- «ИКОНА»
об-во, создано в 1927 г. в Париже по инициативе В. П. Рябушинского, находившегося в эмиграции во Франции. Учредительное собрание об-ва состоялось 24 июня 1927 г., присутственный лист подписали художники Д. С. Стеллецкий и И. Я. Билибин, художественный критик П. П. Муратов, писатель Б. К. Зайцев, общественные деятели С. А. Щербатов, С. К. Маковский, Г. Н. Трубецкой и Рябушинский, а также В. А. Рябушинская (оригинал в архиве об-ва в Париже). Президентом об-ва был избран Рябушинский, его заместителем - Маковский, секретарем - Муратов. В 1951-1979 гг. об-во возглавлял Н. И. Исцеленов, с 1979 г. председательствует З. Е. Залесская.
Целью об-ва было сохранение и распространение за границей знаний о рус. иконописи, чтение докладов о рус. иконе, устройство выставок древнерус. и совр. икон, поддержка иконописцев, работающих для рус. правосл. храмов во Франции и др. странах рус. рассеяния в Зап. Европе. Уже на 1-м собрании об-ва 1 июля 1927 г. Муратов прочитал доклад о прп. Андрее Рублёве, об открытии его произведений в 1917 г. (повторная реставрация в 1919) в Советской России. Доклад широко освещался в периодической печати. За время существования об-ва было прочитано ок. 150 лекций на разнообразные темы и устроено ок. 50 выставок, из к-рых наиболее впечатляющей была выставка 1988 г., посвященная 1000-летию Крещения Руси (Icônes: Millénaire du Baptême de la Russie (988-1988): Exposition d' icones anciennes et contemporaines / Organisée par L'Association «L' Icône» et la Fondation M. Bismarck. Nov. 1988. P., 1988).
Персональный состав об-ва не был стабильным: на смену выбывавшим по разным причинам людям приходили новые, бравшиеся за ту же работу. Проживающие за пределами Франции члены об-ва приезжали редко. Единственный офиц. список членов «И.» (от 3 апр. 1935) состоит из 63 имен; сводный список с 1927 по 2002 г. включает 239 чел. Большинство состояло в об-ве номинально, т. о., функционировавшее ядро «И.» формировалось в лучшем случае из 15-20 чел. Научный потенциал об-ва в довоенное время в значительной мере определяли исследователи древнерус. и визант. искусства: Муратов, А. Грабар, Н. Л. Окунев, Л. А. Успенский, Л. Брейе, Ш. Диль, Г. Милле, Л. Рео. Его высокий интеллектуальный уровень поддерживали также Г. В. Вернадский, А. П. Калитинский, Г. А. Острогорский, В. В. Вейдле. Администрированием, хозяйственной деятельностью занимались Н. Т. Каштанов (1874-1950), бывш. московский суконный фабрикант и член строительного комитета Сергиевского подворья в Париже (Сергиевское викариатство Московской епархии (1921-1962)), и И. В. Шнейдер (1865-1951), секретарь Рус. торговой палаты в Париже, обладавшие незаурядными деловыми качествами и настойчивостью.
Яркими научными деятелями в об-ве были немногие его члены, чем может объясняться отсутствие периодических или повременных изданий. Исключение составляют учебник по технике иконописи (Федоров П. А., Шнейдер И. В. Руководство к практическому изучению писания правосл. икон по приемам первых иконописцев. П., 1947) и каталог юбилейной выставки икон к 1000-летию Крещения Руси (1988).
Главной сферой деятельности общества стали новое иконописание и проектирование иконостасов для рус. правосл. храмов во Франции и сопредельных странах. Все архитектурные начинания об-ва связаны с архитектором и инженером по образованию Исцеленовым: проекты храма прав. Иова Многострадального в память царя мч. Николая II в Брюсселе (1934-1950), иконостасов Знаменской ц. в Париже (сер. XX в.) и Илиинской ц. в Хельсинки (1955-1957). Иконописная мастерская представлена именами А. А. Бенуа, мон. Григория (Круга), Успенского, мон. Иоанны (Рейтлингер), Г. В. Морозова, И. А. Кюлева, Е. С. Львовой, Д. С. Стеллецкого и др. Наиболее значительными по замыслу и воплощению стали работы на Сергиевском подворье в Париже с иконостасом работы Стеллецкого, в ц. св. Александра Невского в Льеже (1951-1953), в ц. Успения Пресв. Богородицы на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (1938-1939).
В 1933 г. при об-ве была основана иконописная артель, находившаяся в отношениях взаимной поддержки с живущими во Франции художниками-иконописцами и занимавшаяся распределением заказов на написание икон. Инициатором ее создания и старостой был П. А. Фёдоров.
При большом разнообразии икон, написанных членами об-ва, общая их черта - устойчивая иконография, восходящая к традиц. иконописному стилю. Выходы за пределы этого стиля встречаются редко, пожалуй только у Стеллецкого, мон. Григория, мон. Иоанны. С появлением в России иконописных мастерских, в к-рых работают дипломированные художники-иконописцы, школа утратила свое значение.
За период существования об-ва были собраны большая б-ка и архив. Наиболее примечательны картины Исцеленова, на к-рых изображены памятники древнерус. архитектуры и живописи. Архив практически недоступен исследователям рус. искусства, опубликованы лишь единичные документы.
Лит.: Kotkavaara K. Progeny of the Icon: Émigré Russian revivalism and the Vicissitudes of the Eastern Orthodox Sacred Image. Åbo, 1994; Сергеев В. Н. Иконопись Рус. Зарубежья («Парижская школа», 1920-1980) // Вестн. Рос. Гуманит. Науч. Фонда. М., 2000. № 3. С. 226-248; Вздорнов Г. И., Залесская З. Е., Лелекова О. В. Об-во «Икона» в Париже: К 75-летию об-ва, 1927-2002. М.; П., 2002. 2 т.
Г. И. Вздорнов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.