- ЖЕФАРОВИЧ
[серб. Жефаровић] Христофор (90-е гг. XVII в. Дойран, Македония - 18.09.1753, Москва), свящ., южнославянский живописец, гравер и писатель. В завещании Ж. назвал себя «булгар Зефарович», однако исследователи выдвигают серб., болг., макед. или влашскую (арумунскую) версии его происхождения (смотря к какой национальности принадлежат сами). О ранних годах жизни Ж. сохранились скудные сведения: его отцом был свящ. Димитрий, в детстве и юности Ж. воспитывался в греч. мон-ре. Предположительно, в 20-30-х гг. XVIII в. учился живописи у греч. мастера Панайотиса Доксараса, на основе трудов которого и трактата Леонардо да Винчи Ж. составил на греч. языке руководство по церковной живописи Ерминию (Bucur. Acad. Romana. Gr. 886). В сане иеродиакона Ж. входил в окружение Печского патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты), вместе с которым в начале австро-тур. войны 1737-1739 гг. выехал в австр. владения. Как свидетельствует датированная 1737 г. подпись («иеродиакон Зефар, иллиро-славянский зограф»), Ж. создал цикл росписей собора монастыря Боджяни. Им написаны также иконы для ц. свт. Николая Чудотворца в Кожани (ныне Козани, Греция), для церкви в Шиклоше (совр. Венгрия) (1739-1740) и, возможно, для иконостаса церкви арх. Гавриила в Моловине (Воеводина). Ж. работал в Белграде и Сремски-Карловци, находившихся в тот период под австр. властью. Ок. 1740 г. он переехал в Вену и стал заниматься исключительно гравюрой. Искусству гравирования, вероятно, обучился у Т. Месмера, вместе с которым выполнил 1-ю гравюру «Св. Савва Сербский со святыми Дома Неманичей» (1741). Впосл. Ж. выполнял гравюры в основном с религ. сюжетами (напр.: «Св. Наум Охридский», «Святые врачи бессребреники Косма и Дамиан» (1743-1744), создал сложную символическую композицию «Богоматерь Живоносный Источник», которая оказала влияние на серб. и болг. иконопись и религиозную живопись XVIII-XIX вв. (Медаковић Д. Богородица живоносни источник у српскоj уметности // ЗРВИ. 1958. Књ. 5. С. 213-217)), делал подготовительные рисунки для лицевого шитья антиминсов, плащаниц и епитрахилей, их стиль определяли не только средневек. визант. и серб. образцы, но и совр. автору изделия к-польской школы шитья.
Св. царь Урош. Гравюра Х. Жефаровича. 1746 г.
Св. царь Урош. Гравюра Х. Жефаровича. 1746 г.В 1741 г. в Вене Ж. издал цельнографированную кн. «Стематография», в к-рую вошли перевод с лат. языка одноименного сочинения хорват. писателя Павла Риттера Витезовича, стихотворные подписи к иллюстрациям и посвящение патриарху Печскому Арсению IV. Перевод и подписи к иллюстрациям сделал буд. митр. Карловацкий Павел (Ненадович) на т. н. славяно-русском наречии (смесь церковнослав., рус., серб. и болг. языков). В числе иллюстраций, выполненных Ж. совместно с Месмером, были гербы стран и земель Центр. и Юго-Вост. Европы, в т. ч. находившихся под властью Османской империи. Впосл. они стали прототипами совр. гербов Болгарии, Сербии, Черногории и Хорватии. Также в нее входили гравюры ликов южнослав. святых: равноап. Мефодия, епископов Охридских Климента и Наума, Феофилакта Болгарского, царя Болгарского св. Давида, серб. жупана св. Стефана Немани, нмч. Георгия Нового и мн. др. «Стематография» была призвана благодаря обращению к истории пробудить самосознание слав. народов и выразить идею единства слав. народов в русле ранней «иллирийской» идеологии, ставившей правосл. и общеслав. идентичность выше национальной. Книга послужила одним из источников «Истории славяноболгарской» архим. Паисия Хиландарского.В 1742 г. Ж. издал в Вене «Поучение святительское новопоставленному иерею», отметив т. о. свою священническую хиротонию. В 1744 г. издал на слав. и нем. языках с гравюрами своей работы «Привилегии», дарованные имп. Марией Терезией сербам в империи Габсбургов.
В 1745 г. Ж. с монахами из мон-ря Раковица направился в длительное паломничество по правосл. Востоку, посетил Солунь (Фессалонику), Яффу и Иерусалим. По возвращении издал, сопроводив иллюстрациями, «Описание святаго Божия града Иерусалима» (Вена, 1748), составленное архим. Симоном (Симоновичем, буд. епископ Птолемаиды Палестинской; после смерти Ж. обладавший, видимо, правами на это издание) и переведенное с греческого на слав. язык мон. Виссарионом из г. Разград. В 1749 г. Ж. переиздал «Описание Иерусалима» на греч. языке под названием Προσκυνητάριον. Источники иконографии гравюр Ж. для «Описания Иерусалима», к-рым предшествовала богатая греч. традиция XVII-XVIII вв. иллюстрирования рукописных проскинитариев, недостаточно изучены. В 1781 г. при участии серб. писателя Захарии Орфелина было осуществлено новое издание «Описания Иерусалима» с приложением плана храма Гроба Господня. До кон. XIX в. эта книга часто переиздавалась, в т. ч. и в России, как цельногравированным, так и типографским способом, и стала самым популярным произведением о Св. земле этого периода.
К кон. 40-х - нач. 50-х гг. XVIII в. относится одна из самых значительных гравюр Ж. «Видение небесного града Иерусалима» по мотивам Апокалипсиса (Откр 21. 2). В 1753 г. Ж. прибыл в Москву и вскоре скончался в Богоявленском муж. мон-ре (в Китай-городе). Надгробие не сохранилось.
Ж. считают одним из основателей новой школы южнослав. живописи и графики, зачинателем новаторских методов в правосл. церковном искусстве, одним из первых просветителей правосл. юж. славян Нового времени. Выполненные им гравюры оказали заметное влияние на развитие афонской и русской народной гравюры (лубка).
Изд.: Стематография: Фототип. изд. Нови Сад, 1961; Стематография: Факс. изд. / Коммент.: А. Василиев. София, 1986; Описание св. Божия града Йерусалима: Фототип. изд. Нови Сад, 1973; Bentchev I. Griechiesche und bulgarische Malerbücher des XVI-XIX Jh. Recklinghausen, 2004. S. 154-232.
Лит.: Скерлић J. Српска књижевност у XVIII в. Београд, 1909. С. 246-253; Петровский Н. М. К биографии Христофора Жефаровича // ИОРЯС. 1910. Т. 15. Ч. 2. С. 297-313; Пенев Б. История на новата бълг. лит-ра. София, 1930. Ч. 1. С. 338-350; 19762. С. 256-268; Мирковић Л., Здравковић И. Манастир Бођани. Београд, 1953; Атанасов П. Началото на бълг. книгопечатание. София, 1959. С. 93-120; Дело Христофора Жефаровића / Сост. О. Микић, Д. Давидов, Д. Стоjановић. Нови Сад, 1961; Микић О. Бођани. Нови Сад; Београд, 1964; Gurdus L. Newly Discovered Epitaphios Designed by Christopher Zefarovic // The Bull. of the Needle and Bobbin Club. N. Y., 1969. Vol. 52. P. 3-25; Динеков П. Из историята на бълг. лит-ра. София, 1969. С. 153-164; он же. Жефарович Х. // КМЕ. Т. 1. С. 682; Васић П. Доба барока. Београд, 1971. С. 93-96, 145-148; Медаковић Д. Путеви српког барока. Београд, 1971. С. 157-178; он же (Medaković D.). Serbische Barok: Sakrale Kunst in Donauraum. W.; Koln; Weimar, 1991; Давидов Д. Српска графика XVIII в. Нови Сад, 1978; он же. Српски бракорези XVIII. в. Нови Сад, 1983; Кръстанов Т. Завещанието на Христофор Жефарович // IX Българо-гръцка конф.: Културни и литературни отношения от сред. на XVIII до средата на XIX в. София, 1984. С. 133-140; Гюрова С. Христофор Жефарович // CтБЛ. 1991. С. 497-498; Стошић Љ. Западноевропска графика као предложак у срп. сликарству XVIII. в. Београд, 1992; Хромов О. Р., Топурия Н. А. «Описание Иерусалима» Симона Симоновича и Христофора Жефаровича в рус. лубочных изданиях: Исслед. и свод. кат. книг, хранящихся в моск. собраниях. М., 1996; Мутафов Е. Гръцкият протограф на ерминията на Захари Петрович // Palaeobulgarica. 1997. № 103-106; он же. Къде е учил живопис Христофор Жефарович? // ГСУ, ЦСВП. 2000. Т. 90. С. 411-423.
Д. И. Полывянный, А. А. Турилов, О. Р. Хромов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.