ЕРЕВАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

ЕРЕВАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

[Эриванское] викариатство Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии Грузинского Экзархата РПЦ (13 дек. 1912 - не ранее июля 1917, возможно до 30-х гг. XX в.) с центром в г. Эривань (с 1936 Ереван). Окормляло православные приходы на территории Эриванской губернии и Карсской обл. и, вероятно, части Борчалинского у. Тифлисской губ. Российской империи (ныне на территории Армении, Грузии, Турции).

В 1801 г. в состав России был включен Лоре-Ташири (историческая Сев.-Зап. Армения), здесь были расквартированы казачьи войска. Казаки сооружали в населенных пунктах правосл. часовни и церкви, где принимали военную присягу. Основу правосл. населения Армении составили рус. военные поселенцы и отставники, администраторы, члены их семей, позже - крестьяне из внутренних областей империи.

Собор Покрова Пресв. «Русская церковь») в Эривани. 1830 г. Фотография. 1902 г.

Собор Покрова Пресв. «Русская церковь») в Эривани. 1830 г. Фотография. 1902 г.


Собор Покрова Пресв. «Русская церковь») в Эривани. 1830 г. Фотография. 1902 г.

21 июня 1811 г. с учреждением Грузинского Экзархата РПЦ территории Лоре-Ташири в церковном отношении вошли в юрисдикцию Мцхетско-Карталинской епархии Экзархата (с 28 дек. 1818 Карталинско-Кахетинская (Грузинская)).

1 окт. 1827 г., в день Покрова Пресв. Богородицы, рус. войсками была взята Эриванская крепость. Старая эриванская греч. церковь, в свое время превращенная персами в мечеть, была вновь освящена как православная в честь Покрова Пресв. Богородицы и почиталась как памятник взятия Эривани. В 1830 г. также в память о взятии Эриванской крепости в городе в псевдорусском архитектурном стиле был воздвигнут храм в честь Покрова Пресв. Богородицы, который жители города назвали «Русская церковь».

Указ имп. Николая I от 30 нояб. 1830 г. о ссылке в Закавказье наиболее активных представителей «особо вредных сект» (молокан, духоборов, субботников) и о свободном переселении по собственной инициативе сектантов, а также ряд указов 30-40-х гг. XIX в., предоставлявших переселенцам значительные экономические льготы и свободное отправление богослужений по своему обряду, обусловили массовую миграцию в историческую Армению сектантов, а с ними - единоверцев и православных. К правосл. постройкам этого времени относится ц. вмч. Георгия (1832) в сел. Джалал-Оглы (ныне Степанаван, Армения).

4 окт. 1837 г. путешествующий по Закавказью имп. Николай I заложил в крепости Александрополя (ныне Гюмри, Армения) один из наиболее крупных правосл. храмов региона - каменную церковь, освященную в 1842 г. во имя царицы вмц. Александры, небесной покровительницы его супруги, Александры Феодоровны. Вслед за этим в городе стали строиться др. православные церкви.

Во 2-й пол. XIX в. число правосл. храмов на территории Е. в. значительно выросло - в основном благодаря расквартированным в различных городах рус. войскам, за счет походных и переоборудованных из них в постоянные церквей со штатным священником. Значительная часть храмов была выстроена в рус. стиле по образцовому проекту для российских полковых церквей архит. Ф. М. Вержбицкого; церкви Е. в. интересны тем, что выполнены не из кирпича, как во внутренних областях России, а из натурального камня разных цветов.

В 1878 г. России по Сан-Стефанскому мирному договору отошел Карс (ныне на территории Турции). Правосл. Церкви было передано здание карсской мечети, бывш. арм. церкви 1-й пол. X в. Сурб-Аракелоц (Апостолов), возле Карсской крепости. В 1889 г. при карсском госпитале была выстроена ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В центре города на братских могилах воинов, павших при взятии Карсской крепости в ночь на 6 нояб. 1877 г., в 1908 г. была освящена ц. блгв. кн. Александра Невского.

К 80-м гг. XIX в. на территории входивших на тот момент в состав России частей Армении насчитывалось 23 рус. селения (свыше 11 тыс. чел.), в т. ч. 6 православных (2,7 тыс., 24,4%) и 17 сектантских (молокане, субботники, баптисты - 8,5 тыс., 75,6%). Рус. поселенцы значительно способствовали экономическому развитию региона: появились усовершенствованные орудия сельского хозяйства, развилось огородничество, русские занимались торговлей и извозом. В 1882 г., согласно «Положению о казачьих войсках», в казачьи полки Закавказского края и Закаспийской обл. были назначены священники.

В посл. четв. XIX в. на территории Е. в. активно действовало Общество восстановления православного христианства на Кавказе, основными задачами которого были храмоздательство, противостояние миссионерской деятельности молоканских, духоборческих и субботнических сект, а также содействие переходу в Православие ассирийцев-несториан. В 1893-1895 гг. в Караклисе (ныне Ванадзор, Армения) по проекту архит. А. Н. Померанцева была выстроена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. 8 июля 1901 г. была освящена соборная александропольская ц. Рождества Пресв. Богородицы, возведенная на средства из казны по ходатайству бывш. командира полка полковника Ф. Ф. Грязнова (убит в Тифлисе в 1906).

Церковь арх. Михаила (бывш. арм. ц. Сурб-Аракелоц) в Карсе. 1-я пол. X в. Фотография. 10-е гг. XX в.

Церковь арх. Михаила (бывш. арм. ц. Сурб-Аракелоц) в Карсе. 1-я пол. X в. Фотография. 10-е гг. XX в.


Церковь арх. Михаила (бывш. арм. ц. Сурб-Аракелоц) в Карсе. 1-я пол. X в. Фотография. 10-е гг. XX в.

В 1909-1912 гг. в Эривани выходил духовный ж. «Вестник Эриванского православного прихода». К 1913 г. на территории Е. в. действовало свыше 30 правосл. церквей в Александрополе, Карсе, Эривани, Сарыкамыше, Каракурте, Кагызмане, Джалал-Оглы, Канакере, Ольты, в селах Арзни, Димитров, Анкаван и др.

13 дек. 1912 г. решением Святейшего Синода РПЦ для окормления правосл. паствы на территории исторической Армении было учреждено Е. в. Первым викарием стал Бакинский вик. еп. Пимен (Пегов; 13 дек. 1912 - 12 февр. 1915, переведен Балтским викарием в Подольскую и Брацлавскую епархию). В 1907-1911 гг. он занимал должность ректора Тифлисской ДС, с 1907 г. был членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы. Уже будучи Ереванским викарием, временно управлял Грузинским Экзархатом с 20 мая до 26 июня 1914 г. (после кончины экзарха архиеп. Алексия II (Молчанова) и до поставления во экзарха архиеп. Самарского и Ставропольского Питирима (Окнова)). В 1915 г. входил в состав Комитета Грузинского Экзархата по сбору пожертвований на военные нужды (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 24173. Л. 59; Ед. хр. 26424. Л. 1).

12 февр. 1915 - 24 марта 1916 г. кафедру Е. в. занимал перешедший с Чебоксарской кафедры Леонтий (Вимпфен; расстрелян 6 июля 1919), штатный член Грузино-Имеретинской синодальной конторы, позже переведенный на Оренбургскую кафедру Кустанайским викарием (Правосл. собеседник. 1915. Февр. С. 373).

23 марта (по др. источникам, 24 или 26 апр.) 1916 г. в тифлисском кафедральном Сионском соборе (см. Тбилисский Сиони) на Ереванскую кафедру был хиротонисан ректор Кишинёвской ДС архим. Дамиан (Говоров; с 7 июля 1917 епископ Петровский, викарий Саратовской епархии), с 28 марта штатный член Грузино-Имеретинской синодальной конторы (Речи при наречении во епископа Ереванского // ПрибЦВед. 1916. № 21. С. 503-506).

На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от Е. в. присутствовали проживающие в Карсе клирик карсского Спасо-Преображенского собора свящ. Алексий Параскевов и инспектор народных уч-щ Н. В. Политов.

В марте 1917 г. Грузинский Экзархат РПЦ вслед. провозглашения груз. иерархией восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (12 марта 1917; восстановлена на Соборе Грузинской Церкви 8-17 сент. 1917) был упразднен. 10 июля 1917 г. для русских и др. негруз. православных приходов Закавказья был учрежден Кавказский Экзархат, в юрисдикцию к-рого вошло и Е. в. (возможно, как епархия). С упразднением Кавказского Экзархата (21 февр. 1920) Е. в., вероятнее всего, было также упразднено.

Однако в источниках сохранились сведения о Ереванской кафедре РПЦ 2-й пол. 20-х гг.,- возможно, Е. в. в этот период было восстановлено как епархия. Так, известно, что 30 нояб. (по др. источникам, 17 нояб.) 1924 г. Патриархом Московским и всея России свт. Тихоном в сослужении митр. Крутицкого сщмч. Петра (Полянского) в ц. Преображения Господня в Каретном ряду в Москве во епископа Ереванского был хиротонисан архим. Антоний (Романовский), преподаватель богословских предметов (1913-1921) и инспектор (1919 (или 1918) - 1921) Тифлисской ДС (среди его учеников был буд. Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II (Сидамонидзе; 1960-1972)), благочинный (1919-1924 (или 1921)) рус. мон-рей в Грузии. Одновременно с хиротонией еп. Антоний был назначен управляющим Сухумской епархией РПЦ (по формулировке других источников, хиротонисан во епископа Сухумского и Ереванского). В янв. 1927 г. еп. Антоний был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму, позже выслан в Марийскую автономную обл., 27 февр. (или 12 марта) 1929 г. перемещен на Донскую кафедру. 23 нояб. 1928 - 3 апр. 1930 г. Ереванской кафедрой, а также Сухумской и Сумской епархиями управлял еп. Бакинский Серафим (Протопопов).

Определением Свящ. Синода РПЦ от 19 нояб. 1943 г. правосл. приходы на территории Армении были переданы Грузинской Православной Церкви (ЖПМ. 1944. № 3. С. 7), в 1991 г. вошли в Майкопскую и Армавирскую епархию РПЦ, ныне - в Екатеринодарской и Кубанской епархии. Действующие церкви: в честь Покрова Пресв. Богородицы (Ереван), вмч. Георгия (с. Анкаван, Котайкская обл.), Рождества Пресв. Богородицы (Ванадзор), свт. Николая Мирликийского (Гюмри), мучеников Кирика и Иулитты (с. Димитров, Араратская обл.).

Н. Т.-М.

Церкви на территории Е. в.

Эривань. Эриванский кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы был переоборудован из мечети в 1827 г. Собор посещали также квартировавшие в Эривани 5-й и 6-й Кавказские стрелковые полки, с 1910 г. имевшие в городе походные церкви во имя арх. Михаила и свт. Николая Чудотворца. Снесен в 30-х гг. XX в.

«Русская церковь» в честь Покрова Пресв. Богородицы с престолами во имя свт. Николая и пророчицы Анны была возведена на Соборной пл. Эривани (ныне пл. Шаумяна, Ереван) в 1830 г. (разрушена в 1926) по проекту архит. М. Буйнова под рук. В. Мирзоева и И. Киткина. Здание храма, выстроенное из местного красного и черного туфа, представляло собой интересный образец рус. стиля: высокий кубический объем, снабженный небольшими ризалитами, завершался фризом из мелких закомар, над к-рыми возвышалось 5 широко расставленных глав. Согласно исследованиям проф. О. Х. Халпахчьяна, особенностью планировки церкви являлось наличие раздельных алтарных крестов, предназначенных для совершения правосл. и армяно-григорианского богослужений. Медный крест храма, хранившийся в ереванской семье Оганян с 1926 г., передан РПЦ 30 нояб. 2003 г.

В 1882 г. в Канакере была устроена ц. во имя блгв. кн. св. Александра Невского, военная, 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска. С 1905 г. она размещалась в казарменном здании. В 1913-1916 гг. по проекту Вержбицкого из туфа оранжевого оттенка было выстроено новое, небольшое по основному объему каменное здание с престолом в честь Покрова Пресв. Богородицы. Это восьмерик на четверике, увенчанный несоразмерно крупной луковичной главой. К четверику примыкает обширная, вытянутая в длину трапезная. Боковые входы в нее, включенные в слабо выступающие ризалиты с 2-скатными кровлями, отмечены 3-лопастными фронтонами. Над зап. входом в храм на кубическом постаменте с 3-частным окном установлена невысокая шатровая колокольня. Части трапезной по сторонам колокольни, оформленные фризами из небольших кокошников, увенчаны луковичными главками. Храм был закрыт в 1918 г., в здании размещались госпиталь, офицерский клуб, кинотеатр, в 1991 г. возобновлен как ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и передан РПЦ; в 2004 г. без соответствия первоначальному проекту восстановлены купол и колокольня.

В 1828 г. в г. Караклис была сожжена действующая правосл. церковь, и на ее месте в 1831 г. возведена новая. Существующая ныне ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы выстроена в 1893-1895 гг. по проекту Померанцева в визант. стиле. Возведенный из светло-коричневого туфа небольшой крестообразный храм увенчан низким куполом на арочном барабане. С 1993 г. действующий. В 1915 г. в военном лагере близ Аштарака недалеко от Эривани по проекту с.-петербургского архитектора А. П. Аплаксина, известного мастера неорус. стиля, была возведена ц. во имя мч. Андрея Стратилата (не сохр., ее изображения неизвестны).

Борчалинский уезд. В 1832 г. в сел. Джалал-Оглы отставным солдатом Бобырём была устроена ц. во имя вмч. Георгия (в 1841 расширена, вместимость до 150 чел.). Известно, что в ней венчался сын декабриста В. Ф. Раевского. В 1882 г. здесь была выстроена походная при 1-м Черноморском полку Кубанского казачьего войска ц. во имя блгв. кн. св. Александра Невского вместимостью до 200 чел. (не сохр.).

В 1846 г. в с. Амракиц близ Джалал-Оглы была возведена ц. во имя свт. Николая. Дошедшее до наших дней здание построено, по всей видимости, в 10-х гг. ХХ в. Небольшое сооружение представляет собой замечательный образец неорусского направления архитектуры модерна, близкий к проектам Аплаксина. Рукава слегка вытянутого в длину крестообразного объема храма имеют клинчатые кровли, завершающиеся главками. Над средокрестием возвышается надстройка с пирамидальным завершением, увенчанным миниатюрным пятиглавием. Колокольня, размещенная по диагонали относительно храма, построена в виде объемной открытой звонницы и увенчана крестообразной клинчатой кровлей. Храм находится на грани обрушения.

В 1871 г. в с. Привольном к северу от Джалал-Оглы был устроен храм во имя арх. Михаила. Крестообразное здание сооружено из светло-коричневого туфа, детали декора - из темно-красного. Восьмигранный барабан и луковичная глава храма обиты оцинкованным железом.

Александрополь. Строителем ц. во имя вмц. Александры в Александрополе, заложенной имп. Николаем I в 1837 г. и вмещавшей до 800 чел., был назначен инженер-полковник Руденков. В штате состояли священник, диакон и 2 псаломщика. В церкви под мраморными плитами с надписями были погребены погибшие в 1877 г. герои русско-тур. войны 1877-1878 гг. ген.-майор И. З. Челокаев (11 мая скончался от ран, полученных в сражении под Карсом) и подполковник И. Меликов (убит 6 нояб. при штурме Карса). Снаружи храма напротив апсиды помещен памятник, под которым похоронен ген.-майор Ф. А. Губский († 14 февр. 1878). В церкви хранились икона «Бог Саваоф» (320×177,8 см), написанная К. П. Брюлловым и пожертвованная имп. Николаем I, и хоругви с надписью: «В память взятия города Ардагана 6 мая 1877 года». В 1918 г. была сожжена турками, затем в 1941 г. восстановлена и использовалась как Дом офицеров. В мае 2008 г. в церкви начались восстановительные работы, совершаются молебны.

В 1886 г. на александропольском военно-гарнизонном кладбище «Холм Чести» в рус. стиле была построена приписанная к Александровской ц. небольшая церковь-часовня во имя арх. Михаила, освященная экзархом Грузии архиеп. Павлом (Лебедевым). В дни памяти крупных сражений: 17 сент. (штурм Карса), 24 июня (битва под сел. Баяндур), 24 июля (битва при сел. Кюрюк-Дара) и 19 нояб. (битва при сел. Башкадыклар) - здесь в присутствии Александропольского гарнизона совершались торжественные панихиды по павшим в русско-тур. войнах. Это небольшое кубическое сооружение из черного туфа, увенчанное шатром, сохранилось до наст. времени.

В 1863 г. для сформированного 154-го Дербентского пехотного полка была устроена полковая ц. во имя блгв. кн. Александра Невского. Позже церковь размещалась в частном съемном здании в Александрополе близ арм. кладбища и вмещала 120-150 чел.

8 июля 1901 г. приблизительно в 1 км от Александрополя было освящено каменное здание ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы Северского драгунского полка (с 1907 18-й драгунский Северский полк), сопутствовавшей полку с 1856 г., в т. ч. при взятии Карса. Однокупольная с колокольней церковь, облицованная красным тесаным камнем, выстроена в псевдорус. стиле, пол выложен метлахскими плитами, вмещала до 700 чел. В церкви хранилась икона Рождества Пресв. Богородицы, подаренная в 1859 г. шефом полка вел. кн. Николаем Александровичем, а также священническое и диаконское облачения и покровцы, сделанные из расшитого золотом малинового бархатного покрова, бывшего на гробе имп. Александра II.

6 янв. 1910 г. на Казачьем посту близ Александрополя при 153-м Бакинском пехотном полку по проекту Вержбицкого была построена ц. во имя свт. Арсения I, архиеп. Сербского, с мраморным иконостасом, сопутствовавшая полку со времени его основания (1863). Стены церкви сложены из оранжевого туфа, детали декора - из черного. Главное здание церкви сохранилось (за исключением завершений колокольни и основного восьмерика). Возле храма воздвигнут памятник погибшим в русско-тур. войне 1877-1878 гг. воинам полка. В том же 1910 г. в городе были учреждены походные церкви при 7-м и 8-м Кавказских стрелковых полках во имя вмч. Георгия и свт. Николая Чудотворца.

Церковь арх. Михаила в Сарыкамыше. 1863 г. Фотография. XXI в.

Церковь арх. Михаила в Сарыкамыше. 1863 г. Фотография. XXI в.


Церковь арх. Михаила в Сарыкамыше. 1863 г. Фотография. XXI в.

Карсская область. Первая правосл. церковь Карса - это здание бывш. мечети, переоборудованной мусульманами из арм. ц. Сурб-Аракелоц (1-я пол. X в.), которая вмещала 350-400 чел. (передано РПЦ в 1878). Ремонт полуразрушенного храма (полностью утрачена кровля, частично - свод и купол, сняты карнизы, выломан облицовочный камень) был осуществлен по приказу вел. кн. Михаила Николаевича; церковь освящена 6 янв. 1879 г. как военный крепостной собор во имя арх. Михаила. Назначен штат: настоятель-протоиерей, 2 священника, диакон, 3 псаломщика. В 1886 г. здание реконструировали, из «кутомского камня» был сделан низкий иконостас. В соборе хранились дары высочайших особ: серебряный ковчег, подаренный вел. кн. Михаилом Николаевичем и его супругой Ольгой Феодоровной; серебряный потир «художественной работы», преподнесенный вел. кн. Сергеем Александровичем и его супругой прмц. Елисаветой Феодоровной (Карс. 1889. № 1).

В 1889 г. при карсском госпитале на Чахмахских высотах, в 3 верстах от города, на казенные средства и тщанием комитета госпиталя и коменданта Карсской крепости ген.-майора С. А. Фадеева была сооружена кирпичная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» вместимостью до 150 чел. и с 2-ярусной деревянной колокольней. Освящена 24 окт. 1889 г.

Каменное здание карсской ц. в честь Богоявления 80-го пехотного Кабардинского полка, сопутствовавшей полку с кон. XVIII в., было выстроено в 1908 г. по проекту Вержбицкого; 22 нояб. освящено во имя блгв. кн. Александра Невского для квартировавшего в Карсе 154-го Дербентского полка (в 1910 откомандирован в Александрополь). Храм построен из черно-зеленого туфа; качественный детализированный декор выполнен из камня светлого оттенка. В церкви хранились: икона прор. Елисея в серебряном позолоченном окладе (64 фунта или приблизительно 29 кг), пожертвованная шефом полка кн. А. И. Барятинским; Смоленская икона Божией Матери и 8 небольших икон в серебряных окладах, пожертвованных полку в 1794 г. гр. Ф. А. Апраксиным; напрестольный серебряный крест времен имп. Екатерины II; Евангелие 1735 г.; мундиры шефа полка имп. Александра III; 12 мраморных плит с именами воинов полка, погибших с 1830 по 1878 г. Богослужения в Богоявленской ц. посещал также 1-й Уманский полк Кубанского казачьего войска, с 1882 г. имевший маловместительную походную церковь. Ныне используется как мечеть (Фетхие-джами): здание утратило завершения и снабжено минаретами.

Церковь во имя блгв. кн. Александра Невского в Олту. 1909 г. Фотография. XXI в.

Церковь во имя блгв. кн. Александра Невского в Олту. 1909 г. Фотография. XXI в.


Церковь во имя блгв. кн. Александра Невского в Олту. 1909 г. Фотография. XXI в.

В 1911 г. в казарменном здании 79-го пехотного Куринского полка близ р. Карс-чай под Карсом (ныне в черте города) была устроена ц. Вознесения Господня на 700 чел., сопутствовавшая полку с нач. XIX в. Церкви принадлежали: колокол, вылитый из частей орудий, отбитых у неприятеля при покорении Вост. Кавказа в 1859 г., весом 81 пуд 23 фунта (приблизительно 1336 кг); пожертвованные имп. Екатериной II Евангелие и священные сосуды.

В 1863 г. было основано 2 полковые церкви в Сарыкамыше (ныне на территории Турции). При 155-м Кубинском пехотном полку ц. во имя вмч. Георгия вмещала ок. 1 тыс. чел. и имела 2-ярусный иконостас. Церковь во имя арх. Михаила при 156-м Елизаветпольском пехотном полку (в центре селения) также имела 2-ярусный фарфоровый иконостас. Сооружена по проекту Вержбицкого из местного серовато-бежевого и красного александропольского камня. Здание сохранилось, за исключением завершений; используется как мечеть (Янык-килисе).

В 1882 г., с введением положения о назначении священников в казачьи полки, в 1-й Кубанский полк Кубанского казачьего войска, расположенный в сел. Каракурт (ныне на территории Турции), прибыл свящ. Иоанн Сариев. В том же году в каракуртской мечети, преобразованной в 1865 г. осетинами, вероятно, из каменной полуразрушенной крестовой в плане церкви (предположительно IX или X в.), была устроена ц. во имя вмч. Георгия. Здание храма было отремонтировано и снабжено церковной утварью на средства полка и при ходатайстве полкового командира полковника С. И. Жукова (освящена 30 нояб. 1883). Церковь неск. раз поновлялась: в 1886 г. стараниями свящ. Иоанна и полкового командира полковника А. Е. Муратова (расширена, оштукатурена, земляная крыша заменена деревянным сводом под железной крышей, сделаны деревянный пол и потолок, построены хоры) и в 1894 г. при содействии командира полка полковника П. И. Косякина (пристроено 2 выступа, придавшие зданию форму креста, что увеличило площадь церкви (до 17,78×8,53 кв. м), вместимость (до 250 чел.), число окон (6) и дверей (2), с запада устроена деревянная колокольня, на куполе - деревянная глава).

В 1907 г. в частное наемное здание вместимостью до 250 чел. в центре г. Кагызман (ныне на территории Турции) была переведена полковая (с 1882) ц. во имя блгв. кн. Александра Невского при 1-м Запорожском имп. Екатерины Великой казачьем полку.

17 дек. 1909 г. освящена возведенная в г. Ольты (ныне Олту, Турция) ц. во имя блгв. кн. Александра Невского, учрежденная при 1-м Горско-Моздокском полку Терского казачьего войска в 1882 г. Построена по проекту Вержбицкого, отличается разнообразием примененных материалов: серого колотого камня с раствором для стен, красновато-коричневого и светло-бежевого туфа для архитектурных деталей. Храм хорошо сохранился, утрачены лишь главы и шатер колокольни.

Ист.: Вестник Эриванского правосл. прихода. Эривань, 1909-1912; Дамиан (Говоров), архим. Речь при наречении во епископа Ереванского // ПрибЦВед. 1916. № 21. С. 503-506; Интервью с еп. Серафимом // Бакинский рабочий. 1930. 27 февр.; То же // Известия. 1930. 1 марта; Возобновление молитвенно-канонического общения между двумя Православными Церквами - Грузинской и Русской: Выписка из журнального Определения Священного Синода при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси от 19 ноября 1943 г. № 12 [О признании автокефалии Грузинской Православной Церкви] // ЖМП. 1944. № 3. С. 7.

Лит.: Цитович Г. А., свящ. Кавказский военный округ // Он же. Храмы армии и флота: Ист.-стат. описание. Пятигорск, 1913. Ч. 1: Храмы армии. С. 410-425; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 1. С. 304-305; Т. 3. С. 18-19; Т. 4. С. 171-172; Т. 5. С. 427-430; Т. 6. С. 68-69; Такаишвили Е. Археол. экспедиция 1917 г. в южные провинции Грузии. Тбилиси, 1952; Митр. Антоний (Романовский): Некролог // ЖМП. 1962. № 12. С. 20-22; Долженко И. В. Хозяйственный и обществ. быт рус. крестьян Вост. Армении. Ереван, 1985; она же. История переселения и основания рус. селений в Закавказье // Русские старожилы Закавказья: Молокане и духоборцы. М., 1995. С. 22-38; она же. Хозяйственный быт рус. крестьян Вост. Армении (ХIХ - нач. ХХ в.) // Там же. С. 53-88; Комарова О. Д. Этнокультурные процессы среди рус. населения Армении // Русские в совр. мире. М., 1998. С. 171-196; она же. Русская диаспора на территории бывшего СССР // Там же. С. 48-73; Губонин. История иерархии. С. 552, 601, 648, 713, 766, 777.

Н. Т.-М., Л. Масиель Санчес


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»