ИБН ТУФАЙЛЬ

ИБН ТУФАЙЛЬ

Абу Бакр Мухаммад [араб.           ; латиниз. Abubacer; Абубацер] (XII в.), исламский ученый, философ, медик.

Жизнь и сочинения

Точные данные о происхождении, дате рождения и начальном образовании И. Т. отсутствуют. На основании нек-рых косвенных свидетельств предполагают, что он род. в 10-х гг. XII в. в г. Вади-Аш (ныне Гуадикс, Испания), находящемся в 60 км от Гранады (на это, в частности, указывает одно из его прозвищ - al-Andalusī, андалусец). Известно, что в юные годы он обучался медицине, возможно в Севилье или Кордове, затем был врачом в Гранаде, позже там же стал секретарем правителя провинции. В 1154 г. занял должность секретаря правителя пров. Сеута и Танжер. Позднее он получил должность личного врача эмира альмохадской династии Абу Якуба Юсуфа (правление: 1163-1184). И. Т. имел большое влияние на эмира; по нек-рым сведениям, получил от него придворную должность везира. Он представил эмиру юного Ибн Рушда, к-рый в 1182 г. сменил И. Т. в должности придворного медика эмира. Биографы И. Т. сообщают также, что именно он подвиг Ибн Рушда заняться комментированием сочинений Аристотеля. После смерти эмира в 1184 г. И. Т. продолжал пользоваться всеобщим уважением и был дружен с новым эмиром Абу Юсуфом Якубом аль-Мансуром. И. Т. скончался в Марракеше, предположительно в 581 г. хиждры (1185/86), и был похоронен с почестями, подобающими высшему придворному чиновнику.

Единственным сочинением И. Т., сохранившимся до наст. времени, является аллегорическая повесть «Ḥayy Ibn Yaqzān» (Трактат о Хайе, сыне Якзана; др. вариант перевода - Живой, сын Бодрствующего). Известно, что он написал 2 медицинских сочинения; по свидетельству астронома аль-Битруджи и Ибн Рушда, И. Т. развивал также нек-рые оригинальные астрономические идеи, направленные против традиц. астрономии Птолемея.

Учение

Философские и богословские взгляды И. Т. реконструируются на основании кн. «Ḥayy Ibn Yaqzān», в к-рой они представлены в аллегорической форме. Заглавие этого соч. отсылает к повести Ибн Сины с таким же названием, главным героем к-рой также является Хайй Ибн Якзан.

В предисловии к сочинению И. Т. кратко касается взглядов своих предшественников, относящихся к учению о человеческих познавательных способностях и о мистическом созерцании. Взгляды аль-Фараби объявляются далеко отстоящими от веры и потому ошибочными (см.: Hawi. 1976. P. 93-97); Ибн Баджа, согласно И. Т., уделил недостаточно внимания мистическому созерцанию (см.: Ibid. P. 107-112); аль-Газали несомненно имел мистический опыт, однако его сочинения по этому вопросу И. Т. находил запутанными и двусмысленными, они полны символов и иносказаний, сложны для понимания, Газали часто противоречит в них сам себе (см.: Idem. 1974. P. 60-62). Поэтому И. Т. решает следовать учению Ибн Сины, однако специально отмечает, что будет ориентироваться не на проникнутый влиянием Аристотеля трактат «al-Šifāʼ» (Книга исцеления), а на сочинения Ибн Сины, в к-рых последний излагал «восточную мудрость», т. е. аскетические и мистические идеи. Свою задачу И. Т. видел в том, чтобы дать представление об истинной философии в ее отличии от совр. ему философских учений, по-видимому имевших в той или иной степени антирелиг. характер. В аллегорической форме, излагая историю жизни Хайя Ибн Якзана, И. Т. показывает совершенство высшего мистического созерцания, доступного философу.

Согласно сюжету повести, на пустынном индийском острове, лежащем на экваторе, без отца и матери появляется ребенок - Хайй. Он растет среди животных, наблюдает окружающий мир и размышляет над увиденным. В силу обладания разумом он способен не только обеспечивать свои повседневные потребности, но и постигать законы природы, а также формировать представления о стоящих за ними метафизических реалиях. В результате такого интеллектуального процесса он формирует философскую систему, идеи к-рой весьма близки к основным идеям араб. фальсафы. Наконец, углубленное размышление над метафизическими проблемами позволяет ему достичь представления о Боге и мистически соединиться с Ним в философском созерцании. Именно такое единство с Богом дарует ему как полноту знания, так и полноту блаженства. Он переживает различные мистические состояния, в к-рых его ум отделяется от тела и непосредственно прикасается к божественной реальности.

На острове он встречается с Абсалем, благочестивым аскетом, прибывшим с соседнего острова для уединенной аскетической практики. Познакомившись со взглядами Хайя, Абсаль приходит в большое удивление, обнаружив, что самостоятельно разработанная Хайем философская система во всем совпадает с традиц. религиозно-мистическими взглядами (по мнению нек-рых исследователей, речь прежде всего идет о взглядах приверженцев традиц. суфизма), к-рых придерживается Абсаль.

Абсаль приглашает Хайя посетить соседний остров, где правит благочестивый Саламан. Однако попытка сообщить жителям острова высшие философские и богословские истины оказывается неудачной: Хайй и Абсаль убеждаются в том, что для простого народа, порабощенного чувственной жизнью, высшая истина в чистом виде кажется странной и неприемлемой и может быть усвоена им только в виде символов и предписаний закона. Хайй и Абсаль покидают остров Саламана, заповедуя его жителям придерживаться традиц. веры, и возвращаются на свой уединенный остров, чтобы вести жизнь, полную высоких мистических созерцаний.

Большинство исследователей согласны в том, что Хайй, Абсаль и Саламан символизируют соответственно философию, теологию и простую традиц. веру. Т. о., трактат И. Т. имеет своей целью показать, что между подлинными философией и теологией не может быть противоречия, тогда как кажущиеся противоречия между ними возникают вслед. того, что простое религ. сознание не готово к восприятию высших истин о Боге и к мистическому соединению с Ним. Признавая этот тезис основным выводом повести, европ. исследователи вместе с тем вели серьезные дискуссии по вопросу о том, что именно является наиболее важным для И. Т.: демонстрация возможности для каждого человека беспредпосылочного достижения высшего мистического знания о Боге и единства с Ним (2-я часть повести, жизнь Хайя на острове) или же демонстрация совместимости философского и богословского представлений о Боге (3-я и 4-я части, Хайй и Абсаль). При этом важным признается подчеркивание И. Т. того, что традиц. религия необходима для народа и задача философии не может состоять в том, чтобы критиковать или ниспровергать традиц. верования. Божественный закон религии говорит с обычными людьми на том языке, к-рый они способны понять, и требует от них тех действий, к-рые они способны выполнить. Именно благодаря ему сохраняется общество и мн. люди могут достигать спасения. Однако это не означает, что нет иного пути к Богу: философия и мистическая теология представляют собой более высокие и более сложные пути спасения, и потому религия не должна их запрещать, но напротив,- должна одобрять, если их выбирают те, кто способны к приобретению высшего знания о Боге.

Сочинение И. Т. приобрело большую популярность в араб. мире; поставленная им задача демонстрации совместимости богословских и философских истин позднее на более высоком теоретическом уровне решалась в трактатах Ибн Рушда и др. исламских авторов. На лат. язык сочинение И. Т. впервые было переведено с евр. языка Пико делла Мирандола в XV в., в 1671 г. Э. Покок издал оригинальную араб. версию с собственным лат. переводом под заглавием «Philosophus Autodidactus, sive Epistola... de Hai Ebn Yokdhan, in qua ostenditur quomodo ex infereorum contemplatione ad superiorum notitiam ratio humana accendere possit» (Философ-самоучка, или Сочинение о Хайе Ибн Якзане, в котором показывается, как человеческий разум от созерцания низшего может возвыситься до познания высшего). К наст. времени повесть И. Т. переведена на все европ. языки, на мн. из них (в т. ч. на русский) она переводилась неоднократно.

Соч.: Нayy Ben Yaqza n: Roman philosophique d'Ibn Thofail: Texte arabe, trad. franç. / Ed. L. Gauthier. Beyrouth, 1936 (рус. пер.: Роман о Хайе, сыне Якзана / Пер. и предисл.: И. Кузьмин. Пг., 1920; Повесть о Хайе, сыне Якзана [Повесть о Живом, сыне Бодрствующего] / Пер., вступ. ст. и коммент.: А. В. Сагадеев. М., 1988).

Лит.: Hourani G. F. The Principal Subject of Ibn Tufayl's Нayy Ibn Yaqza n // JNES. 1956. Vol. 15. N 1. P. 40-46; Hawi S. Islamic Naturalism and Mysticism: A Philos. Study of Ibn Tufayl's Нayy Bin Yaqza n. Leiden, 1974; idem. Ibn Tufayl's Appraisal of His Predecessors and Their Influence on His Thought // Intern. J. of Middle East Studies. 1976. Vol. 7. N 1. P. 89-121; Goodman L. Ibn Tufayl // History of Islamic Philosophy / Ed. S. H. Nasr, O. Leaman. L., 1996. [Vol. 1.] P. 313-329; The World of Ibn Tufayl: Interdisciplinary Perspectives on Нayy Ibn Yaqza n / Ed. L. I. Conrad. Leiden, 1996.

Д. В. Смирнов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ИБН ТУФАЙЛЬ" в других словарях:

  • Ибн Туфайль — Abu Bakr Muhammad ibn Abd al Malik ibn Muhammad ibn Tufail al Qaisi al Andalusi Дата рождения: около 1110 Место рождения: Вади Аш Дата смерти: 1185 год(1185) …   Википедия

  • Ибн-Туфайль — философ, медик и астроном арабской Испании XII в., автор романа трактата «Хайй ибн Якзан» «Живой сын неспящего» (т. е. бога). Герой романа вырастает на необитаемом острове, куда был занесен волнами или где он, по другому преданию, более… …   Литературная энциклопедия

  • ИБН ТУФАЙЛЬ —         Абу Бекр Мухаммед ибн Абд аль Ма лик [латинизированное Абубацер (Abubacer)] (нач. 12 в., Гуадикс, Испания, 1185 86, Марракеш, Марокко), араб. философ, учёный, гос. деятель. Был врачом и секретарём правителей Гренады, Сеуты, Танжера, затем …   Философская энциклопедия

  • Ибн Туфайль — [латинизир. Абубацер (Abubacer)] (?  около 1185), арабский учёный, философ, государственный деятель. Врач и секретарь правителей Гранады, Сеуты, Танжера, затем врач и придворный альмохадского халифа. В «Повести о Хайе ибн Якзане» (с XVII в.… …   Энциклопедический словарь

  • Ибн Туфайль Абу Бекр Мухаммед ибн Абд аль-Малик — Ибн Туфайль, Ибн Туфейль Абу Бекр Мухаммед ибн Абд аль Малик (латинизированное Абубацер) (р. около 1110, Гуадикс, Испания, умер. 1185, Марракеш, Марокко), арабский философ, врач, астроном, государственный деятель. В 1130 63 был врачом и… …   Большая советская энциклопедия

  • Ибн Туфайль —         Ибн Туфейль Абу Бекр Мухаммед ибн Абд аль Малик (латинизированное Абубацер) (р. около 1110, Гуадикс, Испания, умер. 1185, Марракеш, Марокко), арабский философ, врач, астроном, государственный деятель. В 1130 63 был врачом и секретарём… …   Большая советская энциклопедия

  • Ибн Туфайль — (латинизированное Абубацер, Abubacer) (? — около 1185), арабский учёный, философ, государственный деятель. Врач и секретарь правителей Гранады, Сеуты, Танжера, затем врач и придворный альмохадского халифа. В «Повести о Хайе ибн Якзане» (с… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ибн Туфайль — ИБН ТУФÁЙЛЬ (латинизир. Абубацер, Abubacer) (?–ок. 1185), араб. учёный, философ, гос. деятель. Врач и секр. правителей Гранады, Сеуты, Танжера, затем врач и придворный альмохадского халифа. В Повести о Хайе ибн Якзане (с 17 в. переведена на… …   Биографический словарь

  • ИБН-ТУФАЙЛЬ — арабский философ и медик (Гуадикс, начало XII в. Марракеш, 1185). Был врачом Султана, которому представил заменившего его в 1182 г. Аверроэса. Им написано: «Путеводитель, спасающий от заблуждения», «Высочайшая нацеленность на красивейшие имена… …   Философский словарь

  • ИБН АРАБИ — [Ибн аль Араби; араб. ; полное имя Мухйи ад Дин Абу Абдаллах Мухаммад ибн Али аль Хатими ат Таи] (28.07. 1165, Мурсия, Испания 10.11.1240, Дамаск), арабо мусульм. мыслитель, поэт, мистик, «Великий шейх суфизма». Создатель учения о единстве и… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»