ЗАЧАЛО


ЗАЧАЛО

Разворот Евангелия-апракос. XIV в. (РГБ. Ф. 304.I. № 5 (1993). Л. 12 об.— 13)

Разворот Евангелия-апракос. XIV в. (РГБ. Ф. 304.I. № 5 (1993). Л. 12 об.— 13)


Разворот Евангелия-апракос. XIV в. (РГБ. Ф. 304.I. № 5 (1993). Л. 12 об.— 13)

[греч. περικοπή; лат. capitulum], единица деления новозаветного текста, читаемого за церковным богослужением. Главная цель такого деления - вычленение небольших, но законченных в смысловом отношении отрывков, к-рые могут быть понятны вне зависимости от их контекста (это важно, поскольку предшествующие и последующие стихи читаются обычно накануне или на следующий день). Деление на З. не совпадает с делением на главы, к-рое принято в небогослужебных изданиях НЗ (в т. ч. в синодальном переводе).

Термин περικοπή использовался греч. и рим. языческими авторами по отношению к разного рода риторическим или лит. сочинениям. Применительно к библейским книгам он стал употребляться со II в. (Iust. Martyr. Dial. 65. 3; 110. 1). Деление на З. имеет аналогии с делением ВЗ на   в иудейской традиции (но поскольку все известные памятники иудейской лекционарной системы поздние по происхождению (см., напр.: Вавилонский Талмуд. Мегилла 29b; подробнее см.: Perrot Ch. The Reading of the Bible in the Ancient Synagogue // Mikra / Ed. M. J. Mulder. Assen; Minneapolis, 1990. P. 137-159), не исключено, что это влияние было обратным). Фиксация текста З. окончательно происходит только в IV в. в связи с постепенным отказом от практики lectio continua (или Scriptura currens), т. е. последовательного чтения достаточно продолжительных отрывков Свящ. Писания, часто до того момента, пока чтеца не остановит предстоятель.

В этот же период для удобства изучения и частного чтения текст НЗ был поделен на главы (κεφάλαια) (напр., в Ватиканском кодексе (IV в.) в Евангелии от Матфея выделяется 170 глав, от Марка - 62, от Луки - 152, от Иоанна - 50 глав; в Александрийском кодексе (V в.) в Евангелии от Матфея - 68 глав, от Марка - 48, от Луки - 83, от Иоанна - 18 глав; деление кн. Деяний св. апостолов и Посланий было менее стабильным; в основных унциалах можно встретить 2 параллельные системы деления). Евсевий Кесарийский на основании гармонии евангельской (см. ст. Гармонизация евангельская) Аммония Александрийского разработал свою систему быстрого нахождения параллельных мест в Евангелиях, поделив их на разделы, к-рые потом были распределены по 10 канонам (т. н. таблицы канонов Евсевия, или «аммониевы главы»). Однако для церковного чтения эти деления были неудобны. По этой причине в крупных литургических центрах возникают свои системы деления НЗ на З. (подробнее см. ст. Лекционарная система). Свидетельства такого деления представлены в древних Лекционариях. В ряде унциальных рукописей встречаются пометы αρχ (ἀρχή - начало) и τελ (τέλος - окончание), указывающие границы З. (см.: Мецгер Б. М. Текстология НЗ: Пер. с англ. М., 1996).

В совр. правосл. изданиях Евангелие от Матфея делится на 116 З., от Марка - на 71, от Луки - на 114, от Иоанна - на 67 З., а Деяния св. апостолов и Послания имеют общее деление на 335 З. Порядок следования З. друг за другом в служебных Апостоле и Евангелии может отличаться от «четьих» текстов, т. к. он соответствует году церковному (см. статьи Апракос, Лекционарий). При чтении в храме каждому З. предшествует вводная фраза, уточняющая его контекст («Во время оно...»), а также показывающая, от чьего лица произносится текст и к кому он обращен («Братие...»). Последовательность чтения по З. определяется с помощью прилагаемых к Евангелию и Апостолу таблиц-указателей; совокупность таблиц-указателей, богослужебной разметки новозаветного текста, выписанных инципитов З. и проч. называется лекционарным аппаратом. Круг чтения евангельских З. на воскресной утрене называется столпом (см.: Типикон. Гл. 54).

А. А. Ткаченко


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Синонимы:

Смотреть что такое "ЗАЧАЛО" в других словарях:

  • ЗАЧАЛО — ЗАЧАЛО, зачальный и пр. см. зачинать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • зачало — сущ., кол во синонимов: 2 • начало (92) • фрагмент (15) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • зачало — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. (греч. ἀρχή) начало; (περικοπή) статья из Нового Завета, на… …   Словарь церковнославянского языка

  • Зачало — начало, заглавие …   Краткий церковнославянский словарь

  • зачало — зач ало, а (церк.) …   Русский орфографический словарь

  • зачало — а, с., діал. Початок …   Український тлумачний словник

  • зачало — Розділ, на які поділено богослужбове Євангеліє та Апостол, призначений для прочитання на богослужінні; перикопа …   Словник церковно-обрядової термінології

  • зачало — начало …   Cловарь архаизмов русского языка

  • зачало — параграф …   Зведений словник застарілих та маловживаних слів

  • Зачало —    принятое в Православной Церкви богослужебное деление текста Четвероевангелия, Деяний и посланий святых апостолов. Размер зачала – от 10 до 50 стихов. Деление на зачала или, иначе, перикопы (греч. «отрезок») сложилось к V в …   Православие. Словарь-справочник

  • зачало —   начало; название на откъси от текста в книгите на Новия Завет …   Църковнославянски речник

Книги

Другие книги по запросу «ЗАЧАЛО» >>