ЕРМОН


ЕРМОН

[Хермон; евр.  ,   греч. ᾿Αερμών; араб. Эш-Шейх - [гора] старца], горный массив и самая высокая гора Палестины (высота 2743 м и длина ок. 32 км с севера на юг). Е. отождествляется с обособленной юж. оконечностью хребта Антиливан. Др. вариант араб. названия Е.- Эт-Тальдж - [гора] льда. Название Е. происходит от семит. корня   - посвящать, т. е. ассоциируется со священным местом культового поклонения. В древности Е. также именовался Сион (Втор 4. 48), сидонянам был известен как Сирион (Пс 28. 6), аморреям - как Сенир (Втор 3. 8-9; Иез 27. 5). Возможно, последнее название обозначало не только высочайшую вершину, но и часть Ермонского массива. 3 вершины Е. соединены общим плато (см.: Пс 41. 7, где в евр. тексте появляется имя Е. во мн. ч.-  ). Гора состоит из известняковых пород, с отдельными базальтовыми вкраплениями. Вершина Е. круглый год покрыта снегом, предгорья заняты пастбищами, у подножия горы расположены фруктовые сады и виноградники. В библейской поэзии образно говорится о ликовании Е. пред лицом Господа (Пс 88. 13), также упоминается в метафорическом смысле роса Е., являющаяся символом Божественной благодати (Пс 132. 3). В древности в окрестностях Е. водилось множество диких зверей, в т. ч. львов и барсов (Песн 4. 8). До нач. ХХ в. европ. путешественники встречали на Е. леопардов и медведей. В 1-й Книге Еноха гора Е. является местом, где падшие ангелы приносят клятвы, чтобы взять в жены «дочерей человеческих» (1 Енох 6. 6). Евсевий Кесарийский, называя Е. горой аморреев, расположенной напротив Панеады (Кесарии Филипповой) и Ливана, отмечает, «что и поныне гора... почитается как священная язычниками» (Euseb. Onomast. 30).

Е.- сев. предел земли обетованной (Нав 12. 1; 13. 2, 5, 8, 11). Др. встречающееся в ВЗ название этой местности - Ваал-Ермон (Суд 3. 3; 1 Пар 5. 23), вероятно, обозначает имя местного божества и служит для определения региона, заселенного сидонянами и евеями. До завоевания земли обетованной Е. был местом обитания ханаанских племен евеев под властью Ога, царя Васанского (Нав 12. 4, 5), и Сигона, царя Аморрейского (Нав 13. 10, 11). В одном из сражений у подножия Е. евеи были разбиты войском Иисуса Навина (Нав 11. 1-3, 8, 16, 17), однако полностью край так и не подчинился израильтянам до эпохи царя Давида.

Предгорья и склоны Е. впервые заселяются в эпоху энеолита. Пастушеские временные стойбища обнаружены на высоте ок. 2 тыс. м, постоянные сельские поселения - на высоте до 1,5 тыс. м. В результате серии археологических разведок франц. и израильскими исследователями были обнаружены поселения, относящиеся к раннебронзовому веку (IV-III тыс. до Р. Х.), с характерной для всего Ханаана керамикой. Во II тыс. до Р. Х., в эпоху поздней бронзы, район Е. заселяется представителями неизвестной культуры, обладающей чертами сходства с общеханаанской. В поселениях того времени найдено множество бронзовых статуэток муж. и жен. божеств (возможно, Ваал-Ермона и Астарты). После эпохи правления царя Давида местные племена попали под власть аморреев. Следы их поселений, относящихся к эпохе раннего железного века (ок. 1200-900 гг. до Р. Х.), были обнаружены в Айн-Кунье. Вероятно, эти поселения административно были подчинены находящемуся по соседству крупному г. Дану.

Возможно, вскоре после ассир. нашествия (нач. VIII в. до Р. Х.) в регион Е. проникают араб. племена, в первую очередь итуреи (1 Пар 1. 29-31), со временем ставшие основным населением Е. и создавшие материальную культуру. Они приспособились к сложному горному ландшафту и тяжелым климатическим условиям Е. Для итурейских поселений характерны умело выстроенные террасы для земледелия, наличие цистерн для сбора воды, толстостенные жилые постройки, сложенные из плотно подогнанных камней. В эллинистический период итурейское горное население оказывало отчаянное сопротивление войску Александра Македонского (Arrian. Anab. II 20), однако при Птолемеях и Селевкидах их поселки и города уже несут на себе отпечаток эллинистической культуры. Во времена правления имп. Августа Итурея отходит к владениям Ирода. При Ироде и тетрархе Филиппе у подножия Е. строится один из важнейших городов и культовых центров Иудеи - Кесария Филиппова (Ios. Flav. De bell. I 21. 3; III 10. 7). В I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х. у подножия Е. и в районе Гелиополя (Баальбека) были созданы колонии рим. ветеранов. Видимо, в то же время на Е. развивалась добыча олова и строилась сеть рим. дорог. Итурейское население охотно служило в рим. армии, где вскоре приобрело славу метких стрелков. Все эти факторы способствовали подавлению восстаний и процветанию региона. После падения династии Ирода регион отходит под управление сир. наместников пров. Финикия Ливанская. Судя по эпиграфическим свидетельствам и раввинистическим источникам, в Е. первых веков по Р. Х. мирно сосуществовали итурейцы, финикийцы, иудеи, потомки македон. и рим. поселенцев.

Культовые постройки, обнаруженные на склонах Е., видимо, восходят к эпохе поздней бронзы. Они представляют собой открытые площадки, расположенные на большой высоте, с ритуальными камнями и стелами, посвященными местным божествам. На их месте в эллинистическую и рим. эпохи были выстроены храмы в классическом стиле. Наиболее крупный культовый центр был обнаружен на юж. склоне Е. Это открытый мощеный теменос со стелами и 2 небольших храмовых комплекса эпохи эллинизма. Археологические раскопки выявили каменный алтарь с изображением головы Гелиоса, отождествляемого с Ваалом, базальтовые и бронзовые алтари для воскурений, статуи с изображением орлов, неск. греч. посвятительных надписей и следы жертвоприношений. Похожие культовые постройки были найдены в Кафр-Дура и Калъат-Бустра.

Несмотря на близость Е. к древним христ. общинам финик. побережья и Сирии, следов христ. присутствия в регионе практически не выявлено. В VII в. поселения на Е. были покинуты жителями, храмы заброшены. Часть деревень снова заселяется в позднее средневековье, часть - в эпоху правления мамлюков. В кон. эпохи крестовых походов у подножия Е. возвели крупную сарацинскую крепость Калъат-Нимруд (Эс-Субайба). В поздние исторические периоды главным источником существования в регионе были скотоводство и доставка снега и льда с вершин Е. в крупные города Палестины и Ливана.

В настоящее время к Е. примыкают границы 3 гос-в: Сирии, Иордании и Израиля, что имеет важное стратегическое значение. Е. находится под контролем Сирии, за исключением юж. склонов, которые отошли под контроль Израиля после войны 1967 г. Эта часть горы, как и Голанские высоты, была односторонне аннексирована Израилем в 1981 г.

Лит.: Aharoni Y. Hermon // Entsiklopedyah Mikra'it. Yeruschalaim, 1958. Vol. 3. P. 294-298 (на иврите); Dar S. The History of the Hermon Settlements // PEQ. 1988. Vol. 120. P. 26-44; idem. Settlements and Cult Sites on Mount Hermon, Israel: Ituraean Culture in the Hellenistic and Roman Periods. Oxf., 1993. (BAR. Intern. Ser.; 589); Dar S., Kokkinos N. The Greek Inscriptions from Senaim on Mt. Hermon // PEQ. 1992. Vol. 124. P. 9-25; Rami A. Mount Hermon // ABD. Vol. 3. P. 158-160; Wilson J. F. Caesarea Philippi: Banias, the Lost City of Pan. L.; N. Y., 2004.

Я. М. Чехановец


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "ЕРМОН" в других словарях:

  • Ермон — (евр. Хермон, (гора) изгнания , (гора), освященная изгнанием ). Арабы называют эту гору Джебель эт Тельдж ( гора снега ), или Джебель эш Шех ( гора старца ). Сидоняне называли ее Сирионом, а аморреи Сениром (Втор 3:9). Гора Е. является юж.… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Ермон — Хермон Ермон (евр. «святой» или «недоступный»), высокий горный хребет в Сирии, от 3000 3500 м высотой, на северо восточной границе Палестины (И. Нав 12:1; 1 Пар 5:23). Жители Сидона называли его Сирионом (Пс. 28 6), амореяне Сепиром и Сионом… …   Словарь библейских имен

  • Ермон — (выдавшаяся вершина горы) (Втор.3:8 , Нав.12:1 ) название возвышенной горы в цепи Антиливанских гор к с. в. от Палестины. В настоящее время она называется Джебель Эс Шейх, имеет около 10,000 англ. футов в высоту; потому она видна очень издалека,… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Ермон — Хермон Израильская вершина горы Хермон вид с горы Бенталь Высота: Сирийско ливанская вершина 2814 м Израильская 2236 м Расположение: на границе Израиля …   Википедия

  • Ермон — Ерм’он (Втор.3:8 ,9; Втор.4:48 ; Нав.12:1 ; Нав.13:5 ,11; 1Пар.5:23 ; Пс.41:7 ; Пс.88:13 ; Пс.132:3 ; Песн.4:8 ) самая высокая вершина в цепи Антиливанских гор, всегда покрытая снегом, с северо западного склона которой берет свое начало Иордан… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Ермон — Ерм’он (Втор.3:8 ,9; Втор.4:48 ; Нав.12:1 ; Нав.13:5 ,11; 1Пар.5:23 ; Пс.41:7 ; Пс.88:13 ; Пс.132:3 ; Песн.4:8 ) самая высокая вершина в цепи Антиливанских гор, всегда покрытая снегом, с северо западного склона которой берет свое начало Иордан… …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • ермон — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  самый высокий горный хребет Антиливана …   Словарь церковнославянского языка

  • Ермон — Гора на ливано сирийской границе, высотой 2750 м. В Библии Ермону дается еще одно имя Сирион. Вершина горы почти круглый год покрыта снегом. Евангелие не называет нам имя той высокой горы , на которой ученики Иисуса Христа видели Его во всей… …   Подробный словарь библейских имен

  • Ермон Хермон — Гора на ливано сирийской границе, высотой 2750 м. В Библии Ермону дается еще одно имя Сирион. Вершина горы почти круглый год покрыта снегом. Евангелие не называет нам имя той высокой горы , на которой ученики Иисуса Христа видели Его во всей… …   Подробный словарь библейских имен

  • Ваал-Ермон — ( Ваал Ермона ): 1) город вблизи горы Ермон (1Пар 5:23), вероятно, тождествен Ваал Гаду (см. Ваал Гад) (Нав 11:17); 2) гора вост. Ливанских гор (Суд 3:3). Израилю не удалось победить живших там евеев. В. Е. служил сев. зап. границей земли,… …   Библейская энциклопедия Брокгауза