ЕКРОН

ЕКРОН

[Аккарон; евр.  ;   греч. ᾿Ακκαρών], древний филистимский г. близ сев. границы Иудеи (Нав 15.11, 45-46; 1 Цар 6. 16-17; 7.14; 17. 52; 1 Макк 10. 89). Возник еще до прихода в этот район филистимлян в начале железного века (XII в. до Р. Х.), развивался в ранней стадии освоения побережья, частично запустел в эпоху единого царства и вновь расцвел под властью Ассирии. Окончательно E. был разрушен Навуходоносором II во время похода против Филистии в 604/3 г. до Р. Х.

Расположенный севернее остальных центров филистимского Пятиградия, Е. позже других попал под власть израильтян (Нав 13. 2-3). В Книге Судей упоминается среди городов, захваченных Иисусом Навином (Суд 1. 18), однако жители долины, владевшие железными колесницами, не были взяты в плен (Суд 1. 19). По территории E. проходила юж. граница земель колена Данова (Нав 13. 3), но город оставался филистимским и при царях Давиде, Охозии, Озии и Иосии. Он упомянут в истории о похищении филистимлянами ковчега завета (1 Цар 6. 16-17), в списке городов, возвращенных Израилю (1 Цар 7. 14), в рассказе о бегстве филистимлян после поражения Голиафа (1 Цар 17. 52). В IX в. израильский царь Охозия обращался за предсказанием к жрецам Веельзевула Аккаронского (4 Цар 1. 2-3). В VIII - 2-й пол. VII в. пророки предрекали гибель E., Ашдода, Ашкелона и Газы (Иер 25. 20; Ам 1. 8; Соф 2. 4; Зах 9. 5-7). В 147 г. Аккарон и его область были переданы Ионафану Маккавею «в наследственное владение» (1 Макк 10. 89), что подтверждает Иосиф Флавий (Ios. Flav. Antiq. XIII 4. 4).

Осада Екрона ассир. царем Саргоном II. Рельеф дворца Саргона II в Хорсабаде, Ирак. Кон. VIII в. до Р. Х.

Осада Екрона ассир. царем Саргоном II. Рельеф дворца Саргона II в Хорсабаде, Ирак. Кон. VIII в. до Р. Х.


Осада Екрона ассир. царем Саргоном II. Рельеф дворца Саргона II в Хорсабаде, Ирак. Кон. VIII в. до Р. Х.

Осада E. (в ассир. источниках - ) ассир. царем Саргоном II в 712 г. была изображена на рельефе его дворца в Хорсабаде. В клинописных документах о подавлении Синаххерибом восстания царя Езекии в Иудее в 701 г. сообщается о взятии Е. и восстановлении на троне филистимского царя Пади. В 1-й пол. VII в. Асархаддон потребовал от царя Е. доставить материалы для строительства дворца в Ниневии, в 667 г. Ашшурбанипал приказал царю Икаусу поддержать военную кампанию против Египта и Эфиопии. Возможно, из Е. происходит арам. папирус из Саккары кон. VII в., содержащий просьбу к правителю Египта о помощи в противостоянии с Вавилоном.

Евсевий Кесарийский в IV в. по Р. Х. упоминал Аккарон как большое евр. селение, расположенное между Азотом и Ямнией (Euseb. Onomast. XI. 9-10). Аккарон был известен и в топонимике эпохи крестовых походов. В кон. XIX в. по Р. Х. считали, что на месте Е. к югу от Рамлы находилась небольшая дер. Акир (ныне Кирьят-Экрон), известная с античных времен. В наст. время Е. уверенно идентифицируется с совр. Тель-Микне (или Хирбет-эль-Муканна), араб. название к-рого происходит от близлежащего вади. Об этом памятнике упоминали К. Р. Кондер и Г. Г. Китченер, Ш. С. Клермон-Ганно. У. Ф. Олбрайт ошибочно отождествлял Тель-Микне с библейским г. Елтеке (Нав 19. 44), находившимся на границе земли Дана (Albright. 1924. P. 8; Idem. 1925. P. 5-6), в 1953 г. это было офиц. закреплено Комитетом по топонимике правительства Израиля. Однако Й. Наве на основе топографического обследования местности в 1957 г. и анализа архитектурных остатков и керамики в 1964 г. пришел к выводу, что Тель-Микне - это Е., что позднее было подтверждено эпиграфической находкой, содержащей имя города. Елтеке был идентифицирован Б. Мазаром как Телль-эш-Шалаф.

Тель-Микне (один из крупнейших теллей в Израиле) расположен близ средиземноморского побережья (35 км к юго-западу от Иерусалима), на зап. краю внутренней прибрежной равнины Шефела, отделявшей Филистию от Иудеи. Искусственная возвышенность в виде холма высотой 7 м позволяла контролировать сеть дорог, ведущих на северо-восток (в направлении от Ашдода к Гезеру) и в глубь страны. Тель-Микне состоит из почти квадратной нижней площадки (ок. 40 акров), всхолмления в сев. части (2, 5 акра) и поселения на северо-зап. склоне (10 акров). Исследования (1981-1996) совместной экспедиции Иерусалимского ун-та и Американской школы археологии Олбрайта (под рук. Т. Дотан, С. Гитина, в 1985 - Д. Эйтама, Н. Айдлина) открыли следы энеолита, раннего и среднего периодов эпохи бронзы. Всего было идентифицировано 14 археологических стратов (слоев). Древнейший стратифицированный уровень датирован XVII-1-й пол. XVI в. до Р. Х. (слой XI). Слои IX-VIII (XIV-XII вв. до Р. Х.) состояли из жилых построек и погребений эпохи поздней бронзы, содержащих предметы егип. происхождения (фаянсовая печать, скарабей 19-й династии и др.), микенскую, кипрскую, египетскую и малоазийскую керамику. Хананейский город эпохи поздней бронзы был полностью уничтожен пожаром. В складских помещениях обнаружены тарные кувшины, наполненные обуглившимся зерном, чечевицей и фигами, что является важным свидетельством филистимского нашествия. С приходом филистимлян в 1-й трети XII в. до Р. Х. (слой VII) на северо-вост. склоне холма была возведена стена из кирпича-сырца шириной 3,25 м и возник район, населенный ремесленниками (вдоль стены обнаружены печи разного типа, в которых обжигали сосуды, схожие с микенской керамикой, и статуэтки эгейского типа). Израильский археолог Д. Усишкин относит постройку стены к эпохе Ханаана, датируя укрепления филистимлян в Е. VIII в. до Р. Х. Он считает, что город не нуждался в защите до эпохи ассир. вторжений.

Во 2-й пол. XII в. до Р. Х. (слой VI) фортификационная система была усилена, хорошо спланированная городская застройка из кирпича-сырца заняла весь холм. К этому времени относится типичная филистимская 2-цветная посуда. На периферии города было возведено одно из первых святилищ филистимлян с комнатой для религ. обрядов. В 1-й пол. XI-X в. до Р. Х. (слои V-IV) оно было обмазано глиной, среди вотивных предметов обнаружены подписные скапулы (костяные лопатки для гаданий), подобные происходящим из кипрских святилищ. В соседних зданиях найдены скульптурки ашдодского типа и ритон, декорированный львиной головой. В 1-й пол. XI в. до Р. Х. (слой V) здание перестроили в дворец на каменном фундаменте с 2 помещениями-святилищами (15×16 м). Стены шириной 1,20 м сохранились на высоту 3 м. Главный вход с севера вел в зал со скамьями, расположенными вдоль юж. стены и 2 каменных пилонов, фланкировавших круглый очаг наподобие очагов святилищ из Эгейского бассейна, к-рые строились в виде мегаронов. Зал сообщался с 3 комнатами. В северной обнаружены грузики для выработки текстиля, позолоченные предметы, вещи из слоновой кости; средняя и юж. комнаты имели бемы из кирпича-сырца. В здании найдены 2-цветная керамика, бронзовые культовые предметы, железные ножи, напоминающие эгейские и кипрские образцы. Набор железных предметов в cлоях XII-XI вв.- один из самых богатых в Филистии (среди них - 4 железных ножа с рукоятками из слоновой кости; такие же ножи были обнаружены в Тель-Касиле, Доре и на Кипре). К XI-X вв. до Р. Х. (слой IV) относятся найденные на полу черепки краснолаковых чаш, фляг, кубков и миниатюрных вотивных сосудов. В это время на месте стены были возведены новые здания, в т. ч. производственного назначения, укрепления в виде каменных башен.

Характерные черты местной культуры нивелировались в результате распространения егип. и филистимских влияний. С Х в. до Р. Х. в связи с борьбой против Египта и подавлением Израильским царством филистимских центров Е. пришел в упадок, сохранился лишь верхний город. Нижний город был разрушен в 1-й четв. X в. египтянами или израильтянами. Во 2-й пол. VIII в. до Р. Х. он был окружен новой сырцовой стеной, облицованной тесаным камнем, ширина к-рой составляла 7 м с башней. На его территории обнаружены ручки сосудов со штампами «царя Хеврона» (с надписью   ) - вероятно, свидетельство краткого периода времени, когда Е. был подчинен иудейскому царю, возможно Езекии. Ок. 1000 г. до Р. Х. расписную филистимскую керамику сменила тщательно обожженная, превосходно вылощенная по ангобу красная (иногда с черными полосами) посуда, распространенная в близлежащем г. Тимна.

В кон. VIII в. до Р. Х. Ассирия превратила города Филистии в военные центры для подготовки вторжения в Египет. После разгрома антиассир. союза и включения Филистии в Новоассирийское царство Е. стал центром управления Филистией. Его площадь достигла 50 акров, нижний город расширился за пределы холма. Новый план регулярной застройки города (VII в. до Р. Х.) был организован по принципу террас. Территория делилась на крепостную, производственную, жилую и дворцовую зоны. Крепость имела 2 линии каменных стен с укрепленными воротами в центре юж. стены, включавшими башню, 3 пилона и 2 свода, подобно воротам крепостей Филистии (Ашдод) и Иудеи (Гезер, Лахиш).

Экономический расцвет Е. в VII в. до Р. Х. определялся его превращением в крупнейший центр производства оливкового масла - до 1 тыс. тонн в год. Промышленная зона, предназначенная для его производства, была образована постройками, расположенными вдоль укреплений по обеим сторонам длинной улицы. Прямоугольные в плане здания состояли из давильни, склада-мастерской и вестибюля с выходом на улицу. В слое IB (4-я четв. VII в.) к кон. 80-х гг. XX в. было открыто 102 комплекса по производству масла и собрано более 600 целых сосудов, в каждой мастерской обнаружено по крайней мере по 4-рогому небольшому алтарю для возжиганий. Отжим масла происходил ок. 4 месяцев в году, в др. время давильни служили складами и прядильными мастерскими, о чем говорят десятки пряслиц, находимых в помещениях. Жилой район, образованный домами с внутренними дворами, лежал к северу от маслодавилен. Дворцовая зона занимала центральную часть нижнего города. Здесь исследован комплекс зданий, включавших жилые комнаты, дворы, кладовые; обнаружены ассир. и восточногреч. расписная керамика, посуда для пиров; найдены 2 клада серебряных украшений и хорошо обработанные 4-рогие алтари.

Вотивная надпись правителя Икауса в святилище в Екроне. VII в. до Р. Х.

Вотивная надпись правителя Икауса в святилище в Екроне. VII в. до Р. Х.


Вотивная надпись правителя Икауса в святилище в Екроне. VII в. до Р. Х.

В Е. был собран богатый материал о культуре, языке, верованиях жителей в ассир. период. В храмовом комплексе (разрушен в 604/3) были смешаны черты архитектуры Ассирии, Финикии и Филистии. Он состоял из неск. зданий с общим обводом крытых коридоров, с внутренним открытым двором, обставленным 4 квадратными пилонами, и парадным колонным залом. В нем были найдены предметы декоративного искусства Египта, видимо попавшие в храм как военные трофеи: амулет с изображением Птаха - божества ремесла и знания; вырезанная на слоновом бивне фигурка богини (XIII в. до Р. Х.). В 1996 г. на полу одной из целл комплекса была обнаружена царская вотивная надпись в 5 строк (VIII в. до Р. Х.), высеченная на прямоугольной известняковой плите. В надписи говорится, что правитель Е. Икаус, сын Пади, построил это святилище и посвятил его «своей госпоже» ( ). В надписи встречаются имена еще 4 правителей Е. Упоминание Е. служит надежным подтверждением его локализации. Это свидетельство позволило достаточно точно идентифицировать слой IC с 1 - 3-й четв. VII в. до Р. Х. и датировать храмовый комплекс 1-й четв. VII в. до Р. Х. По мнению исследователей, текст надписи предполагает связь с «народами моря», поскольку имя Икаус - единственное несемит. имя среди фигурирующих в ассир. анналах имен филистимских царей VIII-VII вв. и понимается как «ахеец», или грек, а   интерпретируется как имя греч. богини. А. Демски возводит его к греч. слову πότνια (госпожа), обычно употребляемому по отношению к Астарте (Ашере). Др. посвящение было найдено на месте заполненного кувшинами склада, найденного в помещении по соседству с храмовым комплексом. Надпись на одном из кувшинов была прочитана как Баалу и Пади (  ). Эта формула, известная из ассир. документов о повинностях ассир. граждан, подчеркивает культурное влияние на Е. Ассирийской империи.

В Е. обнаружены фрагменты расписной керамики, в т. ч. посвящения «святыне (?) Астарте» (  ), «святилищу» ( ) и др.; серебряный медальон с гравированным изображением муж. фигуры с крыльями, осененной солнечным диском, полумесяцем и 7 кругами, руки подняты вверх к Астарте, стоящей на спине льва. Оформление медальона отражает высокую степень религиозно-художественного синкретизма.

Связь культуры Е. с древнеевр. традициями доказывает наличие 4-рогих алтарей для ритуальных возжиганий (ср.: Исх 30. 2). Др. следы связей с Иудеей (гирьки весом в шекель и бека; древнеевр. надписи на тарных сосудах в зоне элитной застройки; культовые жен. фигурки) шире представлены в остальной части Финикии. Предметы роскоши и религ. ценности в VII в. до Р. Х. были гл. обр. егип. происхождения (предметы из слоновой кости, амулеты из фаянса и раковин, мелкая пластика, известняковые систры и скарабей с надписями, относящимися к 26-й династии (ок. 663-525)). В быту были распространены филистимские традиции, на что указывает преобладание керамики прибрежных типов по сравнению с керамикой иудейского типа.

В конце правления Ассирии (630 гг. до Р. Х.) при нашествии Навуходоносора Е. был полностью разрушен. Сохранились наконечники местных и вавилонских стрел и фрагменты керамики, датируемой посл. четв. VII в. до Р. Х. В персид. период город был восстановлен как неукрепленный поселок. Началом VI в. до Р. Х. (последняя фаза слоя I) датируется селище с одним зданием, возведенным на разрушениях предшествующего периода в нижнем городе и имевшим открытый двор ассир. типа. Вскоре телль был покинут и не обживался до прихода римлян и появления поселка визант. и раннеислам. эпох.

Лит. : Conder С.R., Kitchener H. H. The Survey Western Palestine. L., 1882. Vol. 2. P. 425; Clermont-Ganneau Ch. Archaeological Researches in Palestine. L., 1896. Vol. 2. P. 195; Albright W. F. Researches of the School in Western Judea // BASOR. 1924. Vol. 15. P. 2-11; idem. The Fall Trip of the School in Jerusalem to Gaza and Back // Ibid. 1925. Vol. 17. P. 4-9; Naveh J. Khirbet al-Muqanna-Ekron // IEJ. 1958. Vol. 8. P. 87-100, 165-170; Mazar B. The Cities of the Territory of Dan // Ibid. 1960. Vol. 10. P. 65-77; Gitin S., Dothan T. The Rise and Fall of Ekron of the Philistines: Recent Excavations at an Urban Border Site // BiblArch. 1987. Vol. 50. N 4. P. 197-222; Dothan T. The Arrival of the Sea Peoples: Cultural Diversity in Early Iron Age Canaan // Recent Excavations in Israel / Ed. S. Gitin, W. G. Dever. Winona Lake (Ind.), 1989. P. 1-14. (AASOR; 49); Gitin S. Tel Miqne: A Type Site for the Inner Coastal Plain in the Iron Age II Period // Ibid. P. 23-58; idem. Incense Altars from Ekron, Israel and Judah: Context and Typology // Eretz-Israel. Yerushalayim, 1989. Vol. 20. P. 52-67; Demsky A. The Name of the Goddess of Ekron: A New Reading // J. of the Ancient Near Eastern Society. 1997. Vol. 25. P. 1-5; Gitin S., Dothan T., Naveh J. A Royal Dedicatory Inscription from Ekron // IEJ. 1997. Vol. 47. P. 1-16; Naaman N. Ekron under the Assyrian and Egyptian Empires // BASOR. 2003. Vol. 332. P. 81-91; Ussishkin D. The Fortifications of Philistine Ekron // IEJ. 2005. Vol. 55. P. 35-65; idem. Was the Earliest Philistime City of Ekron Fortified? // BAR. 2006. Vol. 32. N 5. P. 68-71; Беляев Л. А., Мерперт Н. Я. От библейских древностей к христианским: Очерки археологии эпохи формирования иудаизма и христианства. М., 2007. C. 15-16, 24-26; Garfinkel Y. The Dynamic Settlement History of Philistine Ekron: A Case Study of Central Place Theory // Up to the Gates of Ekron: Essays on the Archaeology and History of Eastern Mediterranean in Honor of S. Gitin / Ed. S. W. Crawford e. a. Jerusalem, 2007. P. 17-24.

Л. А. Беляев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ЕКРОН" в других словарях:

  • Екрон — (Аккарон). Название Е., возм., связано с аккад. и егип. словами, к рые переводятся как город . Е. филистимский город (Нав 13:3), жители к рого поклонялись Веельзевулу (4Цар 1:3). Израильтяне завоевывали Е. дважды после смерти Иисуса Навина (Суд 1 …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Екрон — Екрон, см …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Екрон — самый северный из пяти филистимских городов (И. Нав. 13:3), сначала был отдан колену Иудину (И Нав 15:45), потом колену Данову (И. Нав. 19:45). Покорен этот город коленом Иудиным (Суд. 1:18). Из 1 Цар. 5:10; 17:52 видно, что был отвоеван… …   Словарь библейских имен

  • Екрон — Екр’он (искоренение) (Нав.13:3 ; Нав.15:11 ,45,46; Нав.19:43 ; Суд.1:18 ; Иер.25:20 ; Ам.1:8 ; Соф.2:4 ; Зах.9:5 ,7) один из пяти главных филистимских городов на северо восток от Азота (в 1Цар.6:17 ; 1Цар.7:14 ; 1Цар.17:52 назван Аккарон). (см.… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Екрон — Екр’он (искоренение) (Нав.13:3 ; Нав.15:11 ,45,46; Нав.19:43 ; Суд.1:18 ; Иер.25:20 ; Ам.1:8 ; Соф.2:4 ; Зах.9:5 ,7) один из пяти главных филистимских городов на северо восток от Азота (в 1Цар.6:17 ; 1Цар.7:14 ; 1Цар.17:52 назван Аккарон). (см.… …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Книга Иисуса Навина 15:45 — Екрон с зависящими от него [городами] и селами его, 4Цар.1:2 …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Нав.15:45 — Екрон с зависящими от него [городами] и селами его, 4Цар.1:2 …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Дан — ( (Господь) рассудил ): 1) пятый сын Иакова и первый от Валлы, служанки Рахили (Быт 30:5 и след.); Известен только один сын Д., Шухам или Хушим (Быт 46:23; Чис 26:42). Благословения Иакова и Моисея характеризуют Д. и его потомков как судей и… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ФИЛИСТИМЛЯНЕ — народ, населявший в древности прибрежные равнины Палестины и известный преимущественно благодаря библейским источникам; упоминается также в египетских и ассирийских письменных памятниках. Само название Палестина представляет собой греческий… …   Энциклопедия Кольера

  • Аккарон — см. Екрон …   Библейская энциклопедия Брокгауза


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»