский — (в миру Александр Григорьевич) епископ екатеринославский и таганрогский. Был сыном диакона, родился в 1822 году в Черниговской губернии; скончался 5 февраля 1885 года. Образование получил в черниговской духовной семинарии и Киевской духовной… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Антоний Николаевский — (до пострижения Вениамин) епископ пензенский и саранский, род. в 1818 г., в с. Добрицах, Костромской губ., где отец его был диаконом, ум. 31 го марта 1889 г. По окончании курса в Костромской семинарии, поступил в С. Петербургскую духовную… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Игнатий Брянчанинов — (Дмитрий Александрович) епископ кавказский и черноморский, род. 6 февраля 1807 г. в с. Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губ., из дворян, умер 30 апреля 1867 г. Получив хорошее домашнее образование, он в 1822 г. поступил в Петербургское… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Игнатий Гозадинов — (Гозадинов так писалась фамилия родного племянника митрополита Игнатия) митрополит. Родом грек. Скончался в феврале 1786 г. (в деле архива Св. Синода указаны разные даты: 2 го, 14 го и 16 го февраля). В 1779 г. вышел из Крыма, вместе с другими… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Монастырев, Матвей Яковлевич — писатель, инспектор Екатеринославской духовной семинарии. Учился в Казанской духовной акд., где получил степень магистра за сочинение "Историч. очерк австрийского священства после Амвросия" (Казань, 1878). С 1884 г. редактирует… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Преображенский, Антоний Викторович — род. 28 февр. 1870 в Сызрани, ум. 17 февр. 1929 в Ленинграде. Музыковед. Окончил в 1889 Екатерннославскую, в 1894 Казанскую духовную академии. В 1894 1897 преподаватель рус. яз. и лит. в учебных заведениях Таганрога и Бахмута. Преподаватель… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Монастырев Матвей Яковлевич — писатель, инспектор Екатеринославской духовной семинарии. Учился в Казанской духовной акд., где получил степень магистра за сочинение Историч. очерк австрийского священства после Амвросия (Казань, 1878). С 1884 г. редактирует Екатеринославские… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»