ЗИММИИ

ЗИММИИ

Зи́ммии [зимми, ахл аз-зимма; араб.     - покровительствуемые], в мусульм. законодательстве и богословии иноверные подданные исламского гос-ва. Араб. слово «зимма» (  - защита, ответственность, покровительство, оказываемое сильной стороной) встречается в раннемединских сурах Корана (IX 8, 10) и в посланиях Мухаммада к араб. племенам (629-630). Изначально оно не имело религ. окраски, однако уже в договоре с христианами Награна (Наджрана) (632) термин приобретает значение «покровительство иноверцам при условии выполнения ими определенных обязательств». Данное «покровительство» первоначально распространялось исключительно на «людей Писания» (иудеев, христиан и сабиев), однако по мере расширения границ исламского гос-ва в категорию З. начали входить самаритяне, мандеи, зороастрийцы, сикхи, в нек-рых случаях индуисты, буддисты и др. Мусульм. община и гос-во брали на себя гарантии защиты жизни и имущества З., а также предоставляли им свободу вероисповедания и отправления культа. В ответ З. должны были сохранять лояльность к мусульм. гос-ву и выплачивать подушную подать - джизью. Договоры I в. хиджры, заключавшиеся араб. завоевателями с жителями покорившихся им городов, предусматривали сохранение городских стен и церквей при условии предоставления мусульманам помещений для постоя и отправления богослужений. Впосл. список обязательств З. стал расширяться, все более подчеркивая приниженное и неполноправное положение иноверцев по отношению к мусульманам. Вероятно, в качестве образца были взяты ограничения, налагавшиеся Византийским гос-вом на евреев. Мусульм. традиция возводит установление перечня дискриминационных обязательств и ограничений З. к апокрифическому «Договору [халифа] Умара» с христианами Иерусалима.

В XI в. шафиитский правовед аль-Маварди сформулировал условия для оказания З. «покровительства». К числу обязательных он отнес запрет порицать ислам, Коран и прор. Мухаммада, вступать в интимную связь с мусульманками или жениться на них, склонять мусульман к смене веры и помогать врагам ислама. Нарушение любого из данных условий ставило З. вне закона. Им предписывалось носить отличительную одежду, запрещалось демонстрировать религ. символику, громко молиться и читать священные книги при мусульманах, звонить в колокола или дуть в шофары, устраивать шумные похоронные процессии и ездить на лошадях и верблюдах, публично пить вино и открыто разводить свиней. Нарушение данных условий хотя и влекло наказание, но не лишало З. «покровительства». Последующие ограничения могли вводиться и отменяться на отдельных территориях и в различные периоды. Они касались запрета З. изучать Коран и сунну, строить новые и восстанавливать разрушившиеся храмы и молельные дома, заниматься определенными профессиями, посещать бани в одни дни с мусульманами, предписывали спешиваться близ мечетей и проч. В некоторых местах существовал запрет З. состоять на гос. службе и давать показания в шариатских судах, если дело затрагивало интересы адептов ислама. З. могли носить оружие, только находясь в составе вспомогательных войск мусульман. Если такие видные мусульм. богословы VIII в., как Абу Убайд и Абу Юсуф, требовали мягкости и гуманности при взимании джизьи, то аз-Замахшари в XII в. настаивал, чтобы процедура проводилась т. о., чтобы З. чувствовали себя униженными. Так или иначе, все вышеперечисленные ограничения подчеркивали превосходство «правоверных» над немусульманами и подталкивали З. к переходу в ислам.

При условии утверждения избранной кандидатуры правителем-мусульманином за З. оставалось право избирать собственных религ. лидеров. Духовные главы общин З. наделялись адм., фискальными и судебными прерогативами по отношению к своим единоверцам. Общинное самоуправление З. достигло вершины в османской системе миллетов. За немногими исключениями, для З. не существовало ограничений на выбор места проживания.

Оказание «покровительства» З. рассматривалось мусульм. богословием и правом как священный долг, что подтверждалось рядом хадисов. В силу этого религ. гонения и насильственные обращения в ислам З. были достаточно редки, что не исключало всплесков религ. фанатизма у мусульм. населения. Анализ этих гонений позволяет сделать вывод о цикличности периодов ужесточения и смягчения гос. и общественного контроля за соблюдением З. налагаемых на них ограничений. Относительная толерантность исламского мира контрастировала с религ. нетерпимостью, господствовавшей в Европе в средние века и большую часть Нового времени. Враждебное отношение мусульман к З. стало нарастать лишь в период колониальной экспансии Запада, когда местные христиане часто воспринимались как пособники захватчиков. Массовые расправы над христианами в Новое время имели место в 40-60-х гг. XIX в. в Сирии и Ливане (см. статьи Дамасская резня, Друзско-маронитский конфликт) и были связаны с реакцией мусульман на эмансипацию З. в период реформ Танзимата в Турции.

В наст. время понятие «З.» в политико-правовом лексиконе большинства мусульм. гос-в не применяется, граждане вне зависимости от вероисповедания подчиняются общему закону, имеют равные обязанности и права (кроме закрепления нек-рых высших гос. постов за мусульманами). Исключением является особая система распределения властных полномочий в Ливане.

Лит.: Гиргас В. Ф. Права христиан на Востоке по мусульм. законам: Дис. СПб., 1865; Tritton A. S. Islam and the Protected Religions // JRAS. Ser. 3. 1931. Apr. P. 311-338; Fattal A. Le statut légal des non-musulmans en pays d'Islam. Beyrouth, 1986; Бат-Йеор [Литман Г.]. Зимми: Евреи и христиане под властью ислама: Пер. с англ. Иерусалим, 1991. Т. 1; Кобищанов Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире (XVII - 1-я треть XIX в.). М., 2003.

Т. Ю. Кобищанов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ЗИММИИ" в других словарях:

  • Зиммии — иноверцы, сдавшиеся мусульманам на основании договора, гарантировавшего жизнь и неприкосновенность имущества, право исповедовать свою религию (но не обращать в нее мусульман). 3. обязаны были уплачивать налог, размер которого был строго… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • зиммии — з иммии, ев, ед. ч. з иммий, я …   Русский орфографический словарь

  • Зимми — немусульманские подданные исламского государства, жизнь и имущество которых находилось под защитой закона. Мусульманское госÐԐБQҐޠдолжно было также обеспечивать их защитой от внешней агрессии. Они пользовались свободой для исповедания своих… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • АББАСИДЫ — [араб. , ], араб. династия, стоявшая в 750 1258 гг. во главе мусульм. гос ва халифата. Считались прямыми потомками Аббаса (ум. 653), дяди прор. Мухаммада. Пришли к власти в результате победоносного восстания, использовав социальные, этнические и… …   Православная энциклопедия

  • АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — (Антиохийский Патриархат [араб. , англ. The Greek Orthodox Patriarchate of Antioch, франц. Patriarchat Grec Orthodoxe d Antioche, греч. Πατριαρχεῖον ̓Αντιοχείας]). В наст. время юрисдикция правосл. Антиохийского Патриархата распространяется на… …   Православная энциклопедия

  • Немусульмане в Османской империи — Дхимми (араб. ذمي‎‎, собирательно: أهل الذمة, ал аль дхимма, османский язык: зимми, дзимми буквально люди договора ) собирательное название немусульманского населения (в основном тех, кто исповедовал христианство, иудаизм, зороастризм и проч.) на …   Википедия

  • Джизиа — Ислам     История ислама Столпы вер …   Википедия

  • Джизйа — Ислам     История ислама Столпы вер …   Википедия

  • Джизия — Ислам     История ислама Столпы вер …   Википедия

  • Джизйя — Ислам     История ислама Столпы вер …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»