ЗАЙДИТЫ

ЗАЙДИТЫ

[араб. аз-зайдия], общее название религиозно-политических группировок, признавших имамат Зайда бен Али; наиболее «умеренная» ветвь шиитов. Зайдитское течение в шиитском исламе оформилось к 30-м гг. VIII в., когда часть шиитов Куфы, недовольных политической пассивностью своих имамов, поддержала стремление Зайда бен Али доказать мечом свое право на имамат. После разгрома восстания, гибели Зайда бен Али (740), а затем и его сына Яхьи, З. распались на неск. группировок (общин), наиболее известными из к-рых стали джарудиты (или сурхубиты), бутриты (или салихиты) и сулайманиты (или джаририты). Все З. были единодушны в том, что Али бен Аби Талиб (двоюродный брат и зять пророка Мухаммада) - «достойнейший» имамата после Мухаммада, что имамат должен остаться в потомстве Али и Фатимы, дочери Мухаммада, после аль-Хасана и аль-Хусайна (сыновей Али), и что выступление против «тиранов» (т. е. незаконных, с т. зр. шиитов, правителей) - обязанность каждого истинно верующего. По вопросу о критериях законности имамата после аль-Хасана и аль-Хусайна среди З. единого мнения не было. Большинство (в первую очередь джарудиты, активные участники восстания Зайда бен Али) считали, что непременным условием признания имамом является «открытое выступление претендента на имамат». Исходя из тезиса, что все члены «семьи Пророка» равны между собой в отношении знаний, необходимых для руководства общиной, З.-джарудиты пришли к заключению, что решающим доказательством состоятельности претендента на имамат является его способность с оружием в руках доказать свое право на верховную власть. Др. часть З. (в частности, сулейманиты), придерживалась мнения, что имама должен избирать «совет» (шура), к-рый может состоять даже из 2 добропорядочных мусульман. Предметом расхождения как среди самих З., так и между З. и остальными шиитами было отношение к первым халифам. Бутриты (салихиты) допускали имамат «превзойденного», признав законность правления халифов Абу Бакра и Омара (Умара). Джарудиты же вопреки мнению самого Зайда бен Али считали их правление незаконным, а присягнувших им - неверующими. Наиболее «умеренными» среди З. были бутриты, к-рые не обвиняли в неверии Усмана, не признавали (в противоположность части джарудитов) возвращение умерших до Судного дня и отвергали тезис об исключительности знаний «семьи Пророка».

Теологические представления З. сформировались в значительной степени под влиянием мутазилитских богословов, хотя на раннем этапе их суждения о сущности Аллаха и его божественных атрибутах, о вере и неверии, о соотношении предопределения и свободы воли были довольно противоречивыми. Политические успехи зайдитского движения способствовали преодолению расхождений среди З. и выработке их собственной системы догматов. В вопросах догматики З. заняли наиболее «умеренную» из всех шиитов позицию, проявляя религ. терпимость к суннитам (см. ст. Сунна). Зайдитское понимание имамата близко к суннитскому. Признавая, что имам должен быть из рода Али, З. отрицали божественную природу имамата и считали, что имамом может быть избран любой потомок Али, открыто выступивший с оружием в руках. Более того, они допускали (как и хариджиты) одновременное существование нескольких имамов в разных мусульм. странах. В противоположность остальным шиитам, в первую очередь имамитам, они не признавали учение о «скрытом» имаме, о «благоразумном сокрытии» своей веры (ат-такийа), об «изменении божественного мнения» (аль-бада) и отвергали концепцию безусловного предопределения. Все это послужило основанием относительно лояльного отношения суннитского ислама к возведшим вооруженное выступление в политический принцип З. Политическая активность З., не раз становившихся во главе народных движений, привела к образованию ряда зайдитских государств в разных концах Халифата: гос-во Идрисидов в Сев. Африке (789-926), зайдитские гос-ва в Табаристане (863/4-928) и в Йемене (901-1962). В наст. время большая часть З. сосредоточена в Сев. Йемене, где они превышают половину населения. Общины З. имеются также в Саудовской Аравии, Пакистане и др. странах.

Лит.: Беляев Е. А. Мусульманское сектантство: Ист. очерки. М., 1957; аш-Шахрастани М. ибн Абд ал-Карим. Книга о религиях и сектах. М., 1984. Ч. 1: Ислам. (Памятники письменности Востока; 75); Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система. М., 2004.

С. М. Прозоров


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ЗАЙДИТЫ" в других словарях:

  • ИМАМ — (мн. ч. аимма; от глагола «амма» «стоять впереди», «руководить чем либо», «предводительствовать»), предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульм. общины. И., однако, не является ни саном, ни профессией. В повседневной жизни И.… …   Православная энциклопедия

  • ШИИЗМ — (от араб, шиа – группа приверженцев, партия) – общее обозначение различных ответвлений ислама, признающих особую роль Али, зятя Мухаммеда как его духовного преемника и толкователя его учения (в наст. время около 90 млн. последователей, считая… …   Философская энциклопедия

  • Ан-Наубахти, ал-Хасан ибн Муса — – один из видных персидского происхождения историков ересиографов и идеологов шиитского движения конца IX в. Самым известным сочинением ал Хасана ибн Мусы – к тому же единственным, дошедшим до нас, является его Шиитские секты ( Фирак аш ши а ).… …   Википедия

  • ШИИЗМ — (от араб. «Шии», или Шиа – мн. число): меньшая из двух основных ветвей ислама, большинство мусульман принадлежат к суннитам. Первоначально шииты были политической фракцией, поддерживавшей Али, зятя Мухаммада и четвертого халифа мусульманской… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»