- ЗАРНДЖА
Храм Зарнджа. 30–40-е гг. VII в. Фотография. 1995 г.
Храм Зарнджа. 30–40-е гг. VII в. Фотография. 1995 г. [Заринджа, Заринтч, Зарэнтчи], с. в горной местности, в 13 км к северо-западу от г. Талин (обл. Арагацотн, Армения), в к-ром находится храм 30-40-х гг. VII в., памятник арм. средневек. зодчества.В средневековье З. входила в юго-вост. часть гавара Ширак ашхара (пров.) Айрарат Вел. Армении. Церковь З. известна ученым с XIX в. Утвердившаяся в науке ее датировка X в. (Г. Н. Чубинашвили, С. Х. Мнацаканян и др.) была пересмотрена (А. Ю. Казарян), поскольку строительная техника, метки мастеров и орнаментация памятника характерны для зодчества VII в.
Барабан храма Зарнджа. Фотография. 1995 г.
Барабан храма Зарнджа. Фотография. 1995 г.Храм построен из крупных, чисто отесанных блоков рыже-розового и частично серого туфа. Композиция церкви представляет собой тетраконх с дополнительным помещением, примыкающим с севера к апсиде. Внешние формы экседр храма 5-гранные, с широкой средней гранью. Между объемами экседр выступают выявляющие подкупольный квадрат угловые пилястры. Входы расположены по центру зап. и юж. рукавов. Храм перекрыт куполом на широком барабане, граненном снаружи и цилиндрическом изнутри. В интерьере переход к кольцевому карнизу - основе барабана - осуществлен посредством парусов, имеющих в нижнем углу маленький тромп. Снаружи каждая из 8 граней барабана оформлена щипцом, опирающимся на стройные витые колонки на стыках граней; щипцы образуют ломаный зигзагообразный карниз, служащий основой невысокого складчатого шатра. Под каждым из щипцов находится профилированный архивольт между низкими плоскими пилястрами, примыкающими к колонкам. После кафедрального собора Эчмиадзин в г. Вагаршапат с 12-гранным барабаном храм в З.- 2-й сохранившийся памятник с подобной системой оформления барабана. В средневек. арм. зодчестве такой тип храма был распространен в неск. вариантах.Церковь неоднократно ремонтировалась. Рельеф на перемычке юж. двери (процветший крест с птицами) относится к XIII в.; в более позднее время были осуществлены перекладка верхней зоны экседр и ремонт конх.
Лит.: Шаххатунянц О. Описание Эчмиадзинского собора и пяти гаваров Айрарата. Эчмиадзин, 1842. С. 45 (на арм. яз.); Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. Bd. 1. S. 101; Bd. 2. S. 518; Тораманян Т. Материалы по истории арм. архитектуры. Ереван, 1948. Т. 2. С. 128, 175 (на арм. яз.); Чубинашвили Г. Н. Разыскания по арм. архитектуре. Тбилиси, 1967. C. 153-155; Cuneo P. L'architettura dellа scuola regionale di Ani nell'Armenia medievale. R., 1977. P. 70; Мнацаканян С. Х. Архитектура IX-XI вв. // Мнацаканян С. Х. и др. Очерки по истории архитектуры древней и средневек. Армении. Ереван, 1978. С. 118, 125; Казарян А. Ю. Церковь в Зариндже и зонтичные шатры // Ани. Ереван, 1992. № 3/4. С. 46-48, 90-91 (на арм. яз.); он же. Кафедральный собор Сурб Эчмиадзин и восточнохрист. зодчество IV-VII вв. М., 2007. С. 99-102, 168-170.
А. Ю. Казарян
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.