ЖЕРТВЕННИК


ЖЕРТВЕННИК

1) возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы; 2) в рус. литургической терминологии - стол для совершения проскомидии (в тех случаях, когда этот стол расположен в особом компартименте храма - напр., отдельной апсиде,- этот компартимент также может называться Ж.). Перенос значения со св. престола на стол для совершения проскомидии, вероятно, был вызван подчеркнуто жертвенным характером этого чина; в правосл. литургических книгах, однако, и стол для совершения проскомидии, и храмовый компартимент, в к-ром он расположен, обозначаются терминами греч. πρόθεσις, старослав.   (см. ст. Протесис).

Ж. как специальное устройство для принесения жертвы

[евр.  ; греч. θυσιαστήριον; лат. altare] представляет собой известный с древнейших времен один из самых универсальных предметов для совершения богослужения представителями различных конфессий.

В языческих культах

Ж. могли быть как переносными, так и встроенными в храмовые комплексы, которые считались жилищем того или иного божества. Кроме того, Ж. сооружались в домах, рядом с гробницами, в общественных местах (на рынках и т. п.). Для греко-римской культуры характерны посвятительные надписи на Ж. (подробнее о Ж. в языческих культах см. в статьях о языческих религиях).

В Свящ. Писании

Жертвоприношение. Рельеф кивория в соборе Сан-Марко в Венеции. VI в.

Жертвоприношение. Рельеф кивория в соборе Сан-Марко в Венеции. VI в.


Жертвоприношение. Рельеф кивория в соборе Сан-Марко в Венеции. VI в.

В ВЗ Ж. упоминается более 400 раз. В подавляющем большинстве случаев используется евр. слово  ,  (в Езд 7. 17 встречается его арам. аналог -   ). Хотя слово происходит от общесемит. корня   (резать, закалывать), оно обозначает не место заклания жертвенного животного, а место принесения (сожжения) жертвы - в библейской традиции жертвенное животное закалывали не на самом Ж., а близ него. Кроме сожжения жертвы или ее части на Ж. он окроплялся ее кровью (см.: Исх 24. 4-6 и др.). На Ж. приносились и бескровные жертвы (мука, елей, вино и благовония - Исх 29. 40; Лев 2. 1-2 и др.).

Впервые Ж. в ВЗ упоминается в связи с рассказом о Ное и окончании потопа (Быт 8. 20). Ветхозаветные патриархи чаще всего воздвигали Ж. там, где им являлся Господь, или там, где они жили (Авраам воздвиг Ж. в Сихеме (Быт 12. 6-7), между Вефилем и Гайем (Быт 12. 8), в Хевроне (Быт 13. 18), на горе в земле Мориа (Быт 22. 2, 9); Исаак - в Вирсавии (Быт 26. 23-25); Иаков - в Вефиле (Быт 35. 1-7)). Иногда Ж. устраивались в память об особых благодеяниях Божиих (Суд 6. 23-24; Исх 17. 15-16). Материалом для изготовления Ж. обычно служили земля и камни (Исх 20. 24-25).

В скинии и затем в Иерусалимском храме были 2 Ж. Один, стоявший внутри скинии и служивший для приношения курений, был сделан из дерева и обложен вокруг золотом (Исх 30. 1-5; 39. 38); другой, стоявший во дворе скинии Ж. всесожжения, был также сделан из дерева, но обложен медью (Исх 27. 1-6; 38. 30; 39. 39). Медным был Ж. всесожжения в храме Соломона (3 Цар 8. 64; 2 Пар 4. 1). После дарования закона на Синае Ж. вне скинии должны были сооружаться только из земли или необработанных камней (Исх 20. 24-26). Этот запрет объясняется по-разному: стремлением избежать нанесения на камни изображений или символов как в ханаанских культах; стремлением возводить Ж. из Богом данных материалов, к-рых не касалась рука человека; стремлением подчеркнуть значимость искусно сделанного Ж. скинии на фоне простых и безыскусных, отдельно стоящих Ж.; согласно Мишне, Ж. должен продлевать жизнь человека, тогда как железо несет угрозу жизни (Мишна Миддот 3. 4). Исх 20. 24 обещает присутствие Божие в том месте, где будет находиться Ж.

Жертвоприношение Авраама. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. 546-547 гг.

Жертвоприношение Авраама. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. 546-547 гг.


Жертвоприношение Авраама. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. 546-547 гг.

Лев 17. 1-9 запрещает приносить жертвоприношения где-либо, кроме Ж. скинии. Централизация ветхозаветного богослужения утверждается и во Втор 12, хотя на протяжении допленной истории евреи уклонялись в идолопоклонство, к-рое сопровождалось возведением Ж. языческим богам (Числ 25. 1-3; 3 Цар 11. 5-8; 12. 32-33; 16. 32; 4 Цар 17. 9-12; 23. 13; 2 Пар 28. 22-25; 33. 3-5, 15). В царствование Давида и Соломона отдельно стоящие Ж. вне Иерусалима ассоциировались с проявлениями язычества. Ж., построенный Соломоном, был гораздо больше, чем предыдущие (2 Пар 4. 1). Однако, несмотря на размеры, этот Ж. все равно оказался мал для всесожжений (3 Цар 8. 64; 2 Пар 7. 7).

Ж., как у евреев, так и у др. народов Палестины, часто имели «роги». Исследователями было предложено множество интерпретаций этого элемента. Так, «роги» могли символизировать рога жертвенного животного, быть реликтом культа быка, служить практическим целям (к ним привязывалось жертвенное животное или к ним крепились кадильницы), являться границей священного пространства Ж., служить символом божественной силы, а потому прикосновение к ним давало убежище и защиту (3 Цар 1. 50-51; 2. 28-29; Исх 21. 13-14). «Роги» языческих Ж. должны были сокрушаться (Ам 3. 14). Ж. скинии и храма освящались через помазание миром и считались «великой святыней» (ср.: Исх 30. 27-29), к к-рой могли прикасаться только помазанные священники (см. также в статьях Ветхозаветное богослужение, Высоты).

После разрушения Иерусалимского храма в 70 г. по Р. Х. в раввинистической традиции возникла идея о том, что в отсутствие храмового богослужения Ж. для благочестивых иудеев стал служить домашний стол, за к-рым совершается торжественная иудейская трапеза (Тосефта Сота 15. 11 и др.).

В НЗ для обозначения Ж. используются 3 греч. термина: βωμός (Деян 17. 23; в LXX используется для обозначения Ж. язычников), θυμιατήριον (Евр 9. 4; в переводах ВЗ Феодотиона и Симмаха термин используется для обозначения Ж. приношения курений в Исх 30. 1), θυσιαστήριον (наиболее часто употребляемый термин, обозначающий - как и в LXX - Ж. всесожжения в Иерусалимском храме (Мф 5. 23-24; 23. 18-20, 35; Лк 11. 51; Евр 7. 13; Откр 11. 1), Ж. приношения курений (Лк 1. 11), Ж. вне храма (Рим 11. 3; Иак 2. 21), а также Ж. небесного храма (Откр 6. 9; 8. 3 и др.)). В Евр 13. 10 под Ж., вероятно, имеется в виду Крест Христов.

В христианском богослужении

в связи с пониманием Евхаристии как жертвы слово Ж. было применено к столу, на к-ром совершается это таинство - св. престолу. В частности, в литургических текстах визант. традиции слово Ж.- это одно из обозначений св. престола (см., напр., 1-ю молитву верных из литургии свт. Иоанна Златоуста). Однако вне текстов визант. молитв и гимнографических текстов рус. литургическая терминология (в отличие, напр., от лат.- см. ст. Алтарь) не употребляет термин Ж. применительно к св. престолу.

Лит.: Reisch E. Altar // Pauly, Wissowa. Bd. 1. Sp. 1640-1691; Ziehen L. Altar // RAC. 1950. Bd. 1. Sp. 310-329; Daniel S. Recherches sur le vocabulaire du culte dans la Septante. P., 1966; Milgrom J. Studies in Cultic Theology and Terminology. Leiden, 1983; Dohmen C.   // ThWAT. 1984. Bd. 4. S. 787-801; Haran M. Temples and Temple-Service in Ancient Israel. Winona Lake (Ind.), 1985; Haak R. Altars // ABD. Vol. 1. P. 162-167; Averbeck R. E.   // NIDOTTE. 1997. Vol. 2. P. 888-908.

А. А. Ткаченко

Изображения

Жертва прор. Илии на горе Кармил. Роспись синагоги в Дура-Европос. 244/5 г.

Жертва прор. Илии на горе Кармил. Роспись синагоги в Дура-Европос. 244/5 г.


Жертва прор. Илии на горе Кармил. Роспись синагоги в Дура-Европос. 244/5 г.

ветхозаветного Ж. встречаются в росписи синагоги в Дура-Европос (244/5), в сцене «Жертва прор. Илии на горе Кармил». В христ. искусстве его изображение известно с раннего времени - в сценах жертвоприношения праотцев Авеля, Ноя, Авраама, Мелхиседека и прор. Илии. Наиболее часто встречающийся сюжет «Жертвоприношение Авраама» присутствует в росписях катакомб, в рельефах саркофагов, на донышках стеклянных литургических сосудов (III-IV вв.). В сцене «Жертвоприношение Авеля и Каина» изображение Ж. встречается в иллюстрациях к Библии, к Октатевхам (напр., Vat. gr. 747. Fol. 25v, XI в.) и в монументальных циклах (Палатинская капелла в Палермо, Сицилия, 50-60-е гг. XII в.). Как правило, Ж. изображали в виде кубического объема, на к-ром в композиции «Жертвоприношение Авраама» обычно разложен огонь. В сцене «Жертва Мелхиседека» в Венском Генезисе (Vindob. Theol. gr. 31, VI в.) Ж. изображен под балдахином. В ряде сюжетов из ВЗ и НЗ ветхозаветный Ж. предстает в виде христ. алтаря: куб, покрытый пеленой с изображением креста, напр., в композиции «Жертва Авеля и Мелхиседека» в церквах Равенны - Сан-Витале (546-547) и Сант-Аполлинаре ин Классе (ок. 549).

Христ. Ж. (св. трапеза) присутствует: в сценах Евхаристии, в изображениях алтарного пространства, а также самостоятельно. Один из ранних примеров последнего - роспись в катакомбах Каллиста (1-я пол. III в.) - стол на 3 ножках с евхаристическим приношением на нем - рыбой и хлебом. Другие типы - престол, покрытый тканью, в сценах Причащения апостолов на серебряной патене (VI в., Дамбартон-Окс); престол ротонды Воскресения в композиции «Явление ангела женам-мироносицам» на крышке реликвария (ок. 600 г., Музеи Ватикана); престолы без покровов в виде тронов с книгами на мозаиках купола Баптистерия православных в Равенне (сер. V в.).

Лит.: Klihm H. Die bildliche Darstellungen des Altars im Mittelalter: Diss. Münch.; Würzburg, 1941.

Н. В. Квливидзе


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Синонимы:

Смотреть что такое "ЖЕРТВЕННИК" в других словарях:

  • жертвенник — стол, алтарь Словарь русских синонимов. жертвенник см. алтарь Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • ЖЕРТВЕННИК — ЖЕРТВЕННИК, жертвенника, муж. 1. Возвышенное место, на котором приносились языческие жертвы (ист. и поэт.). «Пусть жертвенник разбит огонь еще пылает.» Надсон. 2. Стол в алтаре православной церкви, на котором совершается обряд проскомидии во… …   Толковый словарь Ушакова

  • Жертвенник — возвышение, на котором приносились жертвы. Основной типего это возвышенность, дающая возможность приносить жертву не на самойземле, а над нею, ближе к небу, как обиталищу божества. Поэтому и самыежертвенники созидались обыкновенно на высотах , о… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • жертвенник —     ЖЕРТВЕННИК, алтарь …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ЖЕРТВЕННИК — ЖЕРТВЕННИК, естественное возвышение или сооружение из земли, камня или металла, на котором или около которого происходит жертвоприношение (смотри также Алтарь); в христианском храме стол для возложения даров, закрывается покрывалом, на него… …   Современная энциклопедия

  • ЖЕРТВЕННИК — (Аrа), созвездие южного неба, между Скорпионом и Южным Треугольником. Самой яркой его звездой является Бета со звездной величиной 2,9 …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ЖЕРТВЕННИК — ЖЕРТВЕННИК, а, муж. Место, на к ром приносятся жертвы (в 1 знач.). Возложить на ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Жертвенник — помещение, расположенное в северной части алтаря, где на столе жертвеннике совершается первая часть Литургии Проскомидия; четырехугольный стол, расположенный слева от Горнего места в алтаре... Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и… …   Официальная терминология

  • Жертвенник — помещение, расположенное в северной части алтаря, где на столе жертвеннике совершается первая часть Литургии Проскомидия; четырехугольный стол, расположенный слева от Горнего места в алтаре. Источник: МДС 31 …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Жертвенник — ЖЕРТВЕННИК, естественное возвышение или сооружение из земли, камня или металла, на котором или около которого происходит жертвоприношение (смотри также Алтарь); в христианском храме стол для возложения даров, закрывается покрывалом, на него… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Жертвенник — У этого термина существуют и другие значения, см. Жертвенник (значения). В Викисловаре есть статья «жертвенник» …   Википедия

Книги

  • Опрокинутый жертвенник, Лушников Андрей Евстафьевич. IV век. Римская империя. Язычество и христианство сошлись в решающем поединке. Кто победит? Теург и философ Элпидий идет тернистым путем находок и утрат, удач и разочарований. На фоне полной… Подробнее  Купить за 532 руб
  • Опрокинутый жертвенник, Лушников Андрей Евстафьевич. IV век. Римская империя. Язычество и христианство сошлись в решающем поединке. Кто победит? Теург и философ Элпидий идет тернистым путем находок и утрат, удач и разочарований. На фоне полной… Подробнее  Купить за 420 руб
  • Опрокинутый жертвенник, Лушников Андрей Евстафьевич. IV век. Римская империя. Язычество и христианство сошлись в решающем поединке. Кто победит? Теург и философ Элпидий идет тернистым путем находок и утрат, удач и разочарований. На фоне полной… Подробнее  Купить за 376 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «ЖЕРТВЕННИК» >>