- ЗИМБАБВЕ
[Республика Зимбабве; англ. Republic of Zimbabwe], гос-во на юге Африки. На западе граничит с Ботсваной, на северо-западе - с Замбией, на северо-востоке и востоке - с Мозамбиком, на юге - с ЮАР. Территория - 390,8 тыс. кв. км. Столица - Хараре (по данным 2007 г., 1,607 млн чел.). Крупные города: Булавайо (713,3 тыс. чел.), Читунгвиза (352,2 тыс. чел.), Мутаре (193,6 тыс. чел.), Гверу (148,9 тыс. чел.). З.- член ООН (с 1980), Организации африканского единства (ОАЕ; с 1980, ее преемника - Африканского союза (АС) с 2002), Общего рынка Вост. и Юж. Африки (КОМЕСА; с 1994), Сообщества развития Юга Африки (САДК; с 1992), Содружества (с 1980; в 2002 членство приостановлено). Офиц. языки - английский, шона, ндебеле.
География
Территория З. в основном представляет собой плоскогорье, к-рое расположено на высоте 1000-1500 м в бассейнах рек Замбези, протекающей по сев.-зап. границе страны, и Лимпопо, протекающей вдоль юж. границы. Водоразделом бассейнов рек являются обширные цокольные плато Машона и Матабеле. Самая высокая точка З.- гора Иньянгани (2592 м). Неровность рельефа образует множество водопадов, крупнейший из к-рых - Виктория на р. Замбези. В З. 2 климатических пояса: субэкваториальный - в сев. части страны, тропический - в южной. Большая часть территории страны покрыта редколесьями и различного типа саваннами. Ок. 10% площади составляют охраняемые природные территории, национальные парки и заповедники.Население
По данным ООН (U. N. Department of Economic and Social Affairs (DESA). Population Division), в 2005 г. в З. проживали 13,12 млн чел. Численность населения З., согласно офиц. зимбабвийским источникам (Zimbabwe. Central Statistical Office - www.zimstat.co.zw/), в 2007 г.- 12,4 млн чел. Народность банту, по оценкам 2007 г., составила 98,7%, из них шона - 73,6%, ндебеле - 17,3, лози - 1,2, педи - 1,2, зулу - 1,1, тонга - 1,1, венда - 1, тсвана - 0,8, свази - 0,5, яо - 0,4, макуа - 0,3, бемба - 0,2%; кроме того, в З. 0,3% африканеров, 0,2% гуджаратцев, 0,1% греков, 0,1% евреев, 0,1% португальцев. Средняя плотность населения - 34 чел. на 1 кв. км. Средний возраст населения - 19 лет. Ок. 33% населения З. проживает в городах (все данные за 2006).
Государственное устройство
Согласно Конституции от 21 дек. 1979 г., З.- унитарное гос-во, по форме правления - президентская республика. Глава гос-ва - президент, избираемый на 6-летний срок путем всеобщих прямых выборов с правом баллотироваться неограниченное количество раз. Он же возглавляет правительство. Законодательная власть представлена 2-палатным парламентом. Нижняя палата, Национальная ассамблея, состоит из 150 депутатов (120 избираются по округам, 8 представляют советы вождей, 10 губернаторов провинций входят по должности и 12 назначаются президентом страны); в верхней палате, Сенате,- 66 членов (10 традиц. вождей, 50 сенаторов, представляющих избирательные округа, и 6 членов, назначаемых президентом страны). В административно-территориальном отношении страна разделена на 8 провинций, города Хараре и Булавайо имеют также статус провинций. Действуют Высокий и Апелляционный суды, региональные суды провинций, суды магистратов и традиц. племенные суды.
Религия
По данным на 2007 г., 67% населения З.- христиане. Из них католики составляют 9-10%, протестанты (в число к-рых также включают и последователей Независимых африкан. церквей (НАЦ), членов сект, маргинальных орг-ций и приверженцев афрохрист. синкретических культов) - 55-60%. Местных традиц. верований придерживаются 25-30%. Последователи ислама составляют ок. 1%; иудаизм, индуизм и буддизм исповедуют менее 0,2% населения З. Приверженцев новых религ. движений - ок. 0,3%, атеистов или людей, не причисляющих себя ни к одной из религий,- ок. 1%.
Православие представлено Зимбабвийской митрополией Александрийской Православной Церкви с кафедрой в Хараре (подробнее см. ст. Зимбабвийская митрополия). Общее количество православных составляет ок. 6 тыс. чел.
Римско-католическая Церковь имеет в З. митрополии (архиепископства) в Хараре (еп-ства-суффраганы Чинхойи, Гокве и Мутаре) и в Булавайо (епископства-суффраганы Гверу, Хванге и Масвинго). По данным на 2007 г., в стране существует 264 католич. прихода, в к-рых служат 656 священников (из них 349 монашествующих); подвизаются 580 монахов и 1542 монахини. Общее количество католиков ок. 1,26 млн чел. Верховным органом Церкви является Конференция католических епископов З. (Zimbabwe Catholic Bishops' Conference).
Протестантские церкви, деноминации и секты. Англиканская Церковь представлена 5 еп-ствами (Матебелеленд, Масвинго, Центр. Зимбабве, Маникаленд и Хараре) в составе Церкви пров. Центр. Африки (Замбия, Малави, З. и Ботсвана), являющейся членом Англиканского содружества. Общее количество верующих ок. 300 тыс. чел. в 900 приходах. Помимо этого существуют общины схизматических организаций англиканского толка (созданных миссионерами из США), таких как Англиканская ортодоксальная церковь Зимбабве (Anglican Orthodox Church of Zimbabwe; 10 общин, 700 чел.) и Церковь Англии в Юж. Африке (Church of England in South Africa; 12 общин, 2 тыс. чел.).
Евангелическо-лютеранская Церковь Зимбабве (более 300 общин, 150 тыс. верующих) входит в Лютеранское сообщество в Юж. Африке, во Всемирную лютеранскую федерацию.
Кальвинизм представляют Реформатская церковь в Зимбабве (Reformed Church in Zimbabwe; 760 общин, 85 тыс. чел.), Церковь Центр. Африки пресвитерианская, Харарский синод Зимбабве (Church of Central Africa Presbiterian, Harare Synod, Zimbabwe; 70 общин, 11 тыс. чел.), входящие во Всемирный реформатский совет (Reformed Ecumenical Council); Африканская конгрегационалистская церковь (African Congregational Church; 30 общин, 26 тыс. чел.), Объединенная конгрегационалистская церковь Юж. Африки (United Congregational Church of Southern Africa; 160 общин, 16 тыс. чел.), Пресвитерианская церковь Юж. Африки (Presbyterian Church of Southern Africa; 10 общин, 17 тыс. чел.), Африканская свободная пресвитерианская церковь Зимбабве (African Free Presbyterian Church of Zimbabwe; 5 общин, 4 тыс. чел.) и такие малочисленные орг-ции, как Нидерландская реформатская церковь (Netherlands Reformed Church; 20 общин, 3 тыс. чел.), Голландская реформатская церковь (Dutch Reformed Church; 16 общин, 2 тыс. чел.), Свободная пресвитерианская церковь Шотландии (Free Presbyterian Church of Scotland; 30 общин, 1 тыс. чел.) и др.
Меннониты принадлежат к Церкви братьев во Христе в Африке (317 общин, 33,5 тыс. чел.).
Баптисты состоят членами 4 орг-ций: Баптистской конвенции Зимбабве (Baptist Convention of Zimbabwe; 316 общин, 150 тыс. чел.), Национальной баптистской конвенции Зимбабве (National Baptist Convention of Zimbabwe; 45 общин, 7 тыс. чел.), Объединенной баптистской церкви Зимбабве (United Baptist Church of Zimbabwe; 47 общин, 10 тыс. чел.) и Баптистского союза Зимбабве (Baptist Union of Zimbabwe; 38 общин, 5,5 тыс. чел.).
Братья представлены классическими орг-циями Христианских братьев (35 общин, 7 тыс. верующих).
Методисты относятся к Методистской церкви Зимбабве (Methodist Church of Zimbabwe), имеющей 1,2 тыс. приходов и более 138 тыс. верующих, и к Объединенной методистской церкви (United Methodist Church), насчитывающей 650 общин, 165 тыс. верующих. Существуют независимые методистские орг-ции: Церковь Маи Чаза (Mai Chaza Church; 160 общин, 60 тыс. чел.), Африканская методистская епископальная церковь (African Methodist Episcopal Church; 120 приходов, 32 тыс. чел.), Независимая африканская церковь (Independent African Church; 50 общин, 9 тыс. чел.), Африканская методистская церковь Зимбабве (African Methodist Church of Zimbabwe; 6 общин, 7 тыс. чел.), Церковь Зивезано (Ziwezano Church; 15 общин, 5 тыс. чел.), Реформированная истинная методистская церковь (Reformed True Methodist Church; 2 общины, 1 тыс. чел.).
Движение святости учредило Церковь Назарянина (Church of the Nazarene; 32 общины, 4 тыс. чел.), Уэслианскую церковь (Wesleyan Church; 15 общин, 750 чел.) и т. н. Свободную методистскую церковь (Free Methodist Church; 20 приходов, 8,5 тыс. чел.).
Армия спасения (территориальное подразделение З.) имеет 150 тыс. верующих в 687 общинах. В 1956 г. от нее отделилась Марширующая христианская церковь Центр. Африки (Christian Marching Church of Central Africa; 40 общин, 27 тыс. чел.).
Адвентисты седьмого дня (АСД; см. ст. Адвентисты) принадлежат к Зимбабвийской объединенной конференции, входящей в состав дивизиона Юж. Африки и Индийского океана Генеральной конференции АСД и имеющей 944 общины, к к-рым принадлежат более 509,3 тыс. верующих.
Пятидесятничество (см. ст. Пятидесятники) является самым распространенным направлением протестантизма в З. Наиболее широко представлены Ассамблеи Бога, в эту орг-цию входят Пятидесятнические Ассамблеи Бога (Pentecostal Assemblies of God), основанные в 1942 г. миссионерами из Канады (75 общин, 8 тыс. верующих), и Ассамблеи Бога в Зимбабве (Assemblies of God in Zimbabwe), основанные миссионерами из США и ЮАР в 1964 г. (40 общин, 10 тыс. верующих). Параллельно возникали независимые местные орг-ции: Зимбабвийские Ассамблеи Бога в Африке (Zimbabwe Assemblies of God in Africa; ок. 1,7 тыс. общин, ок. 650 тыс. чел.), Ассамблеи Бога, или Крестовый поход назад к Богу (Assemblies of God / Back to God Crusade; 120 общин, 40 тыс. чел.), Объединенные Ассамблеи Бога (United Assemblies of God; 29 общин, 5 тыс. чел.), Международные Ассамблеи Бога (Assemblies of God International; 10 общин, 3 тыс. чел.), Ассамблеи Бога Нового Завета (New Covenant Assemblies of God; 14 общин, 2,5 тыс. чел.). Имеются также классические пятидесятнические церкви: Апостольская миссия веры в Юж. Африке (Apostolic Faith Mission in South Africa; 980 общин, 90 тыс. чел.), Пятидесятническая апостольская церковь Бога (Pentecostal Apostolic Church of God; 35 общин, ок. 45 тыс. чел.), Божия церковь полного Евангелия в Юж. Африке (Full Gospel Church of God in South Africa; 82 общины, 14 тыс. чел.), Объединенная пятидесятническая церковь (United Pentecostal Church; 32 общины, 12 тыс. чел.), Церковь Бога пророчеств (Church of God of Profecy; 40 общин, ок. 10 тыс. чел.), Пятидесятническая церковь святости (Pentecostal Holiness Church; 50 общин, ок. 8,5 тыс. чел.), Объединенная церковь веры апостольской (United Apostolic Faith Church; 30 общин, 8 тыс. чел.), Пятидесятническая церковь Элим (Elim Pentecostal Church; 8 общин, 3 тыс. чел.), Апостольская церковь пятидесятницы в Зимбабве, основанная канадскими миссионерами (Apostolic Church of Pentecost; 10 общин, 2 тыс. чел.). К независимым церквам пятидесятнического толка относятся т. н. Апостольская церковь веры (Apostolic Faith Church; 50 общин, ок. 30 тыс. чел.), Братство радостного плавания (Glad Tiding Fellowship; 25 общин, 8 тыс. чел.), Церковь библейского образца (Bible Pattern Church; 20 общин, ок. 5 тыс. чел.), Африканская церковь полного Евангелия (African Full Gospel Church; 3 общины, 1 тыс. чел.).
Религиозное общество друзей (квакеры) имеет 2 общины, ок. 100 верующих.
Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе организовала в З. 70 общин, объединивших 30 тыс. чел.
Различные церкви Христа (Churches of Christ), в разное время созданные проповедниками из США, Нов. Зеландии и др. стран, добились самостоятельности и насчитывают ок. 300 общин. Общая численность ок. 200 тыс. верующих.
Свидетели Иеговы имеют в З. 888 общин, 77 тыс. адептов.
Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней) насчитывают ок. 1,6 тыс. приверженцев.
В стране широко распространены независимые протестант. организации преимущественно синкретического характера, сформировавшиеся в местных условиях под влиянием традиц. африкан. культов. Наиболее значительные из них: Сионская христианская церковь (1,4 тыс. общин, 1,5 млн чел.), Африканская апостольская церковь Джохана Маранке (African Apostolic Church of Johane Maranke; 520 общин, ок. 1 млн верующих) и отделившаяся от нее Африканская апостольская церковь св. Симона и св. Джоаны (10 общин, 5 тыс. верующих), Сионские апостольские церкви (1,3 тыс. общин, ок. 1 млн верующих), Церковь Божия Евангелия в Зимбабве (110 общин, 57 тыс. чел.), Церковь знака апостолов (Sign of the Apostles Church; 80 общин, 50 тыс. чел.), Библейские церкви Рема (Rhema Bible Churches; 30 общин, 29 тыс. чел.), Сионская миссия апостольской веры (10 общин, 16 тыс. чел.), Церковь союза африканской апостольской веры (Unity of African Apostolic Faith Church; 75 общин, 8 тыс. чел.). Менее значимые протестант. орг-ции и независимые африкан. церкви насчитывают ок. 500 тыс. чел. Общее количество протестантов, включая членов сект и маргинальных орг-ций, составляет ок. 7,5 млн чел.
Ислам исповедуют африканцы, прибывшие в З. из соседних стран, в первую очередь из Малави и Мозамбика, а также выходцы из Индии и Пакистана. Преимущественно мусульмане З. являются суннитами ханифитского и шафиитского толков; кроме того, существует неск. шиитских общин исмаилитского толка. Мусульмане страны объединены в Исламскую миссию Зимбабве (Zimbabwe Islamic Mission). Общее количество мусульман в стране ок. 120 тыс. чел.
Иудаизм. Евр. диаспора в З. крайне малочисленна: количество верующих не превышает 7 тыс. чел. Первые евр. поселенцы прибыли в З. в сер. XIX в. из Вост. Европы, в 1849 г. они организовали общину в Булавайо, позднее общины появились в Гатуме (ныне Кадома), Квекве и Солсбери (ныне Хараре), где помимо общины ашкенази возникла единственная в стране сефардская конгрегация. Основным координирующим центром евр. диаспоры является Совет еврейских представителей Зимбабве (Zimbabwe Jewish Board of Deputies), находящийся в Булавайо.
Индуизм и буддизм распространены среди иммигрантов из стран Юж. Азии. Общее количество последователей не более 20 тыс. чел.
Новые религиозные движения представлены последователями бахаизма (см. ст. Бахаи религия), за последние десятилетия их численность выросла за счет бывш. мусульман и индуистов. Общее количество адептов ок. 40 тыс. чел.
Традиционные африканские верования - анимизм, фетишизм и культ предков - распространены среди представителей в основном сельского населения различных народностей, преимущественно живущих в отдаленных районах З., при этом формально они могут принадлежать к к.-л. христ. деноминации. В наибольшей степени это характерно для вост. групп народности шона (маньика и ндау; ок. 60%), а также для немногочисленных бушменов (85%). Приблизительная оценка количества приверженцев традиц. верований с учетом двоеверия составляет 3,5-4 млн чел.
Распространение христианства
Междуречье Замбези и Лимпопо было освоено в глубокой древности. Археологические исследования подтверждают наличие культур каменного века, здесь находят памятники эпохи мезолита и неолита. До нач. I тыс. по Р. Х. территорию совр. З. населяли различные народы, родственные совр. бушменам и готтентотам, говорившие на кайсанских языках. С первых веков по Р. Х. на территории совр. З. обосновываются предки совр. народов З.- бантуязычные земледельческие племена. В VI в. они создали высокоразвитую культуру, на основе к-рой с XII в. племенем каранга народа шона начало строиться гос-во Мономотапа. Оно сочетало элементы рабовладельческого уклада и раннего феодализма и достигло расцвета в XIV-XV вв. При посредничестве торговцев из арабо-суахилийских городов-гос-в на вост. побережье Африки, на территории совр. Кении и Танзании, гос-во Мономотапа торговало с араб. миром, при помощи малайцев - с Индией и Китаем. Предметами экспорта были золото и слоновая кость, в страну импортировались фарфор, жемчуг и текстиль.
В нач. XVI в. в междуречье Замбези и Лимпопо появились португальцы. На протяжении столетия они безуспешно пытались подчинить себе эти территории, гос-во Мономотапа сумело отстоять свою независимость. В 1560 г. прибывший из Индии на территорию совр. Мозамбика португ. иезуит пресв. Гонсалу да Силвейра с миссионерской целью поплыл по р. Замбези в глубь страны. Ему удалось привести к вере и крестить правителя Мономотапы. Однако в результате интриг местной религ. верхушки при участии мусульм. торговцев, не желавших делить с португальцами прибыль от торговли через Индийский океан, Силвейра был убит. Католич. миссии попытались продолжить начатую им работу: в 1577 г. в страну прибыли доминиканцы, в 1607 г. решили возобновить деятельность иезуиты. В нач. XVII в. из страны были изгнаны торговцы-мусульмане, стало расти влияние португальцев, что поначалу способствовало увеличению количества католич. миссий. Иезуитам и доминиканцам удалось вновь обратить к вере правящую элиту гос-ва. Так, ок. 1670 г. сын верховного правителя Мигэл стал 1-м католическим священником местного происхождения и был послан служить в Гоа. В 1693 г. гос-во Мономотапа было завоевано др. племенем шона - розви, власть к-рых сохранялась до 30-х гг. XIX в.
С сер. XVIII в. из-за антиклерикальной политики правительства Португалии католич. миссии начали приходить в упадок: в 1759 г. было принято решение о высылке из страны иезуитов, в 1775 г. территорию совр. З. покинули доминиканцы. В 1834 г. с юга в страну проникли племена нгони. В 1837 г. воинственные матебеле во главе с вождем Моселекатсе подчинили себе племена шона, создав на юго-западе совр. З. свое гос-во, к-рое вскоре стало самым сильным на территории между Лимпопо и оз. Виктория. С сер. XIX в. здесь соперничали европ. державы. Великобритания, наладив дипломатические контакты с Моселекатсе, укрепила свое влияние и получила преимущества в борьбе с конкурентами. Представитель Лондонского миссионерского об-ва Роберт Моффат, добившийся разрешения от Моселекатсе на открытие филиала об-ва в Иньяти, в 1859 г. стал 1-м англ. миссионером. Попытки др. протестант. орг-ций основать свои миссии до кон. 80-х гг. XIX в. оставались неудачными. С 1879 г. в течение 10 лет в тяжелых условиях и при враждебном отношении местных властей иезуиты осуществляли миссию на территории совр. З.
В 1888 г. эмиссары брит. магната С. Дж. Родса добились от Лобенгулы, сына Моселекатсе, ограниченной концессии на разработку полезных ископаемых. Созданная Родсом в 1889 г. Британская Южно-Африканская компания получила от королевы хартию, по к-рой компании предоставлялись неограниченные права на экономическую деятельность в З. В 1890 г. Великобритания оккупировала земли народности шона, основав на них форт Солсбери. Через 3 года гос-во Лобенгулы пало, колонизаторы захватили землю и скот, принадлежавшие местному населению. Значительные земельные участки в Солсбери, Булавайо и близлежащих районах были выделены для учреждения постоянных миссий как протестант., так и католич. орг-циям. Однако жестокость брит. колониальной власти вызвала восстание ндебеле и шона в 1896-1897 гг., вошедшее в историю под названием «чимуренга» (на языке чишона - борьба). Туземные религ. лидеры активно участвовали в подготовке, организации и ведении вооруженного сопротивления Британской Южно-Африканской компании. Восстание было подавлено, колониальная власть усилилась. В 1898 г. земли Британской Южно-Африканской компании в междуречье Замбези и Лимпопо были объявлены брит. протекторатом и получили название Юж. Родезия в честь основателя компании. Возможность извлечения максимальных выгод из освоения природных ресурсов местных земель привела к массовому притоку рабочей силы из разных стран, коренное население переселялось в резервации. Параллельно с притоком белого населения росла активность европ. и амер. миссионеров, распространявших христианство. Так, миссия иезуитов в Чишаваша (близ Солсбери), зарегистрировавшая 40 крещений с 1892 г., когда она была основана, по 1898 г., увеличила число крещений до 300 в 1899 г., до 1 тыс. в 1905 г., до 1,6 тыс. в 1910 г. и до 3,6 тыс. в 1920 г. Иезуитская миссия в Эмпандени (в 50 милях от Булавайо), осуществившая 500 крещений в 1894-1904 гг., увеличила число крещений до 1 тыс. к 1908 г., до 1,4 тыс. к 1910 г. В нач. XX в. католич. миссионеры переводили на африкан. языки катехизисы, молитвословы и назидательную лит-ру. С 1897 г. различные протестант. орг-ции стали переводить отдельные части Библии на языки племен шона и ндебеле.
В последнее десятилетие XIX в. и 1-е десятилетие XX в. стремительно распространялся протестантизм. В 1888 г., после получения земельного надела от брит. правительства, прибыла в страну 1-я англикан. миссия - Университетская миссия в Центр. Африке. Организовав работу среди колонистов, члены миссии стали проповедовать и среди африкан. населения. В том же году начала работу миссия Уэслианской церкви. Миссионеры Методистской церкви Великобритании, приехавшие в страну в 1890 г., привлекали в свои ряды как белых поселенцев, так и африканцев, члены Объединенной методистской церкви США, прибывшие с территории Мозамбика в 1896 г., занимались исключительно обращением местного населения. Методистские орг-ции, работавшие с коренными жителями, стали важным звеном общественной жизни, впосл. из их среды вышли видные деятели национально-освободительного движения.
Кальвинист. церкви были представлены Конгрегационалистской объединенной церковью, основанной в З. в 1859 г. Лондонским миссионерским об-вом, Африканской реформатской церковью, известной в стране с 1891 г., и Голландской реформатской церковью, работавшей с 1895 г. с коренным населением (племенами каранга, зезуру) и голл. общиной страны. Пресвитерианские проповедники прибыли в страну из Южно-Африканского Союза и Шотландии. К кон. XIX в. развернули миссионерскую активность проповедники Армии спасения (в основном среди народа шона; с 1891), АСД (с 1894), баптисты (с 1897), меннониты (с 1898). Швед. лютеране, основавшие Евангелическо-лютеранскую церковь, прибыли в З. в 1903 г. С нач. XX в. включились в работу различные независимые орг-ции: из Германии прибыли миссионеры Новоапостольской церкви, из США и Нов. Зеландии - проповедники различных церквей Христа, позднее - свидетели Иеговы.
В экономике страны стали складываться неравные по своему значению африкан. и европ. секторы. На лучших землях, отторгнутых у африканцев, основывались фермы белых колонистов. К 1913 г. в 100 резервациях оказалось ок. 45% коренного населения, остальные жили на т. н. неотчужденных землях или на европ. фермах. В 1922 г. белые поселенцы проголосовали против объединения Юж. Родезии с Южно-Африканским Союзом. Страна оставалась под управлением Британской Южно-Африканской компании до 1923 г., когда ей был предоставлен статус самоуправляющейся колонии в рамках Британской империи. В том же году была принята 1-я конституция страны, отвечавшая интересам исключительно белого меньшинства. Между 2 мировыми войнами расовая дискриминация выразилась в принятии ряда законов, лишавших коренное население возможности участвовать в общественной и экономической жизни. Сегрегация африканцев стала офиц. политикой Юж. Родезии: все богатства страны - золотые и медные рудники, угольные шахты, лучшие сельскохозяйственные угодья, на которых выращивали преимущественно табак и кукурузу - принадлежали белым. Принятый в 1930 г. «Закон о распределении земли» предписывал создание т. н. белой зоны, где правом собственности обладали лишь белые поселенцы, число к-рых составило к тому времени ок. 50 тыс. чел. За ними были закреплены лучшие земли (49%), худшими владели ок. 1 млн африканцев. В 1934 г. был принят «Закон о примирении в промышленности», к-рый не признавал занятых в производстве африканцев полноправными рабочими и запрещал им объединяться в профсоюзы; уровень оплаты труда устанавливался исключительно по расовому признаку. У истоков законодательных актов, разделивших общество на 2 неравные части, стоял Годфри Хиггинс - премьер-министр страны в 1933-1953 гг. Между мировыми войнами африканцы могли бороться за свои права, используя только общественные орг-ции. Так, сын Лобенгулы Ньяманда в 1918 г. создал орг-цию «Движение за национальное государство», в 1920 г. была образована «Ассоциация родезийских банту», в 20-30-х гг. активную антиколониальную пропаганду вели «Общества благосостояния туземного населения».
Церковные и религ. орг-ции по мере возможности оказывали поддержку местному населению: миссии многое сделали в сферах образования, медицины и социального обеспечения. Созданная в 1915 г. апостольская префектура Замбези в 1927 г. была переименована в апостольскую префектуру Солсбери, в 1931 г. получила статус апостольского вик-ства. Апостольская префектура Булавайо (создана в 1932) получила статус вик-ства в 1937 г. Иезуит Астон Чичестер, назначенный в 1931 г. викарием Солсбери, через год основал местную монашескую конгрегацию «Малые дети Пресв. Богородицы», а в 1936 г. Национальную высшую семинарию. В 1934 г. мирянами в Солсбери была основана Католическая африканская ассоциация, занимавшаяся различными образовательными программами среди африканцев. Однако для мн. африканцев появление христ. миссий было частью колониальной политики европ. стран, они поддерживали т. н. независимые церкви, различные афрохрист. секты (сионские, апостолические, эфиопские), создававшиеся верующими, отошедшими от миссионерских церквей. Процесс затронул практически все племена, причем нек-рые из орг-ций НАЦ добились очень широкого распространения.
После второй мировой войны антиколониальное движение в стране усилилось. В 1945 г. прошла забастовка, организованная Союзом африкан. рабочих-железнодорожников, в 1948 г.- всеобщая забастовка. В 1953 г. англ. колониальные власти провозгласили создание Федерации Родезии и Ньясаленда со статусом федеральной территории, в состав к-рой вместе с Сев. Родезией и Ньясалендом вошла и Юж. Родезия. Формально африканцы получили возможность создавать национальные политические орг-ции. В 1955 г. образовалась Городская молодежная лига, преобразованная в 1957 г. в Африканский национальный конгресс (АНК) во главе с Джошуа Нкомо (его соратники - Джордж Ньяндоро и Джеймс Роберт Чикерема). Однако в 1959 г., согласно «Закону о нелегитимных организациях», АНК был запрещен колониальными властями. В новой конституции страны, введенной брит. правительством в дек. 1961 г., были расширены права местных органов управления в ущерб полномочиям метрополии. Хотя коренному населению предоставлялась часть мест в парламенте, африкан. партии бойкотировали референдум, объявленный после опубликования проекта конституции, т. к. законодательство по делам коренного населения осталось в ведении правительства белых поселенцев. В 1962 г. в Солсбери, Булавайо, Умтали (ныне Мутаре) и др. городах происходили массовые волнения африкан. населения. Лидеры демонстрантов были подвергнуты репрессиям и арестам, нек-рые из них были убиты, что привело к новому усилению политической борьбы.
Все политические орг-ции, созданные в последующие годы Нкомо, также подвергались гонениям и запретам и работали в подполье. Этнические разногласия стали причиной раскола в рядах самой многочисленной орг-ции - Союза африканского народа (ЗАПУ), из которого выделились шона, несогласные с политикой партии, ориентированной исключительно на поддержку ндебеле. В 1963 г. шона создали собственную орг-цию, названную Африканский национальный союз Зимбабве (ЗАНУ), во главе с методистским свящ. Ндабанинги Ситоле.
В 40-50-х гг. XX в. возросла популярность идеи о возвращении к традиц. племенным культам; сторонники этого направления рассматривали христианство как чуждую духу африканцев иностранную религию. Христ. церквам пришлось бороться за сохранение паствы, адаптироваться к местным условиям и африкан. культурному наследию. В 50-60-х гг. христ. церкви поддерживали африканцев в их стремлении противостоять «белому» родезийскому гос-ву. В это время во много раз увеличилось количество членов НАЦ. Местное население соблюдало ритуальные обычаи, оперируя африкан. символами, без вмешательства европ. миссионеров. 1 янв. 1955 г. произошло оформление структуры католич. Церкви страны как самостоятельной церковно-адм. единицы: апостольское вик-ство Солсбери получило статус архиеп-ства. В его состав вошли еп-ство Булавайо (бывш. вик-ство Булавайо), еп-ство Гвело (бывш. вик-ство Форт-Виктория), префектура Умтали (с 15 февр. 1957 еп-ство) и префектура Уанки (с 1 марта 1963 еп-ство). Это стало стимулом к росту активности клира и мирян Католической Церкви Родезии. В 1958 г. еп. Алоизий Хене, швейцар. миссионер, прибывший в Юж. Родезию в 1940 г. и ставший в 1955 г. 1-м епископом Гвело (ныне Гверу), учредил ж. «Мото». Это издание стало активным выразителем идей коренного населения Родезии, часто критикуя колониальное правительство и поддерживая африкан. националистические партии. В 1959 г. католич. епископы Юж. Родезии во главе с Доналдом Ламонтом опубликовали пастырское послание «Купленный народ», в к-ром содержалось резкое осуждение расизма. За последующие 15 лет католич. епископы в 7 пастырских посланиях выступали против расовой дискриминации, что способствовало нарастанию конфликта между Церковью и правительством. В 1961 г. появилась местная Конференция католич. епископов (ККЕ), до 1969 г. Ватикан не признавал ее независимости от ККЕ ЮАР. В 1962 г. ККЕ активно занималась переводом на язык чишона НЗ, к-рый стал бы доступен для понимания на любом диалекте этого языка. Работа была закончена к 1966 г. В это же время все виды мессы стали переводить на языки чишона и чиндебеле. Возникали межденоминационные христ. орг-ции: в 1962 г. церкви евангелического толка объединились в Евангелическое содружество Зимбабве (ЕСЗ), в 1964 г. был создан Зимбабвийский христианский совет (ЗХС), через 2 года было организовано Библейское об-во Юж. Родезии.
В дек. 1962 г. в результате парламентских выборов к власти в Юж. Родезии пришел блок крайне правых политических группировок - Родезийский фронт, во главе к-рого стоял Ян Смит, ставивший целью сохранение расистских основ общества. В 1963 г. Федерация Родезии и Ньясаленда была ликвидирована, ее составные субъекты образовали независимые гос-ва Замбия и Малави. Руководство белого меньшинства Юж. Родезии ввело весной 1965 г. чрезвычайное положение, сохранявшееся до провозглашения в стране независимости. 11 нояб. того же года правительство Юж. Родезии в одностороннем порядке объявило о создании самостоятельного гос-ва. Однако ввиду продолжения дискриминационного курса по отношению к коренному населению международное сообщество отказалось признать легитимность нового гос-ва. ООН призвала Великобританию принять меры к ликвидации режима белого меньшинства и созданию условий для реализации коренным населением страны права на свободу и независимость. Была признана законность всех форм борьбы народа Юж. Родезии за достижение этой цели: Совет Безопасности ООН принял решение о введении обязательных санкций в отношении расистского режима (с 1966 выборочных, с 1968 всесторонних).
Хотя режим Смита декларировал отделение Церкви от гос-ва, утверждал наличие в стране свободы совести, но реально деятельность религ. сообществ, выражение религ. взглядов, свобода собраний были жестко ограничены. В 1964-1971 гг. 13 миссионеров были высланы из страны, в их числе глава Объединенной методистской церкви еп. Ральф Додж. Напряженность между религ. орг-циями и гос-вом усилилась в 1970 г., после принятия новой конституции, согласно принципу расовой сегрегации закреплявшей права на 45 млн акров лучшей земли за немногочисленными белыми землевладельцами, оставляя африкан. большинству примерно такое же количество хозяйственно непригодной земли. После вступления в силу Конституции от 2 марта 1970 г. католич. епископы в пастырском послании от 17 марта того же года пригрозили гражданским неповиновением. В совместном заявлении от 18 апр. их поддержали главы 16 протестант. церквей, среди к-рых были представители Армии спасения, методистских, лютеран., баптист. общин, а также африкан. конгрегаций реформатских церквей. Наибольшие споры вызывал «Акт о землевладении», к-рый узаконил расовую изоляцию и в религ. сфере. 29 апр. ККЕ Юж. Родезии сделала офиц. заявление, что скорее Церковь закроет католические частные школы, предназначенные преимущественно для белых детей, чем согласится с законом, запрещающим посещение африканцами этих школ. В сент. 1970 г. главы 11 деноминаций, представлявшие ККЕ, ЕСЗ, ЗХС, приняли совместное заявление о несогласии с «Актом о землевладении». Правительство пошло на компромисс с церквами, в т. ч. и с католической, разрешив африкан. детям продолжать посещать католич. частные школы, расположенные в европ. анклавах, с тем условием, что общее количество африканцев составит не более 6% от всего числа учащихся. После янв. 1971 г., когда правительством был обнародован указ о том, что 5% зарплаты учителей должны выплачивать африкан. родители, уже значительно обремененные различными расходами на учебу, все церковные орг-ции, за исключением Англиканской епархии Машоналенда и Армии спасения, отказались от дальнейшего сотрудничества с властями в сфере предоставления начального образования африканцам. После этого школы перешли под временное управление центрального правительства, но вскоре по финансовым соображениям, прикрываясь целью «стимулирования самостоятельного развития», правительство передало эти школы в руки местных африкан. органов.
В 1972 г. Великобритания направила в страну комиссию во главе с лордом Пирсом, к-рая должна была выяснить отношение к режиму белых поселенцев. В случае положительного результата Великобритания была готова признать независимость Юж. Родезии. После длительных опросов комиссия сделала вывод о враждебном отношении африканцев к правящему режиму. Именно религ. орг-ции в ходе личных контактов смогли убедить лорда Пирса в нецелесообразности существования расистского гос-ва, что и нашло отражение в рапорте комиссии брит. правительству. В результате изоляция правительства Смита продолжалась. Основным лидером оппозиции в это время был глава Объединенной методистской церкви Африканского национального совета (АНС) еп. Абель Музорева. Неразрешенность основных проблем и возросшее напряжение в обществе заставили африкан. население в 1972 г. начать партизанскую войну («вторую чимуренгу») против режима Смита. Основными орг-циями, возглавившими борьбу против правительства, были Африканская национально-освободительная армия Зимбабве (ЗАНЛА) под рук. Роберта Мугабе и Народно-революционная армия Зимбабве (ЗИПРА), к-рые получали помощь из разных стран Африки (Замбии, Ботсваны, Танзании, Алжира, после 1975 Мозамбика), а также из Китая, социалистических стран Европы и СССР.
Реакция религ. кругов на военные события была разной: орг-ции, чью паству составляли верующие из числа коренного населения (все НАЦ, пятидесятнические церкви, значительная часть методистских, баптист., лютеран. католических объединений), симпатизировали повстанцам, некоторые орг-ции, имеющие общины со смешанной паствой, придерживались нейтралитета, а церкви, чьими прихожанами традиционно являлись исключительно белые поселенцы (ряд кальвинист. и англикан. орг-ций), поддерживали правительство Смита. Во время военных действий миссии понесли значительные потери. Так, по сведениям католич. Церкви, 25 ее миссионеров были убиты (как правительственными подразделениями, так и повстанцами), 18 высланы из страны. В 1973 г. был рукоположен 1-й католич. епископ из коренного населения - Патрик Чакатайпа. 15 нояб. 1974 г. расистский парламент запретил издание католич. ж. «Мото». В 1976 г. был создан единый орган освободительного движения - Патриотический фронт (ПФ), объединивший ЗАПУ и ЗАНУ.
В 1978 г. правительство Смита попыталось заключить союз с лидерами умеренного крыла освободительного движения Музоревой, возглавлявшим АНС, и Ситоле, создавшим собственную партию, отделившуюся от ЗАНУ. На апр. 1979 г. были назначены парламентские выборы. ПФ призвал своих сторонников бойкотировать выборы, в результате чего победу одержал АНС во главе с Музоревой, который был назначен премьер-министром. Коалиционное правительство Музоревы и Смита провозгласило создание Республики Зимбабве-Родезия, однако ему не удалось обеспечить международное признание нового гос-ва. Африкан. гос-ва в июле 1979 г. на 16-й сессии ОАЕ в Монровии признали ПФ единственным законным представителем народа З., Совет Безопасности ООН в апр. 1979 г. заявил о незаконном характере выборов и созданного на их основе правительства.
Видя безвыходность сложившегося положения, правительства Великобритании и стран - членов Содружества вынуждены были созвать в Лондоне конституционную конференцию с участием представителей коалиционного правительства и оппозиционных партий. Решения конференции, прошедшей с 10 сент. по 21 дек. 1979 г., предусматривали временное восстановление в Юж. Родезии колониального управления Великобритании, прекращение войны, сдачу оружия и полную демобилизацию партизан, последующее проведение всеобщих свободных выборов. Также была принята переходная конституция страны сроком действия на 1980-1990 гг., к-рая содержала ряд статей, обеспечивавших белому меньшинству сохранение его экономических привилегий по меньшей мере на 10 лет. В февр. 1980 г. на выборах убедительную победу одержал ЗАНУ, получивший 57 мест в парламенте. Его лидер и руководитель Роберт Мугабе стал 1-м премьер-министром свободной З., президентом страны - пастор методистской церкви и известный деятель экуменического движения Канаан Банана. 18 апр. 1980 г. была провозглашена независимость страны в составе Британского содружества наций. В том же году З. стала членом ООН и ОАЕ, были установлены дипломатические отношения между З. и Ватиканом, в 1981 г.- с СССР. Поначалу политика Мугабе казалась приемлемой для всех сторон общества. В состав его кабинета были введены представители белой общины, а также оппозиционных африкан. партий, напр. Нкомо. Премьер-министр провозгласил курс на достижение примирения между ранее враждовавшими сторонами, правительство гарантировало неприкосновенность собственности, во внешней политике был взят курс на неприсоединение. Хотя Мугабе, марксист по убеждениям, стремился к воплощению в жизнь социалистических идеалов, он не стал подвергать полной реформации экономику, сельское хозяйство, а главное, не настаивал на немедленном решении вопроса о землевладении. Сохранялось деление экономики на малоразвитый африкан. и высокоразвитый европ. секторы. Религиозная жизнь страны после обретения независимости характеризовалась стремлением к возрождению традиц. африкан. форм. В 1984 г. католич. Церковь утвердила и ввела в богослужение новый литургический устав, содержащий заупокойное богослужение в согласии с местными традициями на основе погребального обряда «курова гува», распространенного среди народа шона. Работа литургической комиссии велась с 1969 г., когда по просьбе африкан. духовенства ККЕ создала богословскую комиссию, перед к-рой стояла задача сопоставить обряд «курова гува» и христ. заупокойное богослужение. Несмотря на то что новые обряды, разработанные комиссией, сразу же были одобрительно встречены местными католиками, епископы на протяжении 15 лет не могли утвердить их окончательно. В 1988 г., во время визита папы Иоанна Павла II в З., часть праздничного богослужения, в к-ром участвовало более 100 тыс. католиков, содержала песнопения на языке шона, в мессу были включены традиц. африкан. обряды.
В политической жизни страны 1-я пол. 80-х гг. характеризовалась напряженными отношениями между ЗАНУ и ЗАПУ, отражавшими интересы этнических групп шона и ндебеле. Росла и личная неприязнь между Мугабе и Нкомо. Парламентские выборы 1985 г., на к-рых вновь победил ЗАНУ, получив 64 места, на время улучшили обстановку в стране. В 1987 г. принятые поправки к конституции лишили белое меньшинство гарантированного представительства в парламенте, верхняя палата парламента была упразднена; З. стала президентской республикой. Вторая конституционная поправка, провозглашавшая главой исполнительной власти президента, сосредоточила всю полноту власти в руках Мугабе. Нкомо стал министром его кабинета. В кон. 1989 г. ЗАПУ и ЗАНУ объединились в политическую организацию, названную ЗАНУ-ПФ. Эта партия одерживала победы на парламентских выборах в 1990 и 1995 гг. На президентских выборах 1990 и 1996 гг. побеждал Мугабе. Экономика страны переживала кризис. Нерешенные хозяйственные проблемы, в первую очередь вопрос о землевладении, стали вызывать массовое недовольство. Рост бюрократического аппарата и масштабная коррупция были обычными явлениями в политической жизни З. Правление Мугабе критиковали даже его бывш. соратники. В кон. 90-х гг. выступления против его режима стали массовыми. Мугабе обвинил в экономических трудностях белое население. В 1998 г. он предложил новый проект конституции, к-рый дал бы ему право на конфискацию земель белых плантаторов. На VIII ассамблее ВСЦ, состоявшейся 3-14 дек. 1998 г. в Хараре, в т. ч. обсуждалась обстановка в З., влиявшая и на религ. жизнь страны. Хотя на референдуме, проведенном 12-13 февр. 2000 г., большинством голосов проект конституции был отвергнут, Мугабе в преддверии парламентских выборов использовал земельный вопрос для сохранения своей популярности: при его попустительстве в 2000 г. по всей стране прошли стихийные захваты и разграбления африканцами хозяйств белых фермеров. Белое население, с каждым годом значительно сокращавшееся, фактически было подвергнуто гос. геноциду и вынуждено было бежать из З. По словам Мугабе, это явилось началом «третьей чимуренги». На парламентских выборах 2000 г., прошедших без иностранных наблюдателей, в очередной раз победил ЗАНУ-ПФ. Основные оппозиционные партии, такие как Движение за демократические перемены (ДДП) и Африканский национальный союз Зимбабве-Ндонга (ЗАНУ-Ндонга), отказались признать итоги выборов. Верховный суд, долго разбиравший жалобы оппозиции, не отменил результатов голосования, хотя и признал многочисленные нарушения в ходе проведения выборов. На президентских выборах 9-11 марта 2002 г. победу вновь одержал Мугабе. Режим Мугабе, потерявший авторитет в международных кругах, дискредитировавший себя коррупцией, нарушением прав граждан, подделкой результатов выборов, был подвергнут экономическим санкциям, членство З. в Содружестве было приостановлено. После парламентских выборов 2005 г., на к-рых победил ЗАНУ-ПФ, кризис в экономике достиг чрезвычайных масштабов: безработица составляла 80%, инфляция превышала 100% в год, сумма внешнего долга достигла катастрофических размеров, страна пополняла продовольственные запасы исключительно за счет иностранной гуманитарной помощи, практически остановилась промышленность.
На последних парламентских выборах 29 марта 2008 г. партия ЗАНУ-ПФ потерпела поражение, получив из 210 мест только 97. В тот же день состоялся 1-й тур президентских выборов, ставший причиной серьезного политического кризиса: главный соперник Мугабе лидер ДДП, бывш. профсоюзный лидер Морган Тсвангираи набрал 49% голосов, в то время как Мугабе - 43%. Результаты были официально опубликованы лишь 2 мая. Оппозиция заявила об окончательной победе на выборах, утверждая, что результаты выборов были сфальсифицированы. В связи с тем что Тсвангираи не удалось набрать более 50% голосов, был назначен 2-й тур.
23 апр. Совет церквей Зимбабве (СЦЗ, бывш. ЗХС), ЕСЗ и ККЕ приняли совместное обращение и выразили тревогу по поводу сложившейся ситуации, к-рая в любой момент могла привести к гражданской войне. В документе содержится просьба к АС, САДК и ООН максимально содействовать урегулированию положения в З., а также призыв к народу страны сохранять благоразумие, выдержку и терпимость.
Тсвангираи сначала согласился на участие во 2-м туре президентских выборов, назначенном на 27 июня 2008 г., но впосл., ссылаясь на преследования со стороны полиции, снял свою кандидатуру и отказался от дальнейшей борьбы. Однако его имя не было вычеркнуто из бюллетеней, и выборы квалифицировались как альтернативные. Согласно офиц. данным, Мугабе получил 85,51% голосов, а Тсвангираи - 9%. 29 июня Мугабе провозгласил себя победителем 2-го тура выборов и принес президентскую присягу. Мн. международные орг-ции признали эти президентские выборы нелегитимными. 10 авг. в Хараре между основными партиями страны начались переговоры об урегулировании политического кризиса, к-рые неоднократно прерывались из-за разногласий. Посредником между сторонами выступил Президент ЮАР Табо Мбеки. 15 сент. Мугабе и представители оппозиции страны подписали соглашение о разделе власти: Мугабе должен остаться на посту главы гос-ва, а Тсвангираи - возглавить правительство, заняв должность премьер-министра З. Предметом споров до сих пор является распределение министерских портфелей в коалиционном правительстве. 19 янв. 2009 г. в Хараре при посредничестве представителей ЮАР и Мозамбика зашедшие в тупик переговоры между Мугабе и Тсвангираи возобновились.
В 80-90-х гг. произошли изменения в структуре католич. Церкви: в состав архиеп-ства Хараре (бывш. архиеп-ство Солсбери) вошли еп-ства-суффраганы Чинхойи (бывш. апостольская префектура Чинхойи), Мутаре (бывш. еп-ство Умтали) и Гокве, созданное 17 июня 1991 г.; еп-ство Булавайо 10 июня 1994 г. получило статус архиеп-ства, к-рому подчинены еп-ства Гверу (бывш. еп-ство Гвело), Хванге (бывш. еп-ство Уанки) и Масвинго, созданное 10 февр. 1999 г. Важным фактором в новейшей религ. жизни З. стало увеличение количества членов в пятидесятнических орг-циях харизматического толка, основанных преимущественно проповедниками из США. Данные группы имеют самые высокие показатели роста в стране. В др. протестант. орг-циях стремительно уменьшается число членов из-за массового оттока белого населения, составлявшего их паству. В первую очередь данный процесс коснулся таких кальвинист. орг-ций, как Голландская реформатская церковь, Пресвитерианская церковь Юж. Африки и Объединенная конгрегационалистская церковь Юж. Африки, что вызывает серьезную обеспокоенность СЦЗ, членами к-рого данные церкви являются.
Религиозное законодательство
В Конституции З. от 21 дек. 1979 г. гл. 3 посвящена правам личности, вопросы свободы совести и вероисповедания разбираются в ст. 19. В § 1 сказано, что каждый человек имеет право на свободу вероисповедания; это право включает свободу исповедовать свою религию, менять религию или убеждения (в учении, богослужении и выполнении религ. и ритуальных обрядов) как единолично, так и вместе с другими, публичным или частным образом. В § 2 утверждается, что человек, находясь на обучении, не может принуждаться к получению религ. наставления, к участию в религ. обрядах и церемониях, если данные наставление, обряд или церемония не относятся к исповедуемой им религии, за исключением тех случаев, когда участие добровольное; если человек несовершеннолетний, на это должно быть согласие его родителей или попечителей. В § 3 отмечается, что никакое религ. сообщество не может быть лишено права на предоставление религ. обучения в общине, если таковое осуществляется, вне зависимости от того, получает ли данная община финансовую поддержку (в любом виде) от гос-ва или нет. В § 4 записано, что никто не может быть принужден к принесению присяги, противоречащей его религ. убеждениям, а также к принесению присяги неким образом, к-рый противоречит его религии или убеждениям. При этом в § 5 отмечается, что никакие действия, совершаемые властью закона, не следует считать противоречащими § 1 и 3, если этот закон обеспечивает интересы обороны, общественной безопасности, общественного порядка, общественной морали, общественного здравоохранения, защиту прав и свобод др. граждан, включая право исповедовать любую религию и выполнять ее обряды без несанкционированного вмешательства людей, исповедующих др. религию или придерживающихся др. убеждений. В этом же параграфе утверждены стандарты, применяемые к тем или иным формам обучения, включая любое нерелиг. обучение, кроме тех случаев, когда будет доказано, что данный закон или действия, совершаемые его властью, противоречат основам демократического общества.
Лит.: Pettersson O. Chiefs and Gods: Religious and Social Elements in the South Eastern Bantukingship. Lund, 1963; Bhebe N. Christianity and Traditional Religion in Western Zimbabwe, 1859-1923. L., 1979; Dachs A. J., Rea W. The Catholic Church and Zimbabwe, 1879-1979. Gwelo, 1979; Linden I. The Catholic Church and the Struggle for Zimbabwe. L., 1980; Söderström H. God Gave Growth: The History of the Lutheran Church in Zimbabwe, 1903-1980. Uppsala, 1984; Weller J. C., Linden J. Mainstream Christianity to 1980 in Malawi, Zambia and Zimbabwe. Gweru, 1984; Arnold W. E. Here to Stay: The Story of the Anglican Church in Zimbabwe. Lewes (Sussex, UK), 1985; Lan D. Guns and Rain: Guerrillas and Spirit Mediums in Zimbabwe. L., 1985; Зимбабве // Африка: Энцикл. справ. М., 1986. Т. 1. С. 565-570; Шпажников Г. А. Религии стран Африки: Справ. М., 19882; Church and State in Zimbabwe / Ed. C. Hallencreutz, A. Moyo. Gweru, 1988; Gifford P. The Religious Right in Southern Africa. Harare, 1988; Hastings A. The Church in Africa: 1450-1950. Oxf., 1994. P. 242-305, 408-437, 519-533; Isichei E. A History of Christianity in Africa: From Antiquity to the Present. Grand Rapids (Mich.); Lawrenceville (N. J.), 1995. P. 228-263, 310-322; Maxwell D. The Church and Democratisation in Africa: The Case of Zimbabwe // The Christian Churches and the Democratisation of Africa / Ed. P. Gifford. Leiden, 1995. P. 108-129; idem. The Durawall of Faith: Pentecostal Spirituality in Neo-Liberal Zimbabwe // J. of Religion in Africa. 2005. Vol. 35. N 1. P. 4-32; McLaughlin J. On the Frontline: Catholic Missions in Zimbabwe's Liberation War. Harare, 1996; Zvobgo Ch. J. M. A History of Christian Missions in Zimbabwe, 1890-1939. Gweru, 1996; Verstraelen F. J. Zimbabwean Realities and Christian Responses: Contemporary Aspects of Christianity in Zimbabwe. Gweru, 1998; Hallencreutz C. Religion and Politics in Harare. Uppsala, 1999; Sundkler B., Steed Ch. A History of the Church in Africa. Camb.; N. Y., 2000. P. 800-815, 981-984; Проблемы развития ЮАР и Зимбабве: Сб. ст. М., 2007.
Э. Небольсин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.