- «ЗЕРЦАЛО БОГОРОДИЦЫ»
Образ Пресв. Богородицы «Благодатное небо». Миниатюра из сб. «Зерцало Богородицы» (Ath. Pantel. slav. 72). 1828 г. (?)
Образ Пресв. Богородицы «Благодатное небо». Миниатюра из сб. «Зерцало Богородицы» (Ath. Pantel. slav. 72). 1828 г. (?) («Зерцало чудотворений, содеянных Пресвятою, Пречистою, Преблагословенною, славною Владычицею нашею Богородицею и Приснодевою Мариею во всех концах вселенной»), сборник сказаний о чудесах Богоматери (в старшей редакции содержит 130 рассказов), составленный на основании преимущественно лат. источников в 20-х гг. XIX в. в Мефодиевом Пешношском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре. «Собиратель «Зерцала Богородицы»» (иногда «Collector «Speculi»») в старшем из списков именует себя Германом, не сообщая более никаких сведений. Тематически и типологически, а также в отношении круга источников книга обнаруживает большую близость к более ранним (эпохи барокко) сборникам рассказов о чудотворениях Богоматери, таким как «Небо Новое» Иоанникия (Галятовского) и «Звезда Пресветлая», но в отличие от последних рассказы о чудесах Богоматери не объединены в «З. Б.» в тематические разделы. Источниками «З. Б.» послужили сочинения средневек. лат. авторов, указания на к-рые (на рус. или лат. яз.) в большинстве случаев помещены после изложения сюжета: труды Цезаря Барония, Варфоломея Пизанского, Винцентия из Бове, Иакова из Варацце, Петра Клюнийского («Клюниацкого»), Фомы, архиеп. Кантуарийского, Фомы Кемпийского, Фомы Кантипратана, Цезария Гейстербахского, «Книга о жизни братий-благовестников» и др.; в одном случае (при гл. 100) имеется ссылка на «книгу 1, главу 10» Т. Мора. Ряд рассказов, возможно, заимствован через посредство «Великого зерцала» и «Неба Нового». В качестве 2-го предисловия в «З. Б.» помещено «объяснение приветствия («целования») ангельского к Пресвятей Деве Марии, взятое из Псалтыри черниговской печати, при конце оной положенное» (текст, широко распространенный также в качестве отдельной статьи в рукописных сборниках XVII-XVIII вв.). При предисловии составителя и в ряде рассказов помещены вирши молитвенного и нравоучительного содержания. Книга написана на рус. языке, свободном от церковнославянизмов и излишних архаизмов.Хотя рукописная традиция «З. Б.» остается практически неизученной, можно полагать, что широкого распространения памятник не получил. Известны по крайней мере 4 списка памятника: РГБ. Ф. 178. № 3346 (краткое описание см.: Музейное собрание: Описание. М., 1997. Т. 2. С. 120-121) и № 643; Ath. Pantel. slav. 72 и 74 (краткое описание см.: Tachiaos A.-E. N. The Slavonic Manuscripts of Saint Panteleimon Monastery (Rossikon) on Mount Athos. Thessal.; Los Ang., 1981. P. 118, 119). В указанных списках отразились 2 редакции памятника: 1-я редакция представлена 2 рукописями из РГБ (между 1827 и 1833) и Ath. Pantel. slav. 74 (посл. треть XIX в., не позднее 1886), содержащими только переводные сюжеты, разница между списками состоит в отсутствии в младшем нек-рых виршей. Вторая редакция содержится в роскошном, возможно подносном, экземпляре Ath. Pantel. slav. 72, написанном на высококачественной веленевой бумаге и украшенном темперной миниатюрой хорошей работы (выполненной в акад. манере) «Богоматерь «Благодатное Небо»» (имеющаяся в ркп. дата - 1828 г.- указывает скорее на время создания редакции, а не ее переписки). Здесь состав сборника значительно расширен за счет чудес Богоматери о русских святых и сказаний о Ее рус. чудотворных иконах. Позднее «З. Б.» послужило одним из источников компилятивного 2-томного сборника сказаний о чудесах Богородицы «Благодатный Источник» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 3899-3900; см.: Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в Арх. Свят. Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Вып. 2. С. 664-667).
А. А. Турилов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.