- ИАФЕТ
[евр. , или греч. ᾿Ιαφέθ], 3-й, младший сын ветхозаветного патриарха Ноя, брат Сима и Хама (Быт 5. 32). Точная этимология имени И. не установлена. Нек-рые исследователи возводят его к евр. глаголу - «быть красивым». Народная этимология имени И., основанная на игре слов МТ: «...да распространит Бог Иафета» ( ) (Быт 9. 27), связывает его с евр. глаголом - «быть широким» и указывает на наследование И. большой территории.
Во всех списках сыновей Ноя И. неизменно упомянут на 3-м месте (Быт 5. 32; 6. 10; 7. 13; 9. 18; 10. 1; 1 Пар 1. 4). Однако в Быт 9. 24 Ной называет Хама меньшим сыном, что, вероятно, является отголоском иной традиции, отличной от подчиненных строго хронологическому принципу генеалогических списков. В христ. экзегезе этот стих не связывался с И., а истолковывался как указание на низкое духовное состояние Хама по сравнению с духовным состоянием др. братьев (см., напр.: Ioan. Chrysost. In Gen. 29. 6). В раввинистической традиции И. считался старшим сыном Ноя (Санхедрин 69b; Берешит Рабба 26. 3; 37. 7).
После спасения от потопа И. вместе со своими братьями был удостоен божественного благословения и участвовал в заключении завета (Быт 9. 1, 17). Когда И. получил от Хама известие об опьянении Ноя, то вместе с Симом вернулся в виноградник и почтительно прикрыл наготу отца. После чего И. был благословлен Ноем, к-рый сказал: «...да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт 9. 27). Это благословение может указывать на последующий союз израильтян с филистимлянами против хананеев во времена царя Давида. В т. н. таблице народов потомки Ноя представлены 7 сыновьями И.: Гомером, Магогом, Мадаем, Иаваном (Елиса - по LXX), Фувалом, Мешехом и Фирасом (Быт 10. 1, 2). Иосиф Флавий сопоставил их с названиями 7 индоевроп. народов: киммерийцев, скифов, мидян, ионийцев, фовелийцев, каппадокийцев и фракийцев (Ios. Flav. Antiq. I 1. 6). Четыре сына И.: Гомер, Иаван, Фувал, Мешех - упомянуты в пророческих книгах (Ис 66. 19 и Иез 27. 13; 32. 26; 38. 2, 3, 6; 39. 1). Наибольшую известность из потомков И. получили племена Киттим (Числ 24. 24; Ис 23. 11; Иер 2. 10) и Фарсис (Ион 1. 3; Иер 10. 9), давшие название одноименным землям.
В апокрифической традиции самый подробный рассказ об И.- в «Книге Юбилеев», где детально описана территория, доставшаяся И. в удел (8. 10, 12, 25-30; 9. 7-13; 10. 35, 36). Согласно этому апокрифу, И. из зависти к Хаму построил город, к-рый назвал Адотанелек в честь своей жены (7. 15). В «Сивиллиных оракулах», когда сыновьям Ноя даются имена греч. богов, И. идентифицируется с известным из греч. мифологии титаном Иапетом, отцом Атланта, Прометея и Эпиметея (Sib. III 110-115). В талмудической традиции благословение Быт 9. 27 указывало на восстановление храма персид. царем Киром, потомком И. (Берешит Рабба 36. 8; Йома 10a), или на обучение язычников закону на греч. языке (Шемот Рабба 1). Потомки И.- Гог и Магог упомянуты в Апокалипсисе при описании эсхатологической битвы (Откр 20. 7). В экзегезе древней Церкви образ И. стал назидательным примером скромности и кротости (Ioan. Chrysost. In Gen. 29. 4-5). Благословение, данное патриархом Ноем И., знаменует обращение ко Христу языческих народов (Iren. Dem. 21, 42; Iust. Martyr. Dial. 139-140; Ioan. Chrysost. In Gen. 29. 7).
Согласно средневек. представлениям, от И. происходили народы, населявшие преимущественно территорию Европы. В лингвистике нач. XVIII в. возникло представление о системе 3 языковых семей, одну из к-рых составляли яфетические (т. е. восходящие к И.) языки. Этот термин применялся в классификациях языков народов мира по отношению к языкам народов Европы и нек-рых народов Азии. C развитием сравнительно-исторического метода в языкознании в 1-й пол. XIX в. этот термин был вытеснен терминами «индогерманские» и «индоевропейские» языки.
Лит.: Ephraim I. Japheth // ABD. Vol. 3. P. 641-642; Sarna N. M. Japheth // EncJud. Vol. 11. P. 86.
А. Е. Петров
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.