ИЕФФАЙ

ИЕФФАЙ

[евр.  ,   греч. ᾿Ιεφθάε], один из судей израильских (ок. XII в. до Р. Х.). Имя Иеффай происходит от составного имени Ифтах-Ел, употребляемого как топоним (  - «Бог открывает [утробу] / освобождает [из плена]» (Нав 19. 14, 27)). Именем Иффах (Ифтах) ( ) также называется город в Иудее в долине Шефела (Нав 15. 43). И. был вождем евр. народа в течение 6 лет (Суд 11. 1-12. 7). Незаконнорожденный сын Галаада и блудницы, И. был изгнан сводными братьями из отцовского дома и лишен земельного надела. Поселившись в земле Тов (возможно, совр. Эт-Тайиба), он стал предводителем таких же, как он, беглых и безземельных людей (ср. подобный отряд прор. Давида, к-рый воевал против Саула - 1 Цар 22. 2; 27. 8-9, 30).

За то, что израильтяне начали служить языческим богам, Господь их покарал. Попав под власть иноплеменников, народ израильский воззвал к Господу, Который смилостивился над ним, ибо «не потерпела душа Его страдания Израилева» (Суд 10. 16), и послал им в качестве избавителя И. Старейшины израильские, собравшись в святилище в Массифе (Мицпе), призвали И., чтобы противостоять нашествию аммонитян, к-рые стояли станом при Галааде. И. был поставлен пред лицом Господа «вождем» (Суд 11. 6; евр.   в Книге Судей Израилевых употребляется только по отношению к И.) и «начальником [  - главой] всех жителей Галаадских» (Суд 11. 8, 11). Вторжение аммонитян было вызвано территориальным спором (Числ 21). Аммонитяне утверждали, что земля «от Арнона до Иавока и Иордана» (Суд 11. 13) изначально принадлежала им, требуя у израильских старейшин вернуть ее. Как представитель народа И. пытался убедить аммонитян в праве Израиля на спорную территорию и в бессмысленности дальнейшего противостояния (Суд 11. 12-28). С этой целью И. послал ко двору аммонитского царя 2 посольства. В ответ царь сообщил послам, что бог Хамос (Кемош) (бог моавитян - cм.: Числ 21. 29; 3 Цар 11. 7) отдал эту землю аммонитянам (Суд 11. 24). На основании этого текста нек-рые исследователи делали вывод, что переговоры на самом деле проходили с моавитянами (Lawson K. Y. Judges & Ruth. Grand Rapids, 2002. P. 257). Также было высказано предположение, что в этом рассказе смешаны разные повествования, одно из к-рых отражало более древний конфликт израильтян с моавитянами (The Book of Judges / Ed. C. F. Burney. N. Y., 1970r. P. 298-305). Заключительные слова И.: «Господь Судия да будет ныне судьею между сынами Израиля и между Аммонитянами!» (Суд 11. 27) - ознаменовали окончание переговоров и начало вооруженного конфликта. Победа И. привела к войне с представителями колена Ефрема, к-рые, претендуя на главенствующее место среди др. колен, были недовольны тем, что не приняли участия в битве против аммонитян. И. пытался мирно разрешить это противостояние, но ефремляне объявили войну и перешли р. Иордан при Цафоне. После сражения И. приказал устроить заставы вдоль Иордана для встречи отступающих. Это привело к полному разгрому ефремлян, которые были опознаны из-за того, что неправильно произносили слово «шибболет» ( через начальное ), и уничтожены (Суд 12. 1-6). Описание одержанной И. победы завершается фразой: «Галаад же среди Ефрема и среди Манассии» (Суд 12. 4), к-рая является свидетельством того, что в этот период в израильском об-ве не было единства.

Перед началом битвы с аммонитянами И. обещал Господу «вознести... на всесожжение» то, что «выйдет из ворот дома... навстречу» (Суд 11. 31). Запрещенные законом Моисея (Лев 18. 21; 20. 2-5; Втор 18. 9-10) человеческие жертвоприношения присутствовали только в религ. культе окружающих Израиль языческих народов (Втор 12. 31; 18. 9-10; 4 Цар 3. 27). Поэтому мн. комментаторы считают, что И., принося обет, имел в виду домашних животных, к-рые в те времена жили с человеком под одной крышей (Judges / Ed. R. G. Boling. Garden City; N. Y., 1975. P. 208. (AYBC; 6а)). Однако первой поздравить И. с победой вышла его незамужняя дочь, которая с покорностью приняла свою участь, попросив только о 2 месяцах отсрочки, чтобы оплакать свою участь. Эта история послужила основой для возникновения у израильских женщин ежегодного ритуала плача в течение 4 дней (Суд 11. 29-40). Мн. совр. исследователи видят в этом рассказе повествование, в назидательных целях раскрывающее происхождение обряда оплакивания у евр. женщин (Boling. Jephthah. P. 682; Brettler M. Z. The Book of Judges. L.; N. Y., 2002. P. 107). Мотив о принесении ребенка в жертву встречается в сказаниях о героях античности, напр. в истории с критским царем Идоменеем, к-рый, возвращаясь после сражения в Трое и попав в сильный шторм, обещал принести в жертву Прометею первого человека, к-рого встретит на берегу (ср. также принесение в жертву героем Троянской войны Агамемноном своей дочери Ифигении или Поликсены, дочери Приама - Gunn. Judges. P. 137).

Уже Иосиф Флавий, отмечая добродетель дочери И., к-рая «не сочла за чрезмерное несчастие поплатиться жизнью за победу отца и за восстановление свободы своих сограждан» (Ios. Flav. Antiq. V 7. 10) считал, что это жертвоприношение «было и незаконно и не угодно Господу Богу» (Ibid.). По мнению блж. Августина, этот сложный для истолкования отрывок не содержит явной оценки или осуждения со стороны Господа (Aug. Quaest. in Jud. 49. 7). Необдуманный обет И., приведший к убийству собственной дочери, был попущен Господом, чтобы показать недопустимость человеческих жертвоприношений и необходимость приносить обеты Богу по любви, а не по страстям (Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. XIV 3; Ephraem Syr. In Diatess. X 3. 2; Hieron. Adv. Iovin. I 23. 3). Этот рассказ является прообразом совершенного также по причине поспешно данной клятвы убийства царем Иродом Иоанна Предтечи (Ambros. Mediol. De offic. I 50). Неразумная клятва И. была диавольским искушением (Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. XIV 3; In Rom. X 6). Дочь И. предвосхищает подвиг христ. дев (Method. Olymp. Conv. decem virg. XI 2; Ephraem Syr. De Nativitate. 2).

В Талмуде сообщается, что из всех осужденных за неосмотрительные клятвы, И. оказался единственным, кто сожалел о своем безрассудстве (Таанит. 4a; Берешит Рабба. 60. 3).

Несмотря на неоднозначный образ, И. является примером искренней веры для ап. Павла, к-рый упоминает его как одного из пророков ВЗ, к-рые «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования» (Евр 11. 33).

Лит.: Boling R. G. Jephthah // ABD. Vol. 3. P. 680-683; Ginsberg H. L., Sarna N. M. Jephthah // EncJud. Vol. 11. P. 122-123; Gunn D. M. Judges. Oxf., 2005. P. 133-169.

Э. П. С.


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ИЕФФАЙ" в других словарях:

  • ИЕФФАЙ — (евр. jiftâh), «(бог) откроет»), в ветхозаветном предании военачальник и один из судей Израиля. И. был сыном блудницы и Галаада; сыновья Галаада от законной жены изгнали его из дома, после чего он жил в земле Тов. Когда на жителей галаадских… …   Энциклопедия мифологии

  • Иеффай — (евр. Йифтах, Он (Бог) освободит, откроет ), галаадитянин, сын см. Галаада (2) и его наложницы. После того как братья изгнали И. из дома, он бежал в землю Тов (возм., это область сев. вост. Галаада), где, собрав шайку разбойников, совершал набеги …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Иеффай — (Бог откроет, т.е. освободит, сделает свободным) (Суд.11:1 , Евр.11:32 ) один из замечательнейших Судей народа Израильского, сын Галаада, от наложницы. Лишенный наследства и изгнанный законными наследниками из дома родительского, Иеффай поселился …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Иеффай — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его …   Википедия

  • Иеффай — Ифтах Иеффай, галаадитянин, был судьею у израильтян в течение 6 лет (Суд. 11: 12 после сражения с аммонитянами. Перед битвой с аммонитянами он обещал, в случае победы, принести во всесожжение Господу первое, что выйдет к нему навстречу из ворот… …   Словарь библейских имен

  • Иеффай — Один из Судей древнего Израиля. Отправляясь на сражение с амаликитянами, Иеффай поклялся в случае победы принести в жертву первое существо, которое выйдет из ворот дома ему навстречу. Когда Иеффай возвращался после победы домой, навстречу ему… …   Подробный словарь библейских имен

  • Иеффай — Иефф’ай (Он освободит) (Суд.11:1 3,5 14,28 30,32,34,40; Суд.12:1 ,2,4,7; 1Цар.12:11 ; Евр.11:32 ) один из сыновей (потомков) Галаада из колена Манассиина, рожденный от блудницы, изгнанный родственниками, но позже призванный начальниками народа… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Иеффай — Иефф’ай (Он освободит) (Суд.11:1 3,5 14,28 30,32,34,40; Суд.12:1 ,2,4,7; 1Цар.12:11 ; Евр.11:32 ) один из сыновей (потомков) Галаада из колена Манассиина, рожденный от блудницы, изгнанный родственниками, но позже призванный начальниками народа… …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Иеффай — – сын некоего Галаада из колена Манассиина от блудницы, победитель аммонитян, напавших на заиорданские колена с целью вытеснения их из земель между Иавоком и Арноном, был судьей в течение шести лет. В библейской истории он известен главным… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Иеффай Ифтах — Один из Судей древнего Израиля. Отправляясь на сражение с амаликитянами, Иеффай поклялся в случае победы принести в жертву первое существо, которое выйдет из ворот дома ему навстречу. Когда Иеффай возвращался после победы домой, навстречу ему… …   Подробный словарь библейских имен


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»