- ЗИНАИДА И ФИЛОНИЛЛА
[греч. Ζηναῒς κα Θιλωνίλλη (Θιλονίλλη)] (I в.), мученицы Тарсийские (пам. 11 окт.). Согласно пространному анонимному греч. Житию (BHG, N 1883), З., оставив сестру, поселилась в пещере на горе, находившейся на севере Деметриады близ г. Тарс (ныне Тарсус, Турция), где вела отшельническую жизнь, исцеляла больных и одержимых нечистыми духами, помазывая их елеем. Когда молва о З. распространилась по окрестностям, к ней за наставлениями пришли 3 благочестивых мужа - Папп, Патер и Филокир. Поселившись недалеко от З., отшельники молились и исцеляли людей. Затем вместе с З. они отправились проповедовать в соседние деревни (автор Жития приводит слова проповеди и 2 молитв, произнесенных З.). Однажды З. услышала, что некие люди хотят донести на них властям, и стала отговаривать своих спутников от путешествия в Тарс, однако те не послушали ее. Тогда З., вернувшись к себе, начала молиться о спасении от язычников и получила от Господа уверение, что не будет схвачена. Выйдя из дома, она уколола ногу терновником, отчего тотчас же скончалась. З. была похоронена неким благочестивым мужем; на ее могиле совершались исцеления.
Мученицы Зинаида и Филонилла. Миниа-тюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 106)
Мученицы Зинаида и Филонилла. Миниа-тюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 106)Имя Ф. впервые появляется в греч. синаксарных сказаниях, где о сестрах сообщается, что они родом из Деметриады близ Тарса и были родственницами ап. Павла. З. занималась врачеванием и проповедовала язычникам. После ухода сестры на гору Ф. осталась в доме, вела благочестивую жизнь, удостоилась дара чудотворения. Она пережила З. и почила в мире.
Мц. Зинаида. Фрагмент иконы «Минея на октябрь». XIX в. (частное собрание)
Мц. Зинаида. Фрагмент иконы «Минея на октябрь». XIX в. (частное собрание)В более поздних греч. памятниках (напр., в стишном Синаксаре 1-й пол. XIV в. (ГИМ. Син. греч. № 369(353). Л. 130 - Владимир (Филантропов). Описание. С. 520)) З. и Ф. названы мученицами. Согласно слав. Прологу, они были побиты камнями (ВМЧ. Окт. Дни 4-18. Стб. 932). В Житиях cвятых, составленных свт. Димитрием, митр. Ростовским, сведения о мученичестве и мирной кончине З. и Ф. смешаны.
В календаре РПЦ время жизни З. и Ф. датируется I в. по Р. Х. на основе синаксарного указания на их родство с ап. Павлом.
В IX в. свт. Георгий, еп. Никомидийский, составил канон в честь З. и Ф., вошедший в состав Analecta Hymnica Graeca (AHG. T. 2. P. 97-106).
В рус. иконописных подлинниках XVIII в. сводной редакции под 11 окт. сообщается, что «у Зинаиды свиток, а в нем: Господи Боже отец наших, и благодарствую Тя, яко всегда мя послушаеши, и болящим и злым духом томим» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 37). Изображение обеих святых представлено на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 106. К-поль, 976-1025).
Ист.: BHG, N 1883; ActaSS. Oct. T. 5. P. 502-510; MartRom. P. 447; PG. 117. Col. 101-104 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 129-130; ЖСв. Окт. С. 247; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 328.
Лит.: MartRom. Comment. P. 449; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 315; Т. 3. С. 42; Ζηναΐς // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1223; Sauget J.-M. Zenaide e Filonilla // BiblSS. Vol. 12. P. 1466-1467; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 162.
Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий
Гимнография
З. и Ф. упоминаются 11 окт. в Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 66) без богослужебного последования. В различных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов память З. и Ф. не отмечается, однако по рукописям известен канон З. и Ф., составленный гимнографом Георгием, 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа, с акростихом: ῾Η Ζηναῒς ζῇ κα θανοῦσα σαρκίῳ. Γεωργίου (Зинаида живет, даже умерев плотию. Георгия), ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ̇ ( ), нач.: ῾Η τῶν ἀφθόνων χαρίτων (Щедрых милостей) (AHG. T. 2. P. 97-106).
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.