ЕПИФАНА

ЕПИФАНА

[лат. Epiphana] (сер. III в.), мц. Леонтинская (Леентинская) (пам. зап. 12 июля, 12 мая). Сказание о Е. (BHG, N 58) содержится в добавлениях к Мученичеству Алфия, Филадельфа и Киприна (Кирина) (см. в ст. Алфий, Филадельф, Кирин, Еразм, Онисим и с ними 14) и не имеет собственной рукописной традиции. Полный корпус греч. текстов о Леонтинских мучениках не издан. В Acta Sanctorum опубликован лат. перевод значительной части этих текстов, в т. ч. Мученичество Е. (ActaSS. Mai. T. 2. P. 528-531).

Е. жила во время правления имп. Валериана (253-260). Она была супругой Александра, советника при наместнике Тертилле в Леонтинах (ныне г. Лентини) на Сицилии. После того как братья Алфий, Филадельф и Киприн были доставлены на остров и переданы под охрану Александру, он, увидев сотворенные ими чудеса и поразившись их мужеству, обратился ко Христу. Братья наставили супругов в вере и посоветовали Александру покинуть город, а Е. предсказали мученическую кончину. Когда к Е. пришли солдаты Тертилла и потребовали сказать, где скрывается ее муж, она отказалась отвечать. Представ перед наместником, Е. исповедала Христа. После неск. допросов и пыток, во время к-рых Е. непрестанно обличала идольское служение, Тертилл приказал отсечь ей груди, а тело мученицы спрятать в пещере. Однако 2 благочестивым женщинам удалось выкупить тело Е. и похоронить рядом с могилой Алфия, Филадельфа и Киприна. Супруг Е. Александр впосл. стал 1-м епископом в Леонтинах с именем Неофит (см. Неофит, еп. Леонтинский). Мощи Е. вместе с мощами др. мучеников были обретены в Лентини в 1517 г.

В греч. Синайском канонарии IX-X вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 205) Е. упоминается 10 дек. без к.-л. уточнений о времени и месте кончины (греч. μνήμη τῆς ἁϒίας ᾿Επιφανῆς). В более поздних греч. синаксарях и Минеях память Е. не отмечена.

В Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония (XVI в.) память Е. содержится под 12 июля с указанием, что мученица пострадала при имп. Диоклетиане и наместнике Тертилле. Е. также поминается 10 мая вместе с Алфием, Филадельфом и Киприном. В Лентини память Е. празднуется 12 мая. В календаре РПЦ память Е. не отмечена.

Ист.: BHG, N 58; ActaSS. Mai. T. 2. P. 502-506, 528-531; Iul. T. 3. P. 245; MartRom. Comment. P. 284.

Лит.: Van Doren R. Epiphana // DHGE. T. 15. Col. 610; Morabito G. Epifania (Epifana) // BiblSS. Vol. 4. Col. 1256; Heyer F. Die Heiligen auf den Inseln: Viten und Hymnen aus Ägäis und Adria. Erlangen, 1991. P. 253-254; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 381; Т. 3. С. 637; Sauser E. Alphio, Philadelphio u. Cirino // BBKL. Bd. 14. S. 696.

Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ЕПИФАНА" в других словарях:

  • Епифана — ы, жен. Стар. редк.Производные: Епифанка; Фана (Фаня).Происхождение: (Женск. к (см. Епифан)) Словарь личных имён. Епифана ы, ж. Стар. редк. Производные: Епифанка; Фана (Фаня). [Женск. к Епифан …   Словарь личных имен

  • Книга пророка Даниила — Запрос «Книга Даниила» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Книга пророка Даниила …   Википедия

  • Дан. — Книга пророка Даниила книга Библии, часть Ветхого Завета. В греко славянской Библии Книга пророка Даниила занимает четвёртое место в ряду пророческих книг Ветхого Завета. Содержание 1 Авторство книги 2 В иудаизме 3 В христианстве …   Википедия

  • Книга Даниила — Книга пророка Даниила книга Библии, часть Ветхого Завета. В греко славянской Библии Книга пророка Даниила занимает четвёртое место в ряду пророческих книг Ветхого Завета. Содержание 1 Авторство книги 2 В иудаизме 3 В христианстве …   Википедия

  • Маккавейские книги — первая, вторая и третья принадлежат к разряду апокрифических свящ. книг. Вообще в них описываются подвиги Маккавеев и состояние Иудейского народа в их время. В первой Маккавейской книге, состоящей из 16 глав, после краткого замечания о… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Димитрий македонские и сирийские цари — (Δημήτριος) имя многих македонских и сирийских царей. 1) Д. Полиоркет, т. е. покоритель городов (337 283 до Р. Х.), сын Антигона; уже юношей отличился в войнах своего отца с Евменом, Птолемеем, Лизимахом и друг. полководцами Александра В.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Маккавеи — от евр. makkabi молот (на врагов) первоначально прозвание одного Иуды Маккавея (см.), потом распространенное на всех вообще защитников и исповедников веры во время гонений Антиоха Епифана. Особенно знамениты: 1) св. мученики 90 летний старец… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Филипп наместник Иудеи — один из любимцев царя сирийского Антиоха Епифана, родом фригиянин, с юных лет бывший в дружбе с царем (2 Мак. IX, 29). В начале восстания Маккавеев на защиту веры и отечества Ф. упоминается как наместник Иудеи, поставленный от царя угнетать народ …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Димитрий (имена макед. и сирийск. царей) — (Δημήτριος) θмя многих македонских и сирийских царей. 1) Д. Полиоркет, т. е. покоритель городов (337 283 до Р. Хр.), сын Антигона; уже юношей отличился в войнах своего отца с Евменом, Птолемеем, Лизимахом и друг. полководцами Александра В.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Филипп, наместник Иудеи — один из любимцев царя сирийского Антиоха Епифана, родом фригиянин, с юных лет бывший в дружбе с царем (2 Мак. IX, 29). В начале восстания Маккавеев на защиту веры и отечества Ф. упоминается как наместник Иудеи, поставленный от царя угнетать народ …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»