- «ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
единственный известный образ с таким названием, датируемый ок. 1700 г., происходит из собора Рождества Пресв. Богородицы в Муроме (с 1935 в МИХМ), его авторство приписывают изографу А. И. Казанцеву. Икона написана темперой на доске (размер 179×142 см), название вписано в ленту внизу: «Сии пречу(д)ныи образ звезда пресветлая прес(вя)тая влад(ычи)цы Б(огоро)д(и)цы н(е)б(е)снии ц(а)рицы». На иконе на фоне овальной мандорлы с расходящимися лучами, похожими на языки пламени, представлена в рост Богоматерь с Младенцем. Иисус Христос обнимает Ее правой рукой, а в левой, опущенной к предстоящим, держит крест на длинной цепочке. Пресв. Богородица изображена с распущенными волосами, в венце, в платье и плаще, Младенец - в препоясании. К ногам Богоматери припадают в молении муромские святые: князья Константин, Михаил и Феодор Муромские (слева), кн. Петр и кнг. Феврония, прав. Иулиания Лазаревская (справа). Между лучами представлено 15 сцен из истории НЗ, к-рые образуют вокруг мандорлы ореол. Внутренний и внешний края ореола обрамлены облаками. Солнце и луна в верхних углах дополняют образ неба, на к-ром сияет Богоматерь - «Звезда Пресветлая». В клеймах представлены (слева снизу по часовой стрелке): «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Моление о чаше», «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Вознесение Богоматери». «Коронование Богоматери» размещено над головой Пресв. Богородицы и является центральным сюжетом.
Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». Ок. 1700 г. Иконописец А. И. Казанцев (?) (МИХМ)
Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». Ок. 1700 г. Иконописец А. И. Казанцев (?) (МИХМ)Иконография «З. П.» и. восходит к католич. изображению «Мадонна с четками», или «Мадонна розария» (итал. Madonna del Rosario; нем. Rosenkranzmadonna; польск. Matka Boska Różańcowa; словен. Rožnovenska Mati Božja), возникшему в позднее средневековье и отразившему развитие почитания Богоматери на католич. Западе. В основе изображения лежит читаемое по четкам молитвенное правило - розарий, во время к-рого вспоминают 15 таинств из жизни Пресв. Богородицы: 5 радостных (Благовещение, Встреча Марии и Елисаветы, Рождество Христово, Сретение, Преполовение), 5 скорбных (Моление о чаше, Бичевание, Коронование терновым венцом, Несение креста, Распятие), 5 славных (Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Вознесение Богоматери, Коронование Богоматери). Иконография «Мадонна с четками» представляет собой изображение Девы Марии с Младенцем Христом на руках, протягивающими предстоящим четки - розарий (за редким исключением, четки могут быть только у Младенца). Дева Мария с Христом изображаются в рост (или сидящими) на престоле, на облаках, на полумесяце. Их одеяния не подчинены строгому канону, как правило, Богомладенец препоясан, голову Богородицы украшает венец. Иногда плащ Богородицы, как в образах «Мадонна Милосердие» (Madonna della Misericordia), образует покров, под к-рым находятся предстоящие. Четки имеют крест и крупные бусины, делящие нитку на неск. частей. Сохранился ряд произведений этой иконографии, в к-рых Деву Марию с Младенцем окружают следующие сцены: «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Моление о чаше», «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа», «Вознесение Богоматери», «Коронование Богоматери». В нек-рых композициях эти сцены скомпонованы в 3 группы по 5 сюжетов. В композицию «Мадонна с четками» обычно включается изображение цветов, гл. обр. роз (розарий - также венок из роз) (Menaše L. Marija v Slovenski umetnosti: ikonologija slovenski marijanske umetnosti od začetkov do prve svetovne vojne. Celje, 1994. № 143-148). Розарий - домашнее молитвенное правило, отсюда часто встречающееся на иконах «Мадонна с четками» изображение ктиторов или их небесных покровителей - как выражение персонального, личного моления заказчика.
Розарий стал источником вдохновения для авторов сб. «Звезда Пресветлая» и иконы из Мурома, в к-рых была сделана попытка включить в правосл. обиход новации, имеющие католич. корни, что нередко практиковалось во 2-й пол. XVII в. «З. П.» и. представляет собой близкий к католич. иконографии образ, хотя четки заменены крестом на цепочке. Центральное изображение повторяет один из многочисленных вариантов изображений, состав сюжетных сцен точно соответствует канону розария. Очевидно, иконописец имел графический образец, к-рый воспроизвел на иконе, внеся минимальные изменения.
Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 70–80-е гг. XVII в. (ЦМиАР)
Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 70–80-е гг. XVII в. (ЦМиАР)Близкий круг догматических и иконографических тем представлен на иконе 70-80-х гг. XVII в. из Христорождественского собора г. Балахны Нижегородской обл. (ЦМиАР), получившей название «Звезда Пресветлая» при поступлении в 1964 г. в музей. На иконе представлена Богоматерь на троне в царском облачении с Младенцем Христом в окружении розового облака - сияния. От него исходят тонкие лучи света и подобия языков пламени, к-рые «порождают» внешнее сияние, в его лучах размещено 17 сцен из жизни Пресв. Богородицы и Иисуса Христа - история домостроительства спасения: «Рождество Богоматери», «Благовещение у колодца», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Омовение ног», «Моление о чаше», «Взятие под стражу Христа», «Распятие», «Положение во гроб», «Восстание из гроба», «Явление Марии Магдалине», «Сошествие во ад», «Вознесение Христово», «Сошествие Св. Духа», «Коронование Богоматери», «Страшный Суд». У подножия престола представлены коленопреклоненные святые: слева - ап. Иаков, брат Господень, мч. Кондрат (соименный вероятному вкладчику собора Кондрату Ильину, протопопу «Успенского Большого собора, что на Москве» - см.: Писцовая книга Балахны. С. 19), ап. Иоанн Богослов, справа - ап. Симеон, еп. Иерусалимский, праведные Иоаким и Анна. В «Описи памятников церковных древностей» 1904 г. икона называется «Божия Матерь, Корень Девства». Исторически зафиксированным названием иконы стал текст молитвы Богородице из канона мон. Феостирикта, помещенного на ленте на поземе: «О Дево, Госпоже, Мати Господа моего, Творца всех, Ты - Корень девству и Неувядаемый цвет чистоты, Небесным чином радование и человеческому роду Благословенная Помощнице, Моли Сына Своего о спасении всех христиан». Связь между историческим названием и иконографией не прослеживается. Известны изображения (напр., гравюра 1-й пол. XVIII в. (?) из собрания А. В. Олсуфьева - РНБ. Собр. Олсуфьева. № 86), где представлен образ Богоматери иной иконографии, чем на балахнинской иконе, но с текстом той же молитвы. Это может свидетельствовать об определенной распространенности текста и отсутствии его прямой связи с иконографией.
Сходство балахнинской и муромской икон несомненно. Создатель балахнинской иконы, очевидно, также имел перед собой зап. образец, восходящий к иллюстрациям розария. На это указывают центрическая композиция с клеймами, расположенными наподобие венка вокруг Богородицы, их количество, деление на 3 части, характерное сияние. Однако икона из Балахны сложнее по составу и приближена к традиционной православной иконографии. Иконописец несколько изменил состав сцен, изобразив в отдельных клеймах по 2 сюжета. Завершение сюжетного цикла композицией на тему Страшного Суда, не соответствующее канону розария, находит аналогию в «Розарии» Альберто ди Кастелло. В основе иллюстраций, начинающих каждый из 3 разделов книги,- мотив цветка с 5 крупными и 5 мелкими лепестками, в центре которого венок с образом Богоматери в разных иконографических типах, в т. ч. в царском венце на престоле в сиянии из языков «пламени». Среди иллюстраций - Богоматерь в венце из 12 звезд на полумесяце в сиянии (Castello. 1556. P. 179), т. е. «жена, облеченная в солнце» (Откр 12. 1); о связи иконографии «жена, облеченная в солнце» и «Мадонна с четками» см.: Leksikon. 1985. S. 167. В конце «Розария» помещены тексты и иллюстрации, представляющие завершение истории домостроительства спасения: слава праведников, обновление мира и наступление жизни будущего века, что близко к 3-й части сюжетного цикла иконы из Балахны. Т. о., католическое изображение «Мадонна с четками» в рус. иконах получило отражение как минимум в 2 одновременно написанных, несколько различающихся по иконографии образах, один из которых известен под названием «Звезда Пресветлая».
Арх.: Опись памятников церковных древностей, находящихся в церквах г. Ниж. Новгорода, Арзамаса и в Ардатовском у. 1904 г. Нижегородский обл. архив. Ф. 559. Оп. 1779а. Ед. хр. 2.
Ист.: Castello A. di. Rosario della gloriosa vergine Maria. Venezia, 1556. P. 34, 90, 146, 179; Писцовая книга Балахны, 1674-1676 гг. // Действия Нижегородской ученой архивной комиссии. Н. Новг., 1913. Сб. 15. Вып. 1; Les estampes des Wierix: Catalogue. Brux., 1978. Vol. 1. P. 1338-1340.
Лит.: LCI. Bd. 3. Sp. 568-572; Leksikon ikonografije, liturgike i simbolike zapadnog krscanstva. Zagreb, 1985. S. 167-168; 1000-летие рус. художественной культуры. М., 1988. С. 142. Кат. 174; Тарасенко Л. П. Иконы из Христорождественского собора г. Балахны в собрании ЦМиАР // Филевские чт.: Тез. конф. М., 1997. С. 57-59; она же. К вопросу об истоках иконографии «Богоматерь Звезда Пресветлая» // Рус. церк. искусство Нового времени / Ред.: А. В. Рындина. М., 2004. С. 73-80; Бахарева Н. Н. Исторические сведения об иконе из церкви Рождества Христова г. Балахны, хранящейся в ЦМиАР // Филевские чт.: Тез. 6-й науч. конф. М., 1999. С. 1-2; она же. Икона «Богоматерь Корень девства» из церкви Рождества Христова г. Балахны в культурно-историческом контексте кон. XVII в. // Памятники христ. культуры Нижегородского края: Мат-лы науч. конф., 29-30 марта 2001 г. Н. Новг., 2001. С. 58-71; София Премудрость Божия: Выставка рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. С. 234-235. Кат. 81; О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в. М., 2000. Кат. 69; Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. Кат. 47; Иконы Мурома. М., 2005. Кат. 53.
Л. П. Тарасенко
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.