ИЕВЛЕВИЧИ

ИЕВЛЕВИЧИ

[белорус. Iяўлевiч, Яўлевiч], правосл. церковные и общественные деятели XVII в. на белорус. и укр. землях в Речи Посполитой.

Фома

(кон. ХVI в., Могилёв - не позже 60-х гг. XVII в.), правосл. писатель и педагог, один из идеологов братского движения на белорус. и укр. землях 1-й пол. ХVII в. Был идейно близок к антиуниат. публицистам рубежа XVI и XVII вв., сторонник единства вост. славян.

Детские годы Ф. прошли в Могилёве, предположительно он учился в школе могилёвского Спасского братства (создана в 90-х гг. XVI в.), затем в киевской Богоявленской братской школе (известна с 1615). В нач. 20-х гг. Ф.- студент фак-та «семи свободных искусств» Краковского (Ягеллонского) ун-та, который окончил в 1625 г. Преподавал в Киевской братской школе, в 1628-1632 гг. ректор школы. После объединения по инициативе нового митр. Киевского свт. Петра (Могилы) этой школы со школой Киево-Печерской лавры (1631) и образования Киево-Могилянской коллегии Ф. вместе с племянником Игнатием Иевлевичем покинул Киев, в февр. 1632 г. перебрался в Могилёв, где продолжил педагогическую деятельность. По-видимому, он преподавал в уч-ще создававшегося в то время Богоявленского братства. В 1633 г. могилёвские мещане добились от кор. Владислава IV привилея на постройку новой школы при Богоявленском мон-ре. В дальнейшем Могилёвская братская школа наряду с Виленской и Брестской была известна тем, что в них наиболее полно обучали «семи свободным искусствам». В 40-х гг. Ф. преподавал в братской школе Слуцка. В 1658 г. был могилёвским протопопом.

Литературное наследие Ф. представлено философско-публицистической поэмой «Лабиринт, или Запутанная дорога, где Прекрасная Мудрость по долгу своему господам могилевчанам и тем, кто им подобен в действиях своих, кратчайший и наилучший путь указывает». Произведение было издано на польском языке в 1625 г. в Кракове в типографии Франтишка Цезария Старшего. В настоящее время единственный сохранившийся экземпляр находится в фондах Московской Синодальной типографии РГАДА в Москве.

Повествование в «Лабиринте...» ведется от лица Прекрасной Мудрости, устами которой автор излагает свои мысли и суждения. Ф.- один из выразителей религиозно-философской концепции софийности мира, выражавшей тенденцию сближения веры и философии. Формально «Лабиринт...» обращен «К Братству младшему Могилевскому новооснованному», но в сущности предназначается всему мещанскому сословию, всему «именитому народу Славянскому» белорус. и укр. земель. Ф. стремится побудить свой «уязвленный до самых костей» народ к церковному и духовному возрождению.

Мировоззрение, гражданская позиция Ф. складывались под влиянием изменившейся социально-политической и религиозно-конфессиональной ситуации на белорусско-укр. землях Речи Посполитой кон. ХVI - 1-й пол. ХVII в. и отразили новые тенденции национально-культурной жизни народа. Усилившееся католич. наступление и насильственная реализация провозглашенной в 1596 г. Брестской церковной унии при фактическом отказе гос-ва от политики религ. терпимости привели к острому социальному конфликту, нарушению гражданского мира. В этих условиях защита Православия как части национальной традиции стала патриотическим делом сохранения народности и культуры, что особенно ощущалось в первые десятилетия после провозглашения унии.

В «Лабиринте...» автор иносказательно повествует о политической и конфессиональной обстановке на белорус. землях (по-видимому, сказывались цензурные условия Краковской типографии). Позиция правосл. патриота прослеживается в исторических экскурсах поэмы, в высокой оценке деятельности национально-религ. братств и запорожского казачества. Мироощущение автора, восприятие им кризисной ситуации отражают название поэмы. По мнению Ф., общественный кризис способствовал ущемлению религ. и гражданских свобод, отклонению «от дорог своих предков», «разладу» в «Церкви Божей», предательству тех, кто «должны стоять во главе духовных» (имеется в виду часть правосл. епископата, к-рая перешла к униатам). Ф. отмечает, что огромную опасность для общества и гос-ва представляют внутренние распри, благополучие народа и страны может быть основано только на гражданском мире и «святом согласии». Он ратует за достижение социально-религ. компромисса на основе диалога всех общественных сил, заинтересованных в процветании родины. Духовную опору возрождения автор видит в «старине», в великом историческом прошлом «стародавних шляхетных Славян». Ф.- сторонник идеи исторического и культурного родства вост. славян, определявшей национальное самосознание белорус. народа с начала его формирования.

Большое место в поэме занимает обличение злоупотреблений и морального упадка клира. Ф. бичевал недостатки правосл. Церкви с целью ее обновления, поднятия престижа духовенства.

Ф. заботился о сохранении национальной духовной культуры перед угрозой полонизации. Развитие просвещения, считал он, является общенациональным делом, невнимание к образованию и науке ведет к деградации общества и народа. Ратуя за приобщение к передовой европ. науке и образованию, Ф. в то же время пытался предостеречь правосл. молодежь, стремившуюся для получения знаний в «чужие сады» (западноевроп. ун-ты), от опасности «неизлечимого струпа» и «блудной слепоты» - влияния реформационной и католич. идеологии. Защищая Православие, он расценивал конфессиональную переориентацию как отступничество. Схожие мотивы характерны и для др. антиуниат. авторов того времени.

Ф. выступал за создание национальной высшей школы, где можно было бы получить европ. образование на основе национально-религ. духовных ценностей. Т. о. Ф. предопределил направление деятельности митр. Киевского Петра (Могилы).

Острое общественное звучание и глубина затронутых проблем ставят «Лабиринт...» в ряд значительных памятников философской культуры Белоруссии и Украины эпохи барокко. Творчество Ф.- свидетельство преемственности гуманистических традиций философов и просветителей XVI - нач. XVII в., формировавших идеал духовной и национально-культурной жизни вост. славян. Идеи Ф. стали лейтмотивом деятельности просветителей и церковных подвижников из круга митрополитов Петра (Могилы) и Сильвестра (Коссова), профессоров Киево-Могилянской коллегии.

Соч.: Labirynt, abo Droga zawiklana, gdzie Piеkna Madrosc z powinnosci swey pp. Mohylowianom y im niektогуm w przedsiewzieciасh swych podobnym krоtsza y dalekо lepsza droge pokаzuie // Украïнська лiтература ХVI-ХVIII ст. та iншi cлов'янськi лiтератури. К., 1984. С. 258-285; Пам'яткi братських шкiл на Украïнi (кiнець ХVI - початок ХVIII ст.): Тексти i дослiдження. К., 1988. С. 513-532; Старостенко В. В. «Лабиринт» Фомы Иевлевича. Могилёв, 1998; Яўлевiч Т. Лябiрынт, альбо Заблытаная дарога // Спадчына. 1999. № 2. С. 83-109; Анталогiя даўняй беларускай лiтаратуры: XI - першая палова XVIII стагоддзя. Мiнск, 2003. С. 700-713.

Лит.: Голубев С. Т. История Киевской духовной академии. К., 1886. Вып. 1. С. 74; Соболевский А. И. Две библиографические редкости // ЧИОНЛ. 1898. Кн. 12. Отд. 2. С. 12-21; Голенченко Г. Я. Новые мат-лы по истории культурных связей Белоруссии с Украиной и Россией в кон. ХVI - 1-й пол. ХVII в.: Спиридон Соболь, Иван Соболь, Фома Иевлевич // Книга в Белоруссии: Книговедение, источники, библиография: Сб. ст. Минск, 1983. Вып. 2. С. 50-75; он же. Идейные и культурные связи восточнослав. народов в ХVI - сер. ХVII в. Минск, 1989. С. 121-124; Саверчанка I. В. Старажытная паэзiя Беларусi: XVI - першая палова ХVII ст. Мiнск, 1992. С. 112-119; Iяўлевiч Фама // Мыслiцелi i асветнiкi Беларусi: Энцыкл. даведнiк. Мiнск, 1995. С. 217; Старостенко В. В. «Лабиринт...» Фомы Иевлевича // Магiлёўшчына. Магiлёў, 1998. Вып. 8. С. 44-51; он же (Старасценка В. У.). Фама Iяўлевiч // Веснiк МДУ iмя А. А. Куляшова. Магiлёў, 2003. № 1(14). С. 198-201.

В. В. Старостенко

Игнатий

(26.09.1619, Могилёв - 1664, Москва), архим. полоцкого Борисоглебского мон-ря, писатель, педагог, церковный и общественный деятель; племянник Фомы Иевлевича. Начальное образование получил в Шклове, затем учился в Могилёвской братской школе и в течение 3 лет - в Замойской академии (Польша), где изучал теологию и медицину. В 1628-1632 гг. учился в Киевской братской школе, в 1638 г. слушал разные курсы в Киеве. Начал педагогическую деятельность в качестве учителя детей магната Б. Стеткевича, преподавал в Киево-Могилянской коллегии, стал профессором свободных наук. В 1640 г. участвовал в организации Славяно-греко-латинской академии в Яссах (Молдавское княжество). 31 авг. 1647 г. принял в Киеве монашеский постриг. Занимался педагогической и просветительной деятельностью во Львове, в Ярославе, Кракове, Каменце, Сучаве, Орше и др. городах. В 1655 г., после перехода Полоцка под рус. власть во время русско-польск. войны, поставлен игуменом полоцкого Богоявленского мон-ря, в к-ром основал школу и б-ку. В годы его настоятельства мон-рь получил ряд пожалований, некоторые из них - после встреч И. с царем Алексеем Михайловичем во время его похода на Ригу в 1656 г. «На церковное строенье» мон-рю был передан кирпич, из которого был построен закрытый костел в Друе. В 1656 г. к мон-рю был приписан Заполотский Преображенский монастырь. В марте 1658 г. по ходатайству И. патриарх Московский Никон сделал Богоявленский мон-рь ставропигией, однако после опалы патриарха это решение было отменено. В 1660 г. по приказу царя еп. Полоцкий Каллист поставил И. архимандритом полоцкого Борисоглебского мон-ря. Архимандрит был ближайшим помощником еп. Каллиста по управлению Полоцкой епархией, совершал инспекционные поездки по его поручениям. Участвовал в Московском Соборе 1660 г. по делу патриарха Никона. Воздерживаясь от осуждения патриарха, И. предлагал решить вопрос о его судьбе и об избрании нового первосвятителя при участии К-польского патриарха. В 1664 г. И. приехал в Москву вместе со старцами полоцкого Богоявленского мон-ря Геронтием и Анатолием и там умер.

Совместно с мон. Филофеем (Утчицким) и иером. Симеоном Полоцким И. создал в Полоцке лит. кружок, поддерживал связи с рус. гос. деятелями и писателями, в т. ч. с Ф. Ртищевым, А. Ордин-Нащокиным, участвовал в составлении, редактировании и издании книг (сборники стихов, поздравительных речей, поучений и декламаций). По случаю приезда в Полоцк царя Алексея Михайловича (1656) выступил с приветственной речью. Он говорил о торжестве Православия после утверждения рус. власти на землях Белоруссии.

Из творческого наследия И. сохранились автобиографическая записка со сведениями о деятельности братских школ и развитии правосл. образования в Белоруссии во время усилившегося католич. влияния и принудительного ополячивания народа, письма, декламации, речи и проповеди в честь политических событий и церковных праздников (в частности, высокохудожественная декламация на приезд в Могилёв еп. Витебского, Оршанского, Мстиславского и Могилёвского Иосифа (Кононовича-Горбацкого)), а также неск. силлабических стихотворений, написанных в манере элегий Овидия. Творчество И. оказало влияние на Симеона Полоцкого.

Арх.: Сношения России с Польшей. РГАДА. Ф. 79. № 1. Л. 27, 1667 г.

Изд.: ДРВ. 17882. Ч. 3. С. 309-312, 316-322, 335-337, 367-369, 372-374, 392; Голубев С. Т. История Киевской духовной академии. К., 1886. Вып. 1.

Лит.: Белецкий А. И. Из начальных лет лит. деятельности Симеона Полоцкого // СбОРЯС. 1928. Т. 101. № 3. С. 264-267; Макарий. История РЦ. 1883. Т. 12. С. 92-94; Гiсторыя беларускай лiтаратуры ХI-ХIХ стагодзяў. Мiнск, 2006. Т. 1: Даўняя лiтаратура. С. 658, 718, 745, 829.

С. Л. Гаранин


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ИЕВЛЕВИЧИ" в других словарях:

  • Рахманиновы — дворянский род, ведущий свое происхождение от рода молдавских господарей Драгошей, один из членов которого, сын господаря Стефана IV, Иван, по прозвищу Вечин, брат Елены, жены князя Ивана Ивановича Молодого (сын Иоанна III ), прибыл в Москву и… …   Биографический словарь

  • Арцыбашевы — Известия об этой фамилии начинаются с Петра, Кашпарова сына, Арцыбашева, немца по происхождению, переселившегося из Германии в Литву, а из Литвы в Россию при вел. кн. Василии Ивановиче, в начале XVI в. От Петра, Кашпарова сына, Арцыбашева… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Рахманиновы — дворянский род, ведущий свое происхождение от рода молдавских господарей Драгошей, один из членов которого, сын господаря Стефана IV Иван по прозвищу Вечин, брат Елены, жены князя Ивана Ивановича Молодого (сын Иоанна III), прибыл в Москву и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Арцыбашевы — Известия об этой фамилии начинаются с Петра, Кашпарова сына, Арцыбашева, немца по происхождению, переселившегося из Германии в Литву, а из Литвы в Россию при в. к. Василии Ивановиче, в начале XVI в. От Петра, Кашпарова сына, Арцыбашева произошли… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Рахманиновы — дворянский род, ведущий свое происхождение от рода молдавских господарей Драгошей, один из членов которого, сын господаря Стефана IV Иван по прозвищу Вечин, брат Елены, жены князя Ивана Ивановича Молодого (сын Иоанна III), прибыл в Москву и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Рахманиновы — Рахманиновы …   Википедия

  • Арцыбашевы — Арцыбашевы …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»