ЗАПАСНЫЕ ДАРЫ

ЗАПАСНЫЕ ДАРЫ

[  ], Дары Святые, сохраняемые для причащения ими вне литургии больных и умирающих. Обычай оставлять и посылать Св. Дары для причащения больных был широко распространен в ранней Церкви, причем этим занимались диаконы (Iust. Martyr. I Apol. 67. 5).

В правосл. традиции З. Д. заготовлялись и освящались в Великий четверг. Правила и способ приготовления З. Д., принятые в РПЦ, содержатся в «Учительном известии» Служебника, в гл.       (Служебник. [Т. 2]. С. 558-563). Согласно этим правилам, для приготовления З. Д. должен быть использован отдельный Агнец, к-рый изымается на проскомидии по обычному чину и освящается на литургии одновременно с тем Агнцем, на к-ром служится литургия. После прочтения анафоры этот дополнительный Агнец полагается на антиминсную губу и напаяется Св. Кровию со лжицы, причем так, чтобы Агнец не размок. После этого Агнец помещается в кивот и хранится там до окончания литургии. Затем происходит высушивание Агнца: разворачивается антиминс, на него поставляется дискос, на к-рый полагается Агнец, совершается каждение вокруг престола, Агнец раздробляется св. копием на мелкие частицы, по правую руку от священника кладется кирпич или плоский камень со стоящим на нем сосудом с горящими углями (либо используется др. источник тепла, напр. маломощный электрический нагреватель), над к-рым необходимо держать дискос с частицами З. Д. и просушивать их, регулярно переворачивая св. копием во избежание подгорания. В случае порчи З. Д. их необходимо потребить за ближайшей литургией. Если же З. Д. отсыреют, их просушивают повторно.

В др. дни года приготовление З. Д. в Др. Руси было редким явлением и даже прямо запрещалось (см.: Ответы еп. Нифонта Новгородского (1130-1156) // ПДРКП. С. 28). Известен случай, когда во время моровой язвы 1552 г. в Новгороде закончились З. Д., заготовленные в Великий четверг, и архиеп. Серапиону пришлось отправить к свт. Макарию Московскому гонца с вопросом, как быть в этом случае, на что был получен ответ о возможности освящения З. Д. в иной день (Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Каз., 1884. С. 210-211). С кон. XVII в. возможность освящения З. Д. не только в Великий четверг, но и в любой др. день года, когда совершается полная литургия, была официально закреплена в «Учительном известии». В наст. время З. Д. заготавливаются священниками по мере необходимости.

В храмах, где литургия совершается ежедневно, существует практика оставлять частицу Агнца, смоченную Св. Кровию, до утра следующего дня (когда она потребляется и заменяется новой). В связи с появлением герметично закрываемых дароносиц распространился обычай отдельного хранения З. Д. только под видом Св. Крови - для причащения тяжелобольных и младенцев (см., однако, возражения против этого: НКС. С. 355).

Лит.: Петровский А. Запасные Дары // ПБЭ. Т. 5. Стб. 655-656; НКС. 1992. Т. 1. С. 354-355.

А. А. Ткаченко


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ЗАПАСНЫЕ ДАРЫ" в других словарях:

  • Запасные дары — – употребляются при приобщении больных и приготовляются в великий четверток по чину, какой бывает для литургии преждеосвященных даров. Для них берегся второй агнец, который священник, по освящении даров, полагает на антиминсную губу и… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Запасные дары — см. Дары святые …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Запасные Дары — Святые Дары, освященные на литургии и хранящиеся в дарохранительнице для неотложного причащения тяжелобольных и умирающих …   Православный энциклопедический словарь

  • Запасные Дары —    Святые Дары, освященные на литургии и хранящиеся в дарохранительнице для неотложного причащения тяжелобольных и умирающих …   Православие. Словарь-справочник

  • запасные дары — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}   Св. Тайны тела и крови Христовой, освященные на литургии и… …   Словарь церковнославянского языка

  • Дары Святые —    причастие, освященные вино и хлеб, которые во время таинства евхаристии были преосуществлены в кровь и плоть Христову. Преждеосвященными дарами называют запасные дары, освященные для литургии Преждеосвященных даров, либо дары, предназначенные… …   Православная энциклопедия

  • Дары святые — Так называют в православной церкви хлеб (частицы просфор) и вино в таинстве св. евхаристии после пресуществления их в тело и кровь Христовы (см. Пресуществление). Вкушение, или принятие, св. даров верными составляет таинство причащения тела и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Святые Дары — Святые Дары[1]  в православии и католицизме хлеб и вино, ритуально приготовленные священником на литургии, а затем во время евхаристического канона Святым Духом пресуществленные в Тело и Кровь Христа для причащения верующих. Святые Дары… …   Википедия

  • Святые дары — Святые Дары  в православии и католицизме хлеб и вино, ритуально приготовленные священником на литургии, а затем во время евхаристического канона Святым Духом пресуществленные в Тело и Кровь Христа для причащения верующих. Святые Дары хранятся в… …   Википедия

  • Дарохранительница — – богослужебный сосуд, в котором хранятся запасные Дары, предназначавшиеся в старину в древней церкви для лиц, почему либо не бывших в храме для приобщения, и хранившиеся в домах частных или же в церкви. В церкви запасные Дары хранились или… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»