ИВАН ЧЁРНЫЙ

ИВАН ЧЁРНЫЙ

(ум. между 1487 и 1490, Великое княжество Литовское?), «крылошанин», писатель, профессиональный книгописец, видный член московского придворного еретического кружка (см. Жидовствующие). Немногочисленные сведения об И. Ч. сохранились в его записях на рукописных книгах (где он трафаретно-униженно именует себя «Ивашко Чръной, якоже именем, такоже и делы», «Ио(анн) Чръны званием и деанми»), в посланиях Новгородского архиеп. св. Геннадия (Гонзова) и в «Книге на новгородских еретиков» («Просветителе») прп. Иосифа Волоцкого. И. Ч. не следует смешивать (как это делал, напр., Е. Е. Голубинский) с Иваном Самочёрным, братом архим. Юрьева новгородского мон-ря Кассиана, сожженным в 1504 г. из-за принадлежности к жидовствующим.

Известен ряд книг, в переписке и сверке текста к-рых принимал участие И. Ч. и на которых он оставил записи с упоминанием своего имени: Летописец Еллинский и Римский 2-й ред. (РГБ. Пискар. № 162 /М. 597), 1485 г.; «Лествица» прп. Иоанна Синайского с копией записи митр. св. Киприана 1387 г. (ГИМ. Увар. № 447-Q / Цар. № 182), 1487 г.; Сборник ветхозаветных книг с Хронографом Троицким (РГБ. Унд. № 1), посл. четв. XV в. И. Ч. использовал разработанный, достаточно мелкий и красивый полуустав, восходящий к рус. почеркам, сформировавшимся в 1-й пол. XV в., в эпоху второго южнослав. влияния (см. Южнославянские влияния на древнерусскую культуру). Редакторские пометы и правка И. Ч. обнаружены также на полях Сборника ветхозаветных книг кон. XIV (?) - нач. XV в. (РГБ. Троиц. Фунд. № 2), послужившего оригиналом для рукописи РГБ. Унд. № 1 (Клосс. 1971; СКСРК, XIV, С. 175-176, № 65). Нуждается в дополнительном исследовании вопрос о принадлежности И. Ч. глосс (в т. ч. «пермских») на полях рукописи РНБ. F. I. 3, содержащей ветхозаветные книги 16 пророков с толкованиями (см.: СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 394). Это украинско-белорусский кодекс с сильно болгаризированной орфографией (даже считающийся в литературе южнославянским или молдавским, см., напр.: ПССРК, XV. С. 87, 439 (№ 438); Алексеев А. А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 165), который датируется не ранее рубежа XV и XVI вв. (ПССРК, XV. Доп. С. 47, № 438); т. о., речь может идти о копиях глосс И. Ч.; факт, по-видимому, имеет значение для истории пребывания книжника в Литовском великом княжестве (см. ниже).

Из набора оригиналов для копирования рукописей видно, что И. Ч. был авторитетным книгописцем, которому доверяли работать с книгами крупнейших столичных и подмосковных б-к того времени - Троице-Сергиева мон-ря и, вероятно, митрополичьей. Как человек начитанный И. Ч. привлек внимание других членов московского кружка еретиков, отличавшегося пестротой состава. В литературе со времен статьи Д. С. Лихачёва (Лихачев. 1948) сложилось мнение, что Пискарёвский список Летописца Еллинского и Римского был изготовлен И. Ч. в 1485 г. по повелению вел. кн. Иоанна III Васильевича. Для этого, однако, нет достаточных оснований. В записи говорится лишь о написании книги при этом князе и его наследнике, а в слав. средневек. книгописной практике неизвестны случаи, когда указание на исполнение заказа правителя или церковного иерарха давалось бы писцом в иносказательной форме (и по крайней мере только в виде иносказания). Согласно посланию архиеп. Геннадия митр. Зосиме (окт. 1490), во время начавшегося расследования деятельности жидовствующих И. Ч., спасаясь от угрозы казни, бежал за рубеж (по всей видимости, в Великое княжество Литовское) и к этому времени уже умер. Нижнюю хронологическую границу побега определяет (с достаточной долей условности, поскольку неизвестно место создания рукописи) написание И. Ч. в сент. 1487 г. «Лествицы».

Нек-рое представление о лит. занятиях И. Ч. дает его послесловие («Преддверие настоящего сочетаниа») к списку 1485 г. Летописца Еллинского и Римского, с недавнего времени известное также в копии XVI в.- РГБ. Егор. № 335. Л. 32-32 об. (Анисимова. 1999. С. 45). Оно состоит из 3 частей, средняя содержит дату написания книги и перечень московских светских и церковных владык, при которых книга была создана. Начальная треть текста («Иже от вышнего промышления на престоле царствиа председящему устроивый и сановом скипетра почтенному, емуже преклонишася раби и съслужебицы, тайну того любовную начрътавше, яже от светлейшаго царя повеленнаа. Бяше же нас, яже в заповедех повелениа царя, два чиновнаа рядовника, раби же и сослужебници двадесят и четыри») напоминает книжную притчу-загадку (лишенную в данном случае разгадки-толкования), подобную «Притче о царе-годе» (см.: Буслаев Ф. И. Исторические очерки рус. нар. словесности и искусства. СПб., 1861; Ромодановская Е. К. К истории жанра притчи в древнерус. лит-ре // 200 лет первому изданию «Слова о полку Игореве». Ярославль, 2001. С. 186-187), или же тайнописные послесловия книжников XV-XVII вв. (см.: Сперанский. 1929. С. 114-116; Рукописные книги собр. М. П. Погодина: Кат. СПб., 2004. Вып. 3. С. 117). Посл. треть, непосредственно предшествующая записи И. Ч., посвящена теме любви к ближнему. Степень оригинальности «Преддверия...» нуждается в дополнительном исследовании, заголовок указывает на то, что текст должен служить скорее предисловием к какому-то тексту (как в Егоровской копии списка), а не послесловием (как в Пискарёвской ркп.).

Книги, переписанные и редактировавшиеся И. Ч., каноничны по содержанию. Попытки отыскать следы еретических воззрений И. Ч. в его послесловии 1485 г. и в глоссах на полях рукописей, предпринимавшиеся исследователями (прежде всего А. И. Клибановым), трудно признать убедительными ввиду нейтральности этих текстов. Не будь И. Ч. упомянут в сочинениях обличителей ереси, о его принадлежности к московскому кружку (и даже просто о каком-то вольнодумстве) едва ли можно было бы догадаться. Применение И. Ч. в глоссах пермской азбуки, распространенной в то время, подобно другим образцам книжной тайнописи, свидетельствует скорее всего не о стремлении скрыть смысл этих помет от идеологических противников, а о желании ввести элементы интеллектуальной игры и представить это как своеобразную рекламу уровня книгописного мастерства. Следует согласиться с мнением Я. С. Лурье, что «роль основного источника по истории ереси они сыграть не могут» (Лурье. 1960. С. 91). Очевидно, как и в случае с единомышленником И. Ч. Иваном Волком Курицыным, еретические воззрения если и были зафиксированы письменно, то в не дошедших до нас текстах.

Соч.: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI вв. М.; Л., 1955. С. 277-299; Анисимова Т. В. О трех малоизвестных списках Хроники Георгия Амартола из собрания Е. Е. Егорова (XV-XVI вв.) // Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность: Археография, палеография, кодикология. СПб., 1999. С. 43-51.

Лит.: Викторов А. Е. Каталог слав.-рус. рукописей, приобретенных Моск. Публичным и Румянцевским музеями в 1868 г. после Д. В. Пискарёва. М., 1871. С. 38-39; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 485; Голубинский. История Церкви. Т. 2/1. С. 578, 582, 588; Т. 2/2. С. 298; Сперанский М. Н. Тайнопись в югослав. и рус. памятниках письменности. Л., 1929. С. 75. (ЭСФ; Вып. 4.3); Лихачев Д. С. Еллинский летописец второго вида и правительственные круги Москвы кон. XV в. // ТОДРЛ. 1948. Т. 6. С. 109-110; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV - 1-й пол. XVI в. М., 1960 (по указ.); Лурье Я. С. Идеологическая борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960 (по указ.); Клосс Б. М. Книги, редактированные и писанные Иваном Чёрным // Зап. ОР [ГБЛ]. М., 1971. Вып. 32. С. 61-72; Творогов О. В. Древнерус. хронографы. Л., 1975 (по указ.); СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 392-394; Летописец Еллинский и Римский. СПб., 2001. Т. 2 / Коммент. и исслед.: О. В. Творогов. С. 128-129.

А. А. Турилов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ИВАН ЧЁРНЫЙ" в других словарях:

  • Иван Чёрный — Иван Чёрный  писец при дворе московского великого князя Ивана III, в 1480 х гг.  активный член так называемой секты жидовствующих под руководством Схарии и Фёдора Курицына. Автор «Преддверия настоящего сочетания»[1], предисловия к… …   Википедия

  • ИВАН ЧЁРНЫЙ — ИВАН ЧЁРНЫЙ, писец при дворе великого князя московского Ивана III, вольнодумец, член кружка Ф. Курицына. Переписал Лестви цу Иоанна Лествичника (1485), Еллинский летописец (1485), оказавший большое влияние на развитие исторических знаний в России …   Русская история

  • Иван Чёрный — писец при дворе Ивана III, религиозный вольнодумец, член кружка Ф. Курицына. Около 1490 бежал за границу. * * * ИВАН Черный ИВАН Черный (конец 15 века), русский религиозный вольнодумец, писец при дворе московского великого князя Ивана III… …   Энциклопедический словарь

  • Иван Чёрный —         писец при дворе московского великого князя Ивана III, в 80 х гг. 15 в. деятельный участник московского кружка религиозных реформаторов, возглавлявшегося Федором Курицыным. Среди книг, переписанных И. Ч., особенно большое значение имеет… …   Большая советская энциклопедия

  • ИВАН ЧЁРНЫЙ — писец при дворе моск. вел. кн. Ивана III, в 80 х гг. 15 в. деятельный участник моск. кружка религ. реформаторов, возглавлявшегося Ф. Курицыным, выходец из демократич. среды (клирошанин). Среди книг, переписанных И. Ч., особенно большое значение… …   Советская историческая энциклопедия

  • Иван Владимирович Дыховичный — Российский кинорежиссёр и сценарист Дата рождения: 16 октября 1947(19471016) …   Википедия

  • Иван Дыховичный — Иван Владимирович Дыховичный Российский кинорежиссёр и сценарист Дата рождения: 16 октября 1947(19471016) …   Википедия

  • Иван Мележ — Иван Павлович Мележ Іван Паўлавіч Мележ Файл:Mielez.jpg Дата рождения: 8 февраля 1921 Место рождения: дер. Глинище Хойницкого района Гомельской области Дата смерти: 9 августа 1976 Место смерти: Минск, БССР Гражданство …   Википедия

  • Иван Павлович Мележ — Іван Паўлавіч Мележ Файл:Mielez.jpg Дата рождения: 8 февраля 1921 Место рождения: дер. Глинище Хойницкого района Гомельской области Дата смерти: 9 августа 1976 Место смерти: Минск, БССР Гражданство …   Википедия

  • Иван Шамякин — Иван Петрович Шамякин Имя при рождении: Иван Петрович Шамякин Дата рождения: 30 января 1921 Место рождения: д. Корма Добрушского района Дата смерти: 14 октября 2004 Род деятельности: белорусский писатель Премии …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»