- ИЕШИВА
Иешива́ [евр. ; букв.- сидение, заседание], религ. высшее учебное заведение в иудаизме, где изучают Талмуд и проч. традиц. евр. дисциплины, а также готовят кадры для раввината. Нередко И., исходя из ее функций, называлась бет-мидраш (дом учения), метивта или мотва (арам.- заседание), иногда с определением «рабба» (арам.- великое), бет-дин (дом суда), бет-дин гадол (дом великого суда). Первое употребление термина И. встречается в евр. тексте Книги сына Сирахова (см. Иисуса Сираха книга) (Сир. 51. 29). В нек-рых преданиях агады говорится о существовании И. еще до эпохи патриархов и утверждается, что все праведники, включая и неевреев, были причастны к деятельности И. (Маккот. 23 б; Берешит Рабба. 63. 6, 10). В ряде агадических легенд выражено представление о «небесной Иешиве» (иешива шел маала), где праведники и мудрецы продолжают занятия с участием ангелов и Бога (Сота. 76; Гиттин. 68а; Бава Меция. 85б - 86а). Более исторически достоверные отрывки Талмуда (Песахим. 26а; Санхедрин. 32б; Тосефта, Суккот. 4. 5; Тосефта, Хагига. 2. 9; Тосефта, Санх. 7. 1) свидетельствуют о том, что первые учебные центры толкования Свящ. Писания могли возникнуть в Палестине еще в эпоху Второго храма параллельно с устным преданием, впосл. ставшим основой Талмуда. Подробная информация об И. эпохи таннаев отсутствует. Связь И. с Санхедрином (Синедрионом), выполнявшим судебные и законодательные функции, остается невыясненной.
После разрушения Иерусалимского храма в результате становления галахи в качестве законодательной основы иудаизма значение И. как богословского и образовательного центра возросло. Самой известной в тот период была И. в Ямнии, к-рую возглавил Иоханнан бен Заккай. При ней в качестве органа национального самоуправления был создан Ямнийский синедрион, имевший огромное влияние как духовный центр евр. мира. Ямнийской И., где была сосредоточена талмудическая ученость, принадлежит основная роль в закреплении окончательной формы библейского канона иудаизма, в разработке теоретических основ кодификации Мишны и в систематизации евр. законодательства, опиравшегося на Тору. По инициативе Гамалиила II, приложившего много усилий для развития И. в Ямнии, в связи с изменившимися условиями были скорректированы нек-рые стороны богослужебной жизни, сделаны нововведения в чинопоследования праздников и порядок молитвенных чтений.
Наиболее значительные И. данного периода располагались также в Лоде (см. Лидда) и Пкиине, их основателями были соответственно рабби Элеазар бен Гиркан и рабби Иошуа бен Ханания. Позднее рабби Акива открыл И. в Бней-Браке, а его ученики были инициаторами появления И. в г. Уша в Галилее, куда переместился центр евр. религ. жизни после подавления восстания Бар-Кохбы и последовавших за ним гонений имп. Адриана. Самой известной в это время была И., основанная Иудой ха-Наси, находившаяся сначала в Бейт-Шеариме, затем в Ципсеори (Сепфорисе). Большим авторитетом обладал этот законоучитель, сочетавший знания с адм. талантом, при нем толкователи Библии пользовались широкими правами. Он смог осуществить окончательную кодификацию Мишны. В эпоху таннаев обучение в И., не ограниченное сроком, было основано на заучивании материала наизусть за счет повторения слов учителя вслух и нараспев (Мегилла. 32а); в качестве вспомогательных средств использовались различные заметки, которые делались в специальных книжках или на стене (Килаим. 1. 1; Шаббат. 156а). Во главе И. стоял т. н. рош-Иешива, сам наси, а также т. н. ав бет-дин - один из знатоков закона. Следующим после них в иерархии И. был тана - учитель, знавший все установления наизусть и отвечавший за передачу точности формулировок от поколения к поколению. Именно деятельность И. в эпоху таннаев обеспечивала консолидацию евр. мира и поддерживала тесные связи с евреями в рассеянии. Особенно значимыми в этом отношении были усилия, предпринятые Иудой ха-Наси для восстановления контактов с учителями из Вавилонии и привлечения их к работе над галахой.
Религ. образование в эпоху амораев продолжало традиции, заложенные в таннаитский период, и сохранило сложившиеся ранее методы преподавания в И. и управления ими. Во главе академий, как назывались И. в этот период, стоял преподаватель, достигший высокого уровня знания закона и традиции, к-рый мог творчески применить эти знания при составлении новых галахических постановлений. Воспитанники И. должны были изучать Мишну и не включенные в нее галахические постановления таннаев, участвуя в беседах законоучителей и в дискуссиях по формулировке новых законов. Материал, как и ранее, выучивался наизусть (Шаббат. 63а). Результатом творческой активности учителей эпохи амораев стало составление Гемары, входящей вместе с Мишной в корпус Иерусалимского и Вавилонского Талмудов.
После смерти Иуды ха-Наси наиболее значительными в Палестине были И. в Тиверии (см. Тивериада), Лоде, Кесарии. Академия в Тиверии, к-рой руководил Иоханан бар Наппахи, на протяжении мн. лет оставалась центром религ. образования, И. в Кесарии была средоточием эллинистической культуры. Основные И. в Вавилонии работали в Суре и Нехардее, а после разрушения последней - в Пумбедите; этими учебными центрами руководили такие мудрецы, как Абба Ариха по прозвищу Рав, Шмуэль Ярхинаа и др. Также известные вавилонские И. находились в Махозе, Хуцале и Нецивине (Нисибине). Между амораями Вавилонии и Палестины происходил постоянный обмен галахическими мнениями и постановлениями.
Процесс создания Иерусалимского Талмуда прекратился в сер. IV в., во-первых, из-за сильного землетрясения, которое разрушило большую часть евр. поселений Галилеи и нанесло значительный хозяйственный урон евреям Палестины, что отразилось на благосостоянии И., зависимых от пожертвований. Во-вторых, из-за гонений рим. власти на евреев в IV в. в Палестине центр религ. научной жизни переместился в Вавилонию. Популярность вавилонских академий в это время стала столь значительной, что в И. Суры и Пумбедиты для публичного обсуждения тех или иных трактатов собиралось множество ученых. В Вавилонском Талмуде упоминается о доносе на руководителей И. в Пумбедите, которые в определенные месяцы приглашали в академию до 12 тыс. чел., отрывая их тем самым от сельскохозяйственных работ, что в свою очередь уменьшало сумму налогов и обедняло гос. казну (Бава Меция. 86а). У каждой И. были свои сферы влияния, их авторитет не всегда был равнозначен. Так, в период главенства рабби Хуны в Суре, когда 13 амораев обучали 800 учащихся, Пумбедита занимала второстепенное положение. Главенство И. в Суре сохранялось до нач. IV в., затем последовал длительный период упадка. В Пумбедите, ставшей центром духовной жизни вавилонского еврейства, во главе И. стояли такие известные законоучители, как Рабба бар Нахмани, Иосеф бен Хия, Нахман бар Ицхак и др. В кон. IV - нач. V в. значение И. в Суре возросло благодаря тому, что ее возглавлял толковник Аши. Ему удалось увеличить количество учащихся и проделать основную работу по редактированию трактатов, составивших Вавилонский Талмуд; завершение кодификации этого Талмуда относится к кон. V в. Трудно определить вклад той или иной школы в составление Вавилонского Талмуда, однако заметны разные подходы к комментированию Мишны и постановлениям галахи. Так, И. в Суре была связана с законоучителями Палестины и подвержена их влиянию гораздо больше, чем школа Пумбедиты.
В эпоху гаонов, с сер. VII до сер. XI в., большинство И. располагалось в Вавилонии. Рабочим языком И. в это время стал арабский, чему способствовало появление араб. перевода Библии Саадии Гаона, продолжалось обращение в процессе обучения к таргумам и переводам текстов на арам. язык. Изучая Свящ. Писание в духе вавилонских амораев, толкователи эпохи гаонов во всем опирались на Талмуд, что способствовало росту его авторитета. Именно в это время основным источником галахи для евреев рассеяния стал Вавилонский Талмуд. Система евр. религ. образования в дальнейшем представляла собой его изучение и толкование. Структура руководства в академиях в известной степени копировала Синедрион и называлась также «Великий синедрион». И. представляла собой помещение, где располагались ряды мест. Семь рядов по 10 мест занимали представители ученой коллегии И., при этом в 1-м ряду сидели 7 глав собрания и трое ученых высшей степени. Во главе собрания стояли гаон и его заместитель. Учащиеся и слушатели располагались на задних рядах; после прослушивания поучений гаона и его объяснений они могли, соблюдая определенную иерархию, участвовать в богословских спорах. Все принятые в И. законодательные акты строго фиксировались и архивировались. В эпоху гаонов началось распространение института И. за пределы Ближ. Востока. В VIII-IX вв. появились первые И. в Испании и Сев. Африке, где наиболее значительным было влияние егип. И. В XI в. самыми известными И. на Ближ. Востоке были академии в Дамаске и Багдаде, однако впоследствии они утратили свое ведущее положение.
В XII-XV вв. центром евр. учености стала Испания, лучшие И. находились в Лусене, Кордове, Гранаде и Барселоне, однако после нашествия Альмохадов в 1148 г. И. в Арагоне и Кастилии были более известны как учебные центры. Ряд выдающихся ученых, таких как АвраамИбн Эзра, Иегуда Галеви, Нахманид, Соломон Ибн Гебироль, Иона бен Авраам Геронди и Ниссим бен Рубен Геронди, трудились в испан. И. Гонения на евреев в 1391 г. отрицательно сказались на их работе. После указа об изгнании евреев из Испании в 1492 г. И. в стране были закрыты и уничтожены.
В средние века значительные центры евр. учености образовались во Франции и Италии (с X в.), в Германии (с XI в.). Из франц. И. наиболее известными стали школы в Нарбоне, Марселе, Монпелье, Труа, Рамрю и Париже. До изгнания евреев из Франции в 1306 г. франц. И. наряду с испанскими задавали тон в евр. образовании и науке в Зап. Европе. В числе их руководителей и воспитанников были такие ученые, как Раши, его внук Иаков бен Меир Там, Леви бен Гершом Герсонид, Исаак из Корбея и Меир бен Барух. Контакты с франц. И. способствовали поднятию уровня образования и науки в Англии и Италии, где И. возникли в Сипонто, Риме, позднее в Падуе, Генуе и Венеции. С XI в. до разгрома евр. общин в Рейнской обл. в 1348 г. известными были школы в Германии (в Майнце, Вормсе, Шпайере, Регенсбурге, Бонне, Кёльне, Нюрнберге и Вюрцбурге). Основой учебного процесса в талмудических академиях Зап. Европы было, как и в предыдущие эпохи, изучение Вавилонского Талмуда с основными комментариями, а также нек-рых трактатов Иерусалимского Талмуда. Учители в И. Зап. Европы поощряли академическую свободу в учебном процессе; учащиеся должны были присутствовать на свободных дискуссиях, высказывать собственные суждения, к-рые могли не совпадать с мнением учителей. Основные моменты богословских диспутов записывались в конспективной форме, после чего делались соответствующие выводы. Подобная творческая атмосфера подготовила почву для создания аналитических комментариев к Талмуду, т. н. тосафот, к-рые впосл. сопровождали все печатные издания Талмуда. В творчестве комментаторов-тосафистов можно увидеть определенные методологические параллели с современными им христ. авторами-схоластами, работавшими в области канонического и рим. права. О взаимном влиянии научных школ и образовательных систем свидетельствуют сходство в терминологии, в подходах к тексту, в концепции разрешения противоречий методом дифференцирования материала или выявления смысловых различий между отрывками. С XIV в. начался процесс становления и расцвета ашкеназских И. в Центр. и Вост. Европе. В XIV-XV вв. наиболее известными были И. в Вене, Винер-Нойштадте и Кремсе, с XV в.- в Богемии и Моравии, в первую очередь в Праге. Особенностью последних стало то, что там помимо Талмуда и раввинистической традиции также преподавали Танах и ряд светских дисциплин. С XVII в. отмечается подъем евр. культуры и образования в Венгрии, где значительными центрами учености стали И. в Кишмартоне (ныне Айзенштадт, Австрия), Пожони (ныне Братислава), Будапеште, Унгваре (ныне Ужгород, Украина) и других городах. В XVI-XVII вв. на первый план выдвигаются И. в Польше и Литве. Наибольшую известность приобрели И. в Люблине, Кракове, Познани и Львове, с к-рыми связаны имена таких известных раввинов-талмудистов, как Иаков Поллак, его ученик Шалом Шахна, Моисей Иссерлес, Соломон Лурия и др. И. в Люблине получила офиц. статус в королевской привилегии 1567 г.: она названа гимназией, а ее глава - ректором. Учебный год в И. состоял из летнего и зимнего семестров, в промежутках между ними ученики имели право учиться в любом месте по своему выбору. Своеобразными «учебными центрами» стали ярмарки Львова, Люблина и Варшавы, куда приезжали руководители И. в каникулярное время между семестрами, продолжали занятия с учениками и набирали новых. В И. и гимназиях Польши использовались изощренные схоластические методы, что вызывало отрицательное отношение у многих известных евр. ученых. К кон. XVIII в. число И. в Польше и Литве значительно уменьшилось.
После изгнания евреев из Испании в 1492 г. огромное количество евр. беженцев оказалось в странах Ближ. Востока. Это способствовало значительному подъему религ. образования и учености с нач. XVI в. в Палестине, М. Азии, Греции. Интеллектуальным центром еврейства стал г. Цфат, в к-ром собрались лучшие представители евр. мысли, в т. ч. Исаак Лурия. В XVI в. здесь создаются 2 И.: одну организовал и возглавил раввин Иаков Берав, другую - раввин Иосиф Каро. Высоким уровнем преподавания отмечались И. в таких городах, как К-поль и Фессалоника. После временного упадка в XVII в. возрождение И. на Ближ. Востоке началось в XVIII в. благодаря усилиям учителей и таких евр. религ. деятелей, как Хизкия де Сильва, Хаим бен Аттар, Шалом Мизрахи, каббалист Гдалия Хайюн, работавших в основном в Иерусалиме.
В Новое время в Зап. и Центр. Европе в результате активной деятельности раввинов из Польши и Литвы еврейские образовательные структуры переживали временный подъем. В XVII-XVIII вв. в Зап. Европе наибольшей известностью пользовались И. во Франкфурте-на-Майне, в Хальберштадте, в Фюрте, в Меце. Среди И. Центр. Европы в это время выделялась пражская, с к-рой связана деятельность Иома-Това Липмана Геллера, Йонатана Эйбеншюца и Иезекииля Ландау. В 1-й пол. XIX в. выделялись И. в Лиссе (ныне Лешно, Польша), в Познани, а также в Никольсбурге (ныне Микулов, Чехия). В нек-рых крупных городах, таких как Львов, Краков, Люблин, было неск. И., содержавшихся за счет общин. Иногда И. имела собственное здание, чаще размещалась в одной из синагог города, поэтому в польских и рус. документах синагоги иногда называются «школы».
В кон. XVIII в. стали развиваться литов. И., в отличие от других они имели значительную степень самоуправления, будучи организованы независимо от местных общин. Наиболее видным деятелем литов. еврейства был виленский гаон Илия бен Шломо Залман, который вместе с учениками смог организовать развитую сеть И. в Литве и Белоруссии. Введенный им творческий метод анализа текстов Талмуда вместо бессмысленной крайней схоластики, господствовавшей в И. Польши и Литвы в XVI-XVII вв., успешно распространялся в основанных им новых И. Литвы. В 1802 г. учеником гаона Илии Хаимом Воложинером была основана И. в Воложине, где наиболее успешно применяли новые методы обучения. Окончившие эту И. раввины и ученые-талмудисты стали известны не только в России, но и за ее пределами. Высокий авторитет воложинской И. привлекал учащихся из разных стран, в т. ч. из Великобритании, Германии, Австрии и Сев. Америки. С сер. XIX в. в литов. И. начали вводить ряд общеобразовательных дисциплин в учебные программы, однако консервативно настроенная часть раввината сопротивлялась этим изменениям. Дискуссия вокруг судьбы евр. религ. образования и его возможного реформирования стала характерной чертой эпохи. Так, главы мн. И. выступали против создания т. н. раввинских семинарий, утверждая, что это новшество, не соответствующее традиции, не может принести пользы. Поэтому в странах, где И. занимали доминирующее положение в религ. жизни евр. общин, в частности в Польше и России, образованные по новому образцу семинарии для раввинов, готовившие специалистов, в т. ч. и по светским программам, на академическом уровне, не укоренились.
Только в 1887 г. высшее собрание раввинов в С.-Петербурге приняло решение о реформе обучения и согласилось ввести в учебные планы И. рус. язык и арифметику в объеме курса евр. народных уч-щ. С сер. XIX в. в Ковно (ныне Каунас, Литва) и других местах открылись И., где имело влияние недавно возникшее нравственно-этическое течение мусар, представители которого воспитывали учащихся в духе религиозного ригоризма и аскетизма. В 70-х гг. XIX в. в И. стали проникать космополитические идеи хаскалы, а в 80-х гг. многих учащихся привлекло движение т. н. палестинофилов («Хововей Цион»), ставшее предтечей политического сионизма. Сторонники традиц. форм евр. религ. образования, опасаясь распространения новых идей, основали ряд И., ориентированных на сохранение прежних основ обучения. Хасидизм также создавал свои образовательные структуры: к кон. XIX в. в России и Польше была сеть хасидских И.; наиболее значимая И. была основана движением «Хабад» в Любавичах (ныне Смоленской обл.).
Реформирование евр. образования в нач. XX в. сказалось на деятельности И. Новая программа преподавания, разработанная комитетом, в состав к-рого входили известные деятели еврейской интеллигенции, предусматривала изучение всех предметов, включая Танах и Талмуд, согласно научным методам, принятым в большинстве раввинских семинарий Зап. и Центр. Европы. Первым учебным заведением, где началось воплощение этих проектов, стала И. в Одессе (с 1906 высшая школа иудаизма). Здесь преподавали такие деятели евр. науки и культуры, как И. Клаузнер и Х. Бялик.
С 1920 г. по инициативе Народного комиссариата просвещения СССР началась ликвидация евр. религиозных учебных заведений. Через год мн. преподаватели и учащиеся выехали из страны. В сер. 20-х гг. Комитет раввинов поддерживал И. в 12 городах с общим количеством учащихся 620 чел. В 20-х гг. известны случаи создания новых И., однако их руководители сразу подвергались преследованиям. Несмотря на попытки продолжения обучения в малых группах в нелегальных условиях, к сер. 30-х гг. все И. были ликвидированы.
Общий подъем духовной жизни после Великой Отечественной войны способствовал временному оживлению религ. процессов в иудаизме, однако попытки возродить к.-л. образовательные структуры не имели успеха, исключением стала открытая при Московской хоральной синагоге в 1957 г. единственная легальная И. в СССР «Кол Яаков». В ней проходило подготовку небольшое число учащихся, преимущественно из груз. общин.
Восстановление религ. образования в СССР началось во время перестройки. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. в Москве был открыт ряд И., относящихся к различным течениям иудаизма, в нач. XXI в. в РФ действовали 8 И.
После окончания второй мировой войны центры изучения Талмуда переместились в Израиль и США в связи с большим потоком евр. эмигрантов из разных стран. Некоторые И. были переведены во время войны из Европы в США вместе с учащимися. С 1945 г. в Нью-Йорке существует т. н. Иешива-ун-т (бывш. И. им. Ицхака Спектора), соединивший в своей системе преподавания достижения светской научной мысли с традиц. ценностями иудаизма. Новые И. были основаны также и в ряде западноевроп. стран. Значительную сеть учебных заведений ортодоксального типа, в т. ч. и И., в разных странах мира основали хасидские организации, в первую очередь «Хабад».
В наст. время наибольшее количество И. разных типов и направлений находится в Израиле, являющемся мировым центром традиц. евр. образования. Здесь были воссозданы И. т. н. литов. типа (одна из наиболее известных - Поневежская иешива в Бней-Браке), было основано много хасидских И., привлекающих учащихся и стажеров, выпускников И. из др. стран, в первую очередь из США. Часто традиц. обучение в И. сочетается с образовательной программой среднего уровня или программой профессионального обучения. Мн. ученики средних И. продолжают обучение в высших И. Отдельную категорию составляют И., в к-рых 4-летнее изучение Талмуда и Танаха сочетается с военной подготовкой и службой в армии. В 60-80-х гг. XX в. в связи с активным обращением к иудаизму выходцев из разных стран, эмигрировавших в Израиль, возникла сеть И. для учащихся с различным уровнем языковой, образовательной и религ. подготовки. Создаются высшие учебно-воспитательные заведения для девушек.
Лит.: Drazin N. History of Jewish Education from 515 B. C. E. to 220 C. E. Baltimore (Maryland), 1940; Maller J. B. The Role of Education in Jewish History // The Jews: Their History, Culture, and Religion / Ed. L. Finkelstein. Phil., 19603. Vol. 2. P. 1234-1254; Gordis D. M. Towards a Rabbinic Philosophy of Education // Exploring the Talmud / Ed. H. Dimitrovsky. N. Y., 1976. P. 46-65; Reimer J. The Synagogue as a Context for Jewish Education. Cleveland (Ohio), 1990; The Blackwell Dictionary of Judaica / Ed. D. Cohn-Sherbok. Oxf., 1992. P. 325-327; Sarna J. D. American Jewish Education in Historical Perspective // J. of Jewish Education. N. Y., 1998. Vol. 64. P. 8-21; Гафни Й. Евреи Вавилонии в талмудическую эпоху. М.; Иерусалим, 2003; Броди Р. Гаоны Вавилонии и формирование средневек. евр. культуры. М.; Иерусалим, 2006; The Cambridge History of Judaism. Camb., 2006. Vol. 4: The Late Roman-Rabbinic Period / Ed. S. T. Katz. P. 821-876; EncJud. 2007. Vol. 21. P. 314-321; Aberbach M. Jewish Education and History: Continuity, Crisis and Change. N. Y., 2009.
П. Э. Р.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.