ЕНОС

ЕНОС

Ветхозаветный праотец Енос. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Мастер Дионисий. 1502 г.

Ветхозаветный праотец Енос. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Мастер Дионисий. 1502 г.


Ветхозаветный праотец Енос. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Мастер Дионисий. 1502 г.

Ено́с [евр.  ,   греч. ᾿Ενώς], ветхозаветный праотец (пам. в Неделю св. праотцев и в Неделю св. отцов). Сын Сифа и отец Каинана. Е. жил 905 лет (Быт 5. 11 MT и LXX, обычно сообщающие разный возраст патриархов, относительно Е. приводят одинаковые цифры). Древнеевр. имя E. ( ), как и имя Адам ( ), имеет в ВЗ нарицательное значение - «человек»; соответственно эти слова являются синонимами, но   в ВЗ встречается реже (42 раза), чем   и преимущественно в поэтических и пророческих текстах (Maass F .   // TDOT. Vol. 1. P. 374). Этот термин, происходящий от евр. глагола   - лишаться силы, слабеть (cм.: Иов 4. 17), часто обозначает человеческую слабость, смертность и удаленность от Бога (см. Пс 33. 12, 26; 103. 15). Праведное поколение Е. противопоставляется греховному поколению Каина, описанному в предшествующих стихах. В кн. Бытие после рассказа о Е. повторяется родословие людей от Адама (Быт 5. 1 и сл.) и, т. о., возобновляется линия от допотопного человечества, к-рая была прервана убийством Авеля и продолжилась благодаря рождению отца Е. - Сифа. Поэтому мн. исследователи рассматривают образ Е., связанного с появлением нового поколения людей, в качестве параллели «новому Адаму» (Cassuto. P. 246-247; Rendsburg. P. 24).

В кн. Бытие особенно отмечается рождение Е., т. к. именно в его время люди «начали призывать имя Господа» (Быт 4. 26). Этот стих сложен для истолкования, поскольку известно, что имя Господне было открыто древним евреям только во времена Моисея (Исх 3. 13-15; Исх 6. 3-4). Однако в Быт 4. 1 логическое ударение поставлено не на откровении Божественного имени, а скорее на начале Его призывания во времена Е. (Wenham. 1980). Выражение «призывать имя Господне» встречается также в Быт 12. 8; 13. 4; 21. 33; 26. 25 и всякий раз т. о. отмечается начало богослужения, в т. ч. совершение молитв и жертвоприношений. Поэтому, по мнению большинства исследователей, слова из Быт 4. 26 указывают на установление регулярного богослужения во времена Е. (Hess. P. 526; Wenham. 1987. P. 116).

В святоотеческой экзегезе Е. именуется праведником, ставшим свидетелем появления надежды на Бога у первого поколения людей (Greg. Nazianz. Or. 14. 4), и пророком, на к-рого сошел Св. Дух (Сyr. Hieros. Catech. XVI 27). Имя, данное Е. при рождении, по мнению свт. Иоанна Златоуста, должно было являться своего рода знамением, обучающим людей добродетели. Е. был родоначальником праведных сынов Божиих, противопоставленных родившимся от Каина «сынам человеческим» (Ioan. Chrysost. In Gen. XXI 3; XXII 3). В отличие от земного града, населенного этими людьми, Е. и его сродникам уготован град Божий - духовное общество людей, символизирующее еще не воплощенное единство всего человеческого рода (Aug. De civ. Dei. XV 21).

В отличие от церковной традиции в раввинистической лит-ре поколение Е. именуется «советом нечестивых» (Пс 1. 1), а с Е. связывается возникновение у людей практики гаданий, магии и идолослужения (Зохар 1. 56а; Сифре Деварим. 43; Шаббат. 118b). Через Е. люди попали под власть нечистых духов, а землю поразили различные природные катаклизмы (Берешит Рабба 23.6). Возможно, в основе подобных интерпретаций лежало неверное прочтение глагола  . В Быт 4. 26 он употреблен в глагольной породе «хофаль» и означает «начинать», тогда как его основное значение в др. породах - «хулить, осквернять» (обзор мнений по этому поводу см.: Fraade. 1984).

Лит.: Cassuto U. A Comment. on the Book of Genesis. Jerusalem. 1961. Pt. 1: From Adam to Noah; Wenham G. J. The Religion of the Patriarchs // Essays on the Patriarchal Narratives / Ed. A. R. Millard, D. J. Wiseman. Leicester, 1980. P. 157-188; idem. Genesis 1-15 // WBC. 1987. Vol. 1. P. 113-118; Fraade S. D. Enosh and His Generation. Chico (Calif.), 1984; Rendsburg G. The Redaction of Genesis. Winona Lake (Ind.), 1986; Hess R. S. Enosh // ABD. Vol. 2. P. 526; Enosh // EncJud. Vol. 6. P. 445.

Э. С. П.


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ЕНОС" в других словарях:

  • Енос — (ивр. אֱנוֹשׁ בן שת‎, Энош бен Шет)  сын Сифа, отец Каинана, третий патриарх начиная от Адама. Согласно (Быт.5:9 11) Енос прожил 905 лет. Содержание 1 Толкования 1.1 В …   Википедия

  • Енос — (евр. Энош, человек , человеческий род ). Со словом енос часто связывается представление о немощи и смертности человека (Иов 4:17). Соответствующий ему глагол анаш переводится как быть немощным . Е. был первым сыном Сифа, внуком Адама (Быт 5:6… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Енос — а, муж. Стар. редк.; прост. к Анос, а.Отч.: Еносович, Еносовна. Словарь личных имён. Енос а, м. Стар. редк.; прост. Анос2, а. Отч.: Еносович, Еносовна. Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 …   Словарь личных имен

  • Енос — ’Енос (муж, человек) (Быт.4:26 ; Быт.5:6 ,7,9 11; 1Пар.1:1 ; Лук.3:38 ) сын Сифа, сына Адама, один из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Енос — ’Енос (муж, человек) (Быт.4:26 ; Быт.5:6 ,7,9 11; 1Пар.1:1 ; Лук.3:38 ) сын Сифа, сына Адама, один из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Енос — сын Сифа, сына Адамова. По еврейски это имя означает слабый, немощный; носитель его отмечает собой момент полного разделения двух поколений сифитов и каинитов. В то время как последние, гордые своими силами, всецело отдались материальной культуре …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Енос — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  (евр. слабый, смертный, покорный) сын Сифа (Быт. 4, 26. 5,6 11) …   Словарь церковнославянского языка

  • Енос — (Энош), внук Адама, сын Сифа, родивший Каинана на 90 году жизни; он жил 905 лет. (Быт. 4:26; 5:6 и дал.; Лук. 3:38) …   Словарь библейских имен

  • Енос, Энос — (муж, человек) (Быт.4:28 ) сын Сифа и внук Адама, умерший 905 лет от роду. По его рождении, замечает бытописатель, люди начали призывать имя Господа Бога, т.е. быть может, с этого времени в потомстве Сифа учреждено открытое, общественное… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Энош бен Шет — Енос (ивр. אנוש בן שת‎‎, Энош бен Шет)  сын Сифа, отец Каинана, третий патриарх начиная от Адама. Согласно (Быт.5:9 11 Енос прожил 905 лет. Содержание 1 Толкования 1.1 В иудаизме 1.2 В христианстве …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»