АДИАФОРА


АДИАФОРА

[греч. ἀδιάφορα; μέσα, οὐδέτερα; лат. indifferentia, res mediae - нечто среднее, безразличное, второстепенное], термин из области античных этических учений, обозначающий ряд безразличных в отношении добра и зла феноменов. Так, для киников А. является все, что не ведет к единственной цели человека - добродетели (Диоген Лаэртский. VI 68, 71, 73). Для Др. Стои (см. Стоицизм) всякое сущее подразделяется на благое, злое и ни то ни другое (ibid. VII 101), однако и среди А. производятся дальнейшие различения на вещи «предпочтительные» (προηγμένα), соответствующие природе (ὁμολογουμένως τῇ φύσει ζῆν): здоровье, телесная крепость, красота, богатство, слава,- и вещи, противные природе, к-рых следует избегать (ἀποπροηγμένα): болезнь, боль, бедность (Stoicorum Veterum Fragmenta. I 191-196, 559-562; III 117-168, особ. 119),- и на «то, что не вызывает ни стремления, ни отвращения к себе, как, например, то четное или нечетное количество звезд или волос на голове» (Секст Эмпирик. Против этиков. XI 59-63, особ. 59). Позднее понятие «А.» переходит в обиход этических наставлений Поздней Стои.

В текстах Библии как термин «А.» не встречается; в христ. этике понятие «А.» отмечает границу между утверждающими и запрещающими заповедями как Божественными установлениями и тем самым выделяет объем и содержание как прямо не запрещенного, так и явно не разрешенного, т. е. маркирует спорную область человеческой свободы и переходных явлений, всегда проблематичных в силу их зависимости от исходных предпосылок, критериев и принципов интерпретации. К анализу понятия «А.» первыми обратились Климент Александрийский (Строматы. IV 26, 164, 4) и Ориген. Идеи последнего в значительной мере созвучны античному философскому представлению об А.: он утверждает, что жизнь и смерть, поскольку ими в равной мере с христианами обладают безбожники и неразумные звери, безразличны для христ. аксиологии (Homiliae in Num. XVI 7; Commentarium in Ioann. XX 55, 220). Отход от античной традиции заметен в том, что нек-рые вещи, относимые Оригеном к разряду А., как, напр., мудрость и мужество, обладают способностью превращаться в благо в зависимости от того, содействуют ли они прославлению Бога и проявлению любви к ближнему или нет. Учение об А. использовали в своих богословских рассуждениях Лактанций, св. Василий Великий, св. Амвросий Медиоланский, блж. Августин и св. Иоанн Кассиан Римлянин. С течением времени круг «безразличных» вещей постепенно сужался: напр., уже блж. Августин отрицал возможность существования «нейтральных» человеческих поступков (Ep. 82, 13). Происходила переоценка нек-рых сторон жизни человека: девственность, брак, считавшиеся с философской т. зр. А., приобретают достоинство истинного блага. Дискуссии о содержании понятия «А.» происходили среди лютеран в XVI и XVII вв. (см. Адиафористские споры).

Согласно святоотеческой традиции, смешение добра со злом произошло в человеческом естестве вследствие грехопадения, причем для человека невозможно освободить собственными силами природное добро от зла, проникшего в человеческую природу, хотя само по себе зло и не имеет онтологического основания. Т. о., вопросы о добре и зле и вытекающих отсюда добрых и злых поступках в правосл. вероучении рассматриваются в антропологическом и сотериологическом аспектах. В сознательной религ. и духовно ориентированной деятельности человека, представляющей собой подвиг борьбы добра со злом, не может быть нейтрального отношения к различным реалиям жизни и поступкам: одни из них ведут к спасению, другие - к вечной гибели.

Лит.: Бронзов А. Адиафоры // ПБЭ. Т. 1. Стб. 338-339; idem. Нравственно-безразличное и «дозволенное» // ХЧ. 1897. Ч. 203; Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу // Он же. Аскетические опыты. М., 1905, 1989р. Т. 2. С. 362-412; Baier K. Der Standpunkt der Moral: Eine rationale Grundlegung der Ethik. Düsseldorf, 1974; Handbuch der Dogmen- und Theologiegeschichte. Gött., 1982. Bd. 2. S. 102-103; Pohlenz M. Die Stoa. Gött., 19927. Bd. 1. S. 121-123. 19906. Bd. 2. S. 6 [библиогр.].

А. Ю. Миронов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Синонимы:

Смотреть что такое "АДИАФОРА" в других словарях:

  • АДИАФОРА — (греч. Adiaphora) безразличное, незначительное, лежащее, согласно учению киников и стоиков, между добром и злом, добродетелью и пороком, т.е. то, что с точки зрения морали не имеет значения. Стоик Зенон учит: «Во всем том, что существует, одна… …   Философская энциклопедия

  • АДИАФОРА — (греч. adiaphora безразличное, малозначительное) термин для фиксации индифферентного. Согласно учению киников и стоиков, А. расположенное между Добром и Злом, добродетелью и пороком, не имеющее значения с позиции морали. Зенон стоик учил: «Во… …   Новейший философский словарь

  • АДИАФОРА — (греч.), термин античной этики: «морально безразличное», то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. В этике Ранней Стои понятие адиафоры приобрело особое значение и стало техническим термином, обозначающим… …   Энциклопедический словарь

  • АДИАФОРА — (греч. adiaphora, от a отриц. част., и diaphoros отличный, различный). Безразличное отношение, нейтральное положение, индифферентизм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АДИАФОРА греч. adiaphora, от а,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • адиафора — сущ., кол во синонимов: 1 • индифферентизм (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • АДИАФОРА —     АДИАФОРА (греч. ἀδιάφορα [ἀ priv.+ διαφέρω, «различаю»], лат. indifferentia, media, interjecta), термин античной этики: «морально безразличное», то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. Разделение сущего на… …   Античная философия

  • Адиафора — (др. греч. ἀδιάφορος, «неразличимый, безразличный»): в философии стоиков: безразличные вещи, ничего не значащие для достижения счастья (например, бедность и богатство). в христианстве: то, что не имеет значения для спасения. Содержание 1 Адиафора …   Википедия

  • Адиафора — (греч.) именуются в эфике безразличные сами по себе деяния или поступки, которые одинаково хорошо могут быть и совершаемы, и не совершаемы. К таковым относятся не только обычные наши движения, как, напр., хождение, стояние, сидение, но и такие… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Адиафора —         (греч. безразличное), понятие, введ. софистом Продиком и употреблявшееся киниками и стоиками. Означает вещи и взаимосвязи, которые сами по себе ни положительны, ни отрицательны. В то же время по отношению к благу они являются добродетелью …   Словарь античности

  • Адиафора —  ♦ (ENG adiaphora)  (греч. безразличие)    элементы веры, содержащиеся в Писании, к рые не рассматриваются ни как обязательные к исполнению, ни как запреты, и, т. обр., отношение к ним определяется свободным выбором верующего (см. Рим. 14:17; 1… …   Вестминстерский словарь теологических терминов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.