- ЕСАУЛОВ
[Эсаулов, Эссаулов, Ессаулов, по паспорту Петров] Андрей Петрович (ок. 1800 - ок. 1850, Рязань), композитор, скрипач, автор духовно-муз. сочинений. Внебрачный сын знатного помещика Есаулова, получил прекрасное домашнее муз. образование. Служил в армии как «полковой учитель» и «военный капельмейстер», в 1830 г. значился в документах как отставной прапорщик.
С кон. 20-х гг. жил в Москве у П. В. Нащокина, к-рый специально для него устраивал квартетные вечера, искал ему работу, ходатайствуя перед директором московских казенных театров Ф. Ф. Кокошкиным и директором имп. театров А. М. Гедеоновым в С.-Петербурге. Благодаря этому Е. недолгое время (с 30 апр. по 4 авг. 1830) служил репетитором оперы в Москве, а также с лета 1833 по весну 1834 г. в театральном оркестре в С.-Петербурге. За мастерскую игру на скрипке получил прозвище Русский Паганини. Вероятно, в нач. 30-х гг. Е. познакомился с А. С. Пушкиным, написал на его стихи романс «Прощание» («В последний раз твой образ милый») и «Гишпанскую песню» («Ночной зефир»); кроме того, высказывалось предположение, что «Русалка» была задумана Пушкиным как либретто для оперы Е. Пушкин в марте 1834 г. также заботился о Е., помогая ему деньгами и советами.
Во 2-й пол. 30-х гг. Е. жил в г. Ряжске Рязанской губ., затем - в Рязани, давая уроки музыки. В 40-х гг. под его упр. состоялся успешный и в художественном, и в материальном отношении концерт архиерейского хора и оркестра Д. Д. Нарышкина в пользу приюта для бедных девиц духовного звания. Е. погиб в результате несчастного случая: утонул в р. Трубеж; тело его не было найдено.
В творчестве Е. большое место занимала импровизация, в т. ч. на темы рус. народных песен. При его жизни было напечатано неск. романсов и фортепианных пьес; в рукописи осталась увертюра, в тематизме, драматургии и инструментовке к-рой заметно влияние музыки нем. романтиков, в частности К. М. фон Вебера.
К числу ранних духовных сочинений относятся духовные концерты для смешанного 4-голосного хора, датированные 1825 г.: «Боже, Боже мой, вскую оставил мя еси» (ре минор, 8 сент.) и «Благослови, душе моя, Господа» (ми-бемоль мажор, 27 сент.), рукописи к-рых хранятся в ОПИ ГИМ (Ф. 379. № 26; здесь же выписан неоконченный концерт «Не ввери мя человеческому предстательству» на 8 голосов). Это крупные композиции в контрастно-составной форме с типичным для концертов чередованием контрастных по темпу и характеру разделов (напр., Moderato, Allegro vivace, Adagio и Allegro vivace в концерте «Боже, Боже мой, вскую оставил мя еси»). Частая смена типов хорового изложения, контраст solo и tutti, далекие гармонические сопоставления в условиях мажороминора характерны и для проч. духовных песнопений Е., точное число которых неизвестно. По предположению С. С. Попова, они были написаны в Рязани, 3 из них датированы 5 нояб. 1838 г. (Попов. 1937. С. 88-89). 6 песнопений Е. содержатся в рукописных сборниках ОРК МГК, принадлежавших Синодальному хору: «Херувимская» на 8 голосов, «Свете тихий», «Хвалите имя Господне», «Ныне отпущаеши», «Вкусите и видите», «Не ввери мя человеческому предстательству» (Х-41078, Х-41408); многие из них были изданы в нач. XX в.
Муз. соч.: Изд. П. Юргенсона: «Хвалите имя Господне» // Духовно-муз. соч. разн. авторов. Сер. 5. М., 1896; «Свете тихий» // Там же. 1902; «Хвалите имя Господне», «Свете тихий». М., 1900;
Изд. П. Киреева: «Исайе, ликуй» // Духовно-муз. хрестоматия. СПб., 1911. Вып. 1 / Ред.: М. Лагунов; «Ныне отпущаеши» № 2 // Там же. Вып. 2 / Ред.: М. Лагунов; «Ныне отпущаеши» № 2: [Жен. хор] // Всенощное бдение. СПб., 1912. Сб. 3 / Ред.: Е. Азеев. С. 17; То же: [Муж. трио] // Всенощное бдение. Пг., 1916. Сб. 20 / Ред.: А. Туренков; «Свете тихий» // Сб. духовно-муз. песнопений разных авторов для малого смеш. хора / Ред.: М. А. Лагунов. Пг., 1916. Сб. 23: Всенощное бдение: 4 голоса (дискант, альт, тенор и бас): Партитура; «Исайе, ликуй» // Сб. духовно-муз. песнопений: Для малого смеш. хора. Пг., 1916. Сб. 21: Венчание / Ред.: М. А. Лагунов.
Изд. Н. Е. Зипалова: «Свете тихий», «Ныне отпущаеши» № 1: Вятское, «Хвалите имя Господне», Херувимская: (на 2 хора), Херувимская № 1, 2, «Отче наш», «Многая лета», «Не ввери мя человеческому предстательству» (концерт), «Положил еси на главах» (прокимен), «Слава Тебе, Боже наш», «Исайе, ликуй» (перелож. на 2 хора со сб. М. Лагунова), «Ныне силы небесныя» // Духовно-муз. соч. СПб. (Пг.), [до 1912 - ок. 1917].
Изд. ж. «Музыка и пение»: «От юности моея» // Сб. духовно-муз. соч. старых и новых авторов. СПб., [ок. 1906]. Вып. 2 / Ред.: М. Гольтисон. С. 16; «От юности моея» // Собрание духовно-муз. соч. СПб., [до 1912]; «Вскую мя отринул еси» // Там же. 1912; «Многая лета» // Духовно-муз. произведения. СПб., [ок. 1912]; «Се Жених», «Чертог Твой», «Христос воскресе» // Собрание духовно-муз. соч. СПб., [после 1912]; «Се Жених», «Егда славнии», «Чертог Твой» // Сб. великопостных песнопений разных авторов: [Для смеш. хора без сопровожд.] / Ред.: М. Гольтисон. СПб., 1912; «Воскресение Твое, Христе Спасе» // Духовно-муз. соч. Пг., [ок. 1914].
Совр. изд.: «Исайе, ликуй» // Венчание. М.: Живоносный источник, 1998. С. 23; «Ныне отпущаеши» № 2: [Жен. хор] // Всенощное бдение. М.: Живоносный источник, 1999; «Ныне отпущаеши» № 1: Вятское // Всенощное бдение. М., 2000. Сб. 2 / Ред.: Л. Лобыкин. С. 24.
Лит.: Куликов Н. И. А. С. Пушкин и П. В. Нащокин: Очерки и воспоминания // РС. 1881. № 8; Лисицын. Обзор. С. 168-169; Энгель Ю. Очерки по истории музыки. М., 1911; Пушкин А. С. Письма / Под ред. и с примеч. Л. Б. Модзалевского. Т. 3: 1831-1833. М.; Л., 1935; Попов С. С. А. П. Есаулов: Биогр. очерк // Сов. музыка. 1937. № 5. С. 86-89; он же. Забытый романс А. Есаулова на текст Пушкина: К новой публ. романса «Прощание» // Там же. С. 76-85; Яковлев В. Пушкин и музыка. М., 1957; Плотникова Н. Ю. «Любование Божьим миром» // Она же. Рус. духовная музыка XIX - нач. XX в.: Страницы истории. М., 2007. С. 33-36.
Н. Ю. Плотникова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.