ИГНАТИЙ IV

ИГНАТИЙ IV

(в миру Хабиб Асаад Хузейм (Хазим); 1920, дер. Мухрада, близ г. Хама, Сирия - 5 дек. 2012, Дамаск), Патриарх Антиохийский ( 2 июля 1979 - 5 дек. 2012). Был старшим ребенком в бедной многодетной семье, отец работал учителем в деревне. По окончании начальной школы был вынужден на 4 года оставить учебу. В 1936 г. отправился в Бейрут с рекомендацией митрополита Хамы (Епифании) для службы под патронажем митр. Илии Салиби в Бейрутской епархии, самой известной среди епархий правосл. Антиохийского Патриархата. Здесь он стал алтарником, а затем диаконом в одном из местных храмов. Приняв к этому времени монашество, И. решил продолжить обучение и поступил во франц. коллеж при Американском ун-те в Бейруте, а после его окончания - на философское отд-ние фак-та гуманитарных наук этого ун-та, который окончил с отличием в 1945 г. Среди профессоров отд-ния был известный философ и буд. министр иностранных дел Ливана Шарль Малек. Диапазон интересов И. был очень широк: он занимался мн. видами спорта, увлекался точными науками, музыкой, в особенности византийской и классической (впосл. создал лучшие капеллы в Ливане). В марте 1942 г. И. выступил одним из основателей Православного молодежного движения в Сирии и Ливане.

Игнатий IV, Патриарх Антиохийский. Фотография. 90-е гг. XX в.

Игнатий IV, Патриарх Антиохийский. Фотография. 90-е гг. XX в.


Игнатий IV, Патриарх Антиохийский. Фотография. 90-е гг. XX в.

По окончании ун-та И. преподавал в ряде средних школ Бейрута и одновременно из-за недостатка средств работал секретарем в крупной коммерческой компании. В этот период он вызывал недовольство правосл. духовенства Бейрута открытой и острой критикой нек-рых сторон церковной жизни, напр., того, что некоторые учебные пособия правосл. школ находились под влиянием коммунистической атеистической идеологии.

В 1949 г. с разрешения митрополита И. уехал во Францию, чтобы продолжить религ. образование в Православном богословском ин-те прп. Сергия Радонежского в Париже. Учебу он совмещал с преподаванием араб. языка в Сорбонне (у него учились мн. известные франц. дипломаты). В 1953 г. И. окончил ин-т, защитив магист. дис. «Воплощение и искупление в богословии св. Афанасия». Он был активным участником международных конференций и встреч по проблемам правосл. Церкви, в 1953 г. выступил одним из организаторов молодежного движения «Синдесмос». По возвращении в Ливан был рукоположен во иерея Бейрутской епархии, вскоре основал школу Благовещения в Бейруте.

В 1961 г. И. был хиротонисан во епископа Пальмирского, назначен патриаршим экзархом (викарием) и нек-рое время служил в Дамаске в Патриархии. Через год был направлен в старинный мон-рь Баламанд в Ливане, вскоре стал его настоятелем и директором ДС. В 1965 г. И. был назначен митрополитом Латакии (Лаодикии), но приступил к управлению епархией только в 1970 г. Тогда же основал теологический ин-т им. прп. Иоанна Дамаскина в Баламанде. В 1979 г., после кончины Патриарха Илии IV, был избран Патриархом Антиохийским (2 июля; интронизация 8 июля).

И. провел ряд церковных реформ, направленных на обновление монашеской жизни, активизировал работу Синода, ввел правило, согласно к-рому епископ должен иметь высшее образование. Он осуществляет активную деятельность по ремонту и строительству храмов, открытию новых церковных учреждений. В 1988 г. по инициативе И. был открыт 1-й на Ближ. Востоке правосл. ун-т в Баламанде. И. совершил значительное число пастырских поездок в США, Лат. Америку, Египет, Турцию, ОАЭ и Европу. Осенью 2008 г. состоялся его визит в США, приуроченный к празднованию 20-летия основания Баламандского ун-та.

Во время гражданской войны в Ливане (1975-1990) И. уделял большое внимание вопросам урегулирования вооруженных конфликтов между различными силами и неоднократно выражал озабоченность судьбой христиан в регионе. Принимая участие в офиц. встречах и выступая в различных средствах массовой информации, он подчеркивал, что примирение между христианами - это путь к примирению с мусульманами, хотя и считал, что в основе разногласий лежат политические и др. нерелиг. причины.

И. придерживается убеждения, что Антиохийская Церковь является основой распространения христ. вероучения и культуры на Востоке, поскольку Евангелие было и остается книгой, обращенной ко всему Востоку. Он принимает активное участие в диалоге между различными вост. Церквами и Римско-католич. Церковью, встречался с папой Римским Иоанном Павлом II в Ватикане в 1983 г. и в Сирии в 2001 г. При этом И. выступает против деятельности зап. миссионеров на Ближ. Востоке, считая, что это не помогает проповеди христианства, а приводит к его раздроблению в регионе. И. сыграл заметную роль в организации Ближневосточного Совета Церквей (в 1974-1994 сопредседатель), с 1961 г. был членом центрального комитета Всемирного Совета Церквей. 22 июля 1991 г. состоялась встреча И. с Заккой I, главой Сирийской яковитской Церкви; между ними была достигнута договоренность о том, что священники обеих конфессий уполномочены в случае необходимости совершать церковные таинства над последователями др. конфессии.

И. стремится к укреплению отношений между православными и мусульманами в араб. мире, подчеркивая, что арабы-христиане являются коренными жителями Сирийского региона и сохраняют в своей среде его культуру, сложившуюся до прихода ислама. При этом он выражает серьезное опасение по поводу возрастающего числа уезжающих на Запад ближневост. христиан и уменьшения численности араб. и особенно арабо-христ. населения Иерусалима в течение последних десятилетий.

И. поддерживает постоянные контакты с главами др. правосл. Церквей. 4-6 апр. 1982 г. вместе с Патриархами Иерусалимским и Александрийским он участвовал в заседании Синода Кипрской Православной Церкви. В 80-х гг. он выступил одним из инициаторов правосл. миссии на Гаити. В 90-х гг. И. сыграл важную роль в преодолении раскола в Болгарской Православной Церкви. В 1993 г. по приглашению И. в Сирию впервые в истории приезжал К-польский Патриарх Варфоломей I, к-рый посетил много древних церквей и мон-рей, в т. ч. в Сайднае и Маалуле.

Особенно тесные связи И. поддерживает с РПЦ. В июне 1988 г. он посетил СССР для участия в праздновании 1000-летия Крещения Руси в Москве и Ленинграде; 12 июня на площади Свято-Данилова мон-ря совершил Божественную литургию вместе с предстоятелями др. правосл. Церквей. В июле 1989 г. И. посетил Москву для участия в 40-й сессии ЦК ВСЦ, а также Минскую епархию. 23 июля в Жировицком монастыре он возглавил хиротонию игум. Димитрия (Дроздова) во епископа Полоцкого и Витебского в Свято-Успенском соборе и совершил освящение возрожденной в стенах обители Минской ДС. В окт. 1991 г. И. принимал в Сирии и Ливане Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В ходе визита в Россию 20-25 янв. 2003 г. И. сослужил Патриарху Алексию II в Успенском соборе Кремля, был принят Президентом России В. В. Путиным, посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру и подворье Антиохийской Церкви в Москве; И. получил высшую награду РПЦ - орден св. ап. Андрея Первозванного, а также премию «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов». По благословению Патриархов Алексия II и И. в 2005 г. на месте явления Христа ап. Павлу в сел. Каукаб установили памятник ап. Павлу и провели реставрационные работы в мон-ре, основанном в 1965 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием I. Работы были осуществлены при содействии Международного фонда «Духовное наследие св. апостола Павла».

И. присвоена почетная степень д-ра Сорбонны, СПбДА (1981) и Минской ДА (2003). Помимо арабского он владеет франц., англ., греч. и рус. языками. Является автором значительного числа книг преимущественно на араб. языке, представляющих собой сборники проповедей, статей и содержащих интервью, к-рые он давал различным СМИ, в т. ч. известным ливанским газетам и журналам, таким как «Ан-Нахар», «Ас-Сафир» и «Ас-Сайад». Многие из выступлений касались войны в Ливане и в бывш. Югославии, взаимоотношений католиков и православных в Вост. Европе, действий униат. церквей на Ближ. Востоке и на Украине и их негативного влияния на православно-католич. диалог, отношения христиан Ближ. Востока к арабо-мусульм. миру, урегулирования арабо-израильского конфликта. Среди др. тем - богословские вопросы и проблемы совр. церковной жизни (взаимоотношения школы и Церкви, жизнь и роль в эмиграции правосл. священников и мирян, значение Антиохийского престола для христианства на протяжении истории; статьи «Понятие благодати в православной и в западных Церквах», «Заботы христианско-арабской мысли после 1866 года», «Царство Небесное внутри нас», «Покаяние - мой путь к очищению», «Православные и католики в экуменическом движении», «Христос снял барьеры между нациями», «Задачи христианства в современном мире» и др.). Язык И. отличается образностью, доступностью и лаконичностью.

Соч.: на араб. яз.: Правильное обучение. Бейрут, 1967. 3 ч.; Верую: Диалог из царских врат. Бейрут, 1977; Из Твоих уст исходит свет. Бейрут, 1977; О Ливанском вопросе и судьбе христиан. Бейрут, 1989; Выступления и высказывания. Триполи, 2001; Диалоги. Дамаск, 2001. 2 т.; Проповеди. Дамаск, 2002-2003. 2 ч.; И [Слово] обитало с нами. Бейрут, 2003; Антиохийские веяния. Дамаск, 2004; Церковь - это вы. Дамаск, 2005; Муки воскресения. Дамаск, 2007; на европ. яз.: La Résurrection et l'homme d'aujourd'hui. Beyrouth, 1970 (англ. пер.: The Resurrection and Modern Man / Transl. S. Bigham, forew. by O. Clement. Crestwood (N. Y.), 1985); Об истине, о Церкви, о любви: [Проповедь перед открытием 40-й сессии ЦК ВСЦ] // ЖМП. 1989. № 12. С. 52-57; Sauver la création. P., 1989; Jérusalem et le Patriarcat d'Antioche // Contacts. P., 1990. Vol. 42. N 152. P. 252-262 (переизд.: Balamand, 1991); The Orthodoxy and Issues of Our Time. Tripoli, 2007.

Пер. на араб. яз.: Dietrich S., de. God's Purposes. Beyrouth, 1977; Corbon J. L'Église des Arabes. Beyrouth, 1978.

Ист.: Никодим (Ротов), митр. [Поздравление с открытием высшей духовной школы в Антиохийской Церкви] // ЖМП. 1971. № 12. С. 3; Новый Предстоятель АПЦ: [Док-ты и сообщ.] // Там же. 1979. № 9. С. 2-3; Пимен (Извеков), Патр. Московский и всея Руси. Слово, посвящ. тезоименитству Патр. Игнатия IV, 20 дек. 1980 г. // Там же. 1981. № 4. С. 43-44; он же. Слово по случаю дня тезоименитства Патр. Игнатия IV 20 дек. 1982 г. // Там же. 1983. № 3. С. 47-48; Алексий II (Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси. Слово на приеме в честь Патр. Игнатия IV // Там же. 2003. № 2. С. 86.

Лит.: Анатолий (Кузнецов), еп. Избрание и интронизация Патр. Игнатия IV // ЖМП. 1979. № 10. С. 44-47; Бронский В. Патр. Игнатий IV - доктор богословия ЛДА // Там же. 1982. № 7. С. 23; Коммюнике о визите Свят. Патр. Моск. Алексия II к Патр. Антиохийскому Игнатию IV [3-7 окт. 1991 г.] // Там же. 1992. № 1. С. 4-7; Frazier T. L. In the Footsteps of the Apostles: the Life of His Beatitude Ignatius IV Hazim, Patriarch of Antioch and All the East. [S. l.], 1999; Ганьжин С. Визит Предстоятеля АПЦ // ЖМП. 2003. № 2. С. 78-85.

Джабер Аби Джабер


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ИГНАТИЙ IV" в других словарях:

  • Игнатий — (Ignatius) латинское Другие формы: Игнат Иноязычные аналоги: греч. Ιγνάτιος исп. Игнасио (Ignacio) итал.  …   Википедия

  • ИГНАТИЙ — (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) [5 (17) февраля 1807, с. Покровское Грязовецкого у. Вологодской губ. – 30 апреля (12 мая) 1867, Николо Бабаевский монастырь Костромской губ.] – русский церковный деятель, богослов, религиозный писатель.… …   Философская энциклопедия

  • Игнатий — я, муж.; разг. Игнат, а.Отч.: Игнатиевич, Игнатиевна и Игнатьевич, Игнатьевна.Производные: Игнатка; Игнаха; Игнаша; Игоня; Игоша.Происхождение: (Предположительно лат. ignatus не родившийся.)Именины: 2 янв., 10 янв., 11 февр., 13 мая, 14 мая, 1… …   Словарь личных имен

  • игнатий — неведомый, неизвестный не родившийся; Игнат; Игнатка, Игнаха, Игнаша, Игоня, Игоша Словарь русских синонимов. игнатий сущ., кол во синонимов: 2 • игнат (2) • …   Словарь синонимов

  • ИГНАТИЙ — (в миру Брянчанинов Дмитрий Александрович) (1807 67) российский православный епископ, духовный писатель, богослов. В книге Аскетические опыты (1865) назидательно аскетическое эссе, религиозные медитации (своеобразные стихотворения в прозе),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИГНАТИЙ — (? ок. 1640) русский патриарх в 1605 06 (назначен Лжедмитрием I) и в 1611 12 (восстановлен польскими интервентами), грек. С 1593 в России. С 1612 в Литве, принял унию …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИГНАТИЙ — (ок. 1540 ок. 1620), патриарх Московский и Веся Руси. По происхождению грек. В 1595 в сане архиепископа Кипрского прибыл к царю Фёдору Ивановичу. По распоряжению Лжедмитрия I избран патриархом (1605). Венчал самозванца на царство. В 1606 сведён с …   Русская история

  • Игнатий — I (?  около 1640), русский патриарх в 1605 06 (назначен Лжедмитрием I) и в 1611 12 (восстановлен польскими интервентами), грек. С 1593 в России. С 1612 в Литве, принял унию. II в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, (1807 1867), православный… …   Энциклопедический словарь

  • Игнатий — (Дмитрий Александрович Брянчанинов, 1807 67) сначалавоенный инженер, затем инок и архимандрит Сергиевой пустыни близПетербурга; впоследствии епископ костромской и кавказский; известенаскетическими сочинениями: Отечник (избранные изречения св.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ИГНАТИЙ — (Тарасов Алексей Михайлович, род. 26 мар. 1976 г., г. Сатке Челябинской обл.), еп. Костомукшский и Кемский. Из семьи военнослужащих. В 1993 году окончил среднюю школу. В 1993 1997 годах обучался в Тобольской ДС. В сент. 1997 г. поступил в Санкт… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»