- ИЛИ
И́ли [англ. Ely], средневек. бенедиктинский мон-рь, с XII в. кафедра еп-ства и кафедральный приорат в графстве Кембриджшир (Великобритания), с 1541 г. англикан. еп-ство. Самые ранние упоминания о мон-ре встречаются у Беды Достопочтенного в «Церковной истории народа англов». Важными источниками сведений по истории И. являются 2 памятника XII в.: «Книжица епископа Этельвольда» (Libellus quorundam insignium operum Beati Aedelwoldi episcopi) и «Илийская книга» (Liber Eliensis).
Вид на собор в Или
Вид на собор в ИлиПо свидетельству Беды, И., «двойной» монастырь (мужской и женский), был основан св. Этельтритой († 679), дочерью короля вост. англов Анны. Этельтрита получила земли «острова Или» (ныне ист. обл. Айл-оф-Или в сев. части графства Кембриджшир) в наследство от своего 1-го мужа Тондберта, правившего в зап. части Вост. Англии. Согласно описанию Беды, «остров» представлял собой участок сухой земли размером ок. 600 гайд (ок. 300 кв. км), окруженный со всех сторон болотами или водоемами (Beda. Hist. eccl. IV 19; после осушения болот местность перестала иметь «островное» положение). После смерти мужа в 655 г. Этельтрита удалилась в свои владения, чтобы вести благочестивую жизнь, но спустя 5 лет была принуждена своим братом к браку с Эгфритом, наследником кор. Нортумбрии Освиу. После восшествия на престол в 670 г. Эгфрит попытался убедить Этельтриту отказаться от принесенного ею еще до 1-го замужества обета девства и консумировать их брак. Этельтрита, однако, сумела настоять на своем и в 672 г. приняла монашеский постриг в мон-ре Колдингем. Потом она переселилась в свои владения на «острове Или», где в 673 г. основала монастырь. Св. Вильфрид, еп. Йоркский, поставил ее аббатисой. Известны имена 3 последующих настоятельниц: св. Сексбурги, сестры Этельтриты (согласно рассказу Беды Достопочтенного, в 695 она перезахоронила нетленные останки Этельтриты в мраморном саркофаге в монастырской церкви), св. Эрменхильды, дочери Сексбурги, и св. Вербурги, дочери Эрменхильды. Об истории И. в VIII - 1-й пол. Х в. никаких свидетельств нет; вероятно, мон-рь прекратил существование после захвата Вост. Англии датчанами в 870 г.
Известно, однако, что в 40-х гг. X в. в И. жила община секулярных клириков, хранившая мощи св. Этельтриты. Один из ее членов составил описание чудес святой, вошедшее впосл. в состав «Илийской книги» (Liber Eliensis. I). Мон-рь И. был возрожден ок. 970 г. св. Этельвольдом, еп. Уинчестерским, при активной поддержке кор. Эдгара (959-975) Как и др. монашеские общины, основанные или преобразованные в этот период в рамках т. н. бенедиктинской реформы в Церкви Англии, община И. жила в соответствии с уставом прп. Венедикта Нурсийского. Первым настоятелем по выбору Этельвольда стал Биртнот, приор Уинчестера. 3 февр. 972 г. Дунстан, архиеп. Кентерберийский, освятил новую церковь. Главный алтарь был посвящен св. ап. Петру, а юж. капелла - Пресв. Деве Марии. Благодаря Этельвольду и Биртноту, приложившим немало усилий для расширения и объединения дарованных И. земель, мон-рь вскоре стал одной из самых богатых обителей Англии и центром хозяйственной и духовной жизни графства Кембриджшир. Хозяйственными делами мон-ря в это время руководил мон. Лев, к-рый провел реорганизацию поместий, определил четкую границу «острова Или» и выкопал ров, позже известный как «Аббатова канава» (этот ров обозначал границу монастырских владений, а также служил дренажной канавой). После смерти кор. Эдгара И. стал объектом нападок со стороны местной знати, покушавшейся на привилегии мон-ря и стремившейся вернуть себе отнятые у них (как им казалось, неправедно) земли. Вероятно, с целью защиты привилегий и владений был создан свод документов, использованный впосл. при составлении «Книжицы епископа Этельвольда». В дальнейшем мон-рь находился под покровительством правителей из англо-дат. династии - кор. Кнуда I Великого (1016-1035) и его жены Эммы, вдовы кор. Англии Этельреда II (978-1016). В И. нашел приют сын Этельреда и Эммы, Альфред, воспитывавшийся у своих родственников - нормандских герцогов - и по прибытии в Англию в 1036 г. ставший жертвой междинастической борьбы. По повелению преемника Кнуда, Гаральда Заячьей Стопы (1035-1039), Альфред был схвачен и ослеплен, после чего его передали на попечение монахам И. Там он вскоре скончался (1136) и был похоронен в зап. части церкви мон-ря (по преданию, на месте его погребения случались чудеса).
Интерьер собора в Или. 1083 г. - нач. XII в., 1322 г.
Интерьер собора в Или. 1083 г. - нач. XII в., 1322 г.После нормандского завоевания мон-рь пришел в упадок. «Остров Или» стал одним из центров англосакс. сопротивления нормандцам. Начиная с 1069 г. (возможно, с 1170) в И. располагался отряд кор. Дании Свена II Эстридсона. Тогда же в И., вероятно, прибыл и Херевард, один из предводителей восстания против кор. Вильгельма Завоевателя. И. был осажден нормандцами, к-рым, несмотря на серьезное сопротивление мятежников, в 1071 г. все же удалось взять «остров» штурмом. Скорее всего они смогли добиться успеха не без помощи монахов, показавших им (в обмен на определенные гарантии и обещание вернуть мон-рю конфискованные владения) безопасный проход через болота. После подавления мятежа аббатство было оштрафовано на 1 тыс. марок, однако прежний аббат, англосакс Турстан, поставленный в 1066 г. последним англосакс. кор. Гарольдом II, сохранил свою должность. Только после смерти Турстана в 1072 г. настоятелем стал нормандец - Теодвин, мон. из франц. аббатства Жюмьеж, к-рый отказывался вступить в должность до тех пор, пока король не вернет все конфискованное имущество И. В 1075 г., при аббате Годфриде, была проведена инвентаризация владений мон-ря. В 1080 г. сводный брат короля, Одо, еп. Байё, собрал в Кентфорде представителей светской и духовной знати, чтобы решить вопрос о конфискованных землях аббатства И. По решению ассамблеи, подтвержденному указом короля, предписывалось вернуть мон-рю все имущество, когда-либо ему принадлежавшее.
В рамках всеобщей поземельной переписи («Книга Страшного Суда»), проведенной в Англии в 1085-1086 гг. по приказу кор. Вильгельма Завоевателя, была сделана опись монастырского имущества (Inquisistio Eliensis). Мон-рь был обязан королю службой 40 рыцарей. Попытка содержать рыцарей непосредственно на территории мон-ря оказалась неудачной, т. к. привела к беспорядку, поэтому повинность была переложена на держателей монастырских земель.
Мон-рь И. находился на территории еп-ства с центром сначала в Дорчестере, а с 1072 г. в Линкольне, однако не подлежал юрисдикции местного епископа, что стало причиной долгого конфликта между Линкольнскими епископами и настоятелями И. Так, Линкольнский еп. Ремигий долгое время отказывался возвести в должность назначенного в 1081 г. настоятелем Симеона, бывш. мон. руанского аббатства Сент-Уан и приора Уинчестера. При Симеоне начинается подъем мон-ря. Новый аббат сумел вернуть мн. владения И. и начал перестройку монастырской церкви. После смерти аббата Симеона (1093) мон-рь в течение 7 лет находился под управлением короля (возглавлял И. ближайший советник кор. Вильгельма Рыжего Ранульф Фламбард, впосл. епископ Даремский). После гибели кор. Вильгельма в 1100 г. Генрих I назначил настоятелем Ричарда (1100-1107), мон. из нормандского мон-ря Бек. В 1113 г. настоятель Ричард поддержал св. Ансельма, архиеп. Кентерберийского, в его конфликте с королем, за что был смещен, однако после его визита вместе с Ансельмом в Рим папа Пасхалий II восстановил его в должности. При Ричарде было завершено строительство новой монастырской церкви. 17 окт. 1106 г. туда перенесли мощи св. аббатис Этельтриты, Сексбурги, Эрменхильды и Вербурги.
Чтобы окончательно разрешить спор с епископом Линкольнским о юрисдикции, Ричард предложил королю организовать новое еп-ство и придать аббатству И. статус епископской кафедры. Вопрос о создании нового еп-ства обсуждался на синоде в Лондоне, а также в переписке короля и архиеп. Ансельма Кентерберийского с папой Пасхалием II. Первым епископом нового еп-ства И. (в его состав вошли владения аббатства И. и почти вся территория совр. графства Кембриджшир) стал Гервей, мон. бретонского происхождения, в 1092 г. назначенный епископом Бангорским (в Уэльсе), но оставивший кафедру из-за конфликта с паствой. Епископ Линкольна в качестве материальной компенсации получил манор (поместье) Сполдуик (в графстве Хантингдоншир, ныне графство Кембриджшир). Имущество мон-ря было поделено между монахами и новым епископом (ему отошло более 2/3). Доля монахов составила 6 маноров на «острове Или», 6 - в Кембриджшире, 12 - в Саффолке; они сохранили также виноградники, ц. Пресв. Девы Марии в И. вместе с десятиной, а также доход от пожертвований мон-рю.
После проведенных изменений монашеская община была преобразована в кафедральный приорат каноников во главе с приором, к-рого назначал епископ. Поскольку епископ являлся настоятелем мон-ря, теоретически приор и братия имели право его избирать, однако на практике большинство епископов назначались королем, а выборы, проведенные в мон-ре, игнорировались. После смерти Гервея (1131) епископская кафедра в И. оставалась вакантной до 1133 г., когда ее занял казначей кор. Генриха I, Ниджел. Он много времени проводил при дворе, а для управления еп-ством назначил клирика Ранульфа Солсберийского, деятельность к-рого вызвала недовольство монахов. В начале правления кор. Стефана (1135-1154) Ранульф был обвинен в организации заговора и бежал из страны. Несмотря на то что еп. Ниджел вернул монахам владения, отнятые Ранульфом, конфликт между епископом и общиной не был исчерпан. Он нашел отражение в «Илийской книге», своеобразной «хронике-картулярии», написанной в И. в неск. приемов между 1131 и 1174 гг. Составитель данного текста подверг суровой критике еп. Ниджела, обвинив его в присвоении прав и владений монахов. В 1164 г. у Ниджела случился удар (воспринятый монахами как кара Божия), от к-рого он так и не оправился вплоть до смерти в 1169 г. В 1189 г. епископом И. стал Вильгельм Лонгшан, канцлер и юстициарий кор. Ричарда I (1189-1199). Однако, потерпев поражение в борьбе за власть, развернувшейся после того, как король отправился в 3-й крестовый поход, Вильгельм Лонгшан был вынужден в 1191 г. покинуть Англию. Впрочем, и вернувшись на родину вместе с кор. Ричардом в 1194 г., он занимался прежде всего адм. и дипломатическими вопросами, не уделяя еп-ству И. серьезного внимания.
В 1198 г., когда в мон-ре не было ни епископа, ни приора, монахам позволили самим выбрать настоятеля (привилегия монахов И. избирать приора была подтверждена в 1229 буллой папы Григория IX). В XIII в., в периоды, когда епископская кафедра оказывалась вакантной, все имущество мон-ря отходило королю. Но со временем приор и братия добились разделения имущества, для того чтобы мон-рь не попадал в материальную зависимость от короля всякий раз, когда кафедра была свободной. Приор И. занимал высокое положение, с 1265 г. заседал в парламенте. В 1413 г. приоры И. получили от антипапы Иоанна XXIII право носить митру и посох. В нач. XV в. обострился конфликт между епископом И. и мон-рем по вопросам юрисдикции, что повлекло за собой многочисленные судебные разбирательства.
Система управления мон-рем, сложившаяся к кон. XII в., была аналогична той, к-рая существовала в приорате Кентербери. Часть владений (церкви и земли) была разделена между должностными лицами, также получавшими значительные суммы от казначеев, контролировавших поступления от ренты. Централизованного управления никогда не было. Большая часть монастырских владений приходилась на долю ризничего. 20 монахов выполняли различные функции в управлении мон-рем. С 1304 г. землями управлял сенешаль (стюард), к-рый был монахом, ему помогал мирянин. Оба назначались епископом и приором, совместно принимавшими решение. Существовали также мирские должности, к-рые со временем стали передаваться по наследству: привратник, дворецкий и пекарь. При мон-ре действовала 4-летняя школа с 2 учителями для 23 мальчиков. Кроме того, мон-рь владел домом в Кембридже для монахов, обучавшихся в ун-те.
Созданный в X в. еп. Этельвольдом для 70 монахов, в 1093 г. мон-рь насчитывал 72 чел., однако впосл. численность братии значительно сократилась: 53 монаха - в 1349 г., 28 - после «черной смерти», 48 - в 1379 г., 44 - в 1427 г., 37 - в 1532 г., 34 - в 1534 г. и 25 - при закрытии монастыря в 1539 г. В средние века мон-рь И. являлся важным паломническим центром, поскольку там хранились мощи 3 первых аббатис (особенно почитались мощи св. Этельтриты), прп. Ботульфа, св. Альбана Британского (его мощи были перенесены в И. вскоре после нормандского завоевания, позже их вернули в мон-рь Сент-Олбанс; однако монахи И. периодически заявляли о том, что подлинные мощи остались у них). У мон-ря И. было неск. дочерних обителей: Денни, Сент-Нитс (до 1081/82), Спинни (в графстве Кембриджшир) и Маликорт (в графстве Норфолк), а также монастырский госпиталь св. Иоанна Крестителя.
Мон-рь был закрыт 18 нояб. 1539 г. В 1541 г. по приказу кор. Генриха VIII собор И., освященный во имя св. ап. Петра и св. Этельтриты, был переименован в собор Святой и Нераздельной Троицы. Деканом соборного капитула стал последний приор аббатства И.; среди каноников-пребендариев капитула Св. Троицы были бывш. монахи И., а также Ричард Кокс, 1-й англикан. еп. И., и Мэтью Паркер, 1-й англикан. архиеп. Кентерберийский.
Ист.: Beda. Hist. eccl. IV 19-20; Книжица епископа Этельвольда / Пер., предисл. и примеч.: А. Ю. Золотарёв // СВ. 2008. Вып. 69(3). С. 159-201; Goscelin of Saint-Bertin. The Hagiography of the Female Saints of Ely / Ed., transl. R. C. Love. Oxf., 2004; Liber Eliensis / Ed. E. O. Blake. L., 1962; Liber Eliensis: A History of the Isle of Ely from the 7th to the 12th / Ed., transl. J. Fairweather. Woodbridge, 2005; Davis G. R. C. Medieval Cartularies of Great Britain. L., 1958. P. 41-44; The Sacrist Rolls of Ely / Ed. F. R. Chapman. Camb., 1907. 2 vol.; Vetus Liber Archidiaconi Eliensis / Ed. C. L. Feltoe, E. H. Minns. Camb., 1917.
Лит.: The Victoria History of the County of Cambridge and the Isle of Ely / Ed. L. F. Salzman L., 1948. Vol. 2; 1953. Vol. 4; Miller E. The Abbey and Bishopric of Ely: The Social History of Ecclesiastical Estate from the 10th Cent. to the Early 14th Cent. Camb., 1951; Aberth J. The Black Death in the Diocese of Ely: The Evidence of the Bishop's Register // J. of Medieval History. Amst., 1995. Vol. 21. S. 275-287; Emery A. Greater Medieval Houses of England and Wales, 1300-1500. Camb.; N. Y., 1996. Vol. 2: East Anglia, Central England and Wales; A History of Ely Cathedral / Ed. P. Meadows, N. Ramsay. Woodbridge, 2003; Paxton J. A. Monks and Bishops: The Purpose of the Liber Eliensis // The Haskins Society Journal. Woodbridge, 2003. Vol. 11. P. 17-30; Goscelin of Saint-Bertin. The Hagiography of the Female Saints of Ely / Ed. R. C. Love. Oxf., 2004; Kam N. Nigel, Bishop of Ely, and the Restoration of the Exchequer after the «Anarchy» of King Stephen's Reign // Historical Research. L.; Oxf., 2007. Vol. 80. P. 299-314.
А. А. Анисимова
Архитектура
Строительство собора И. (самого длинного в Великобритании - 163,7 м) было начато в 1083 г., при аббате Симеоне, и завершено в нач. XII в., при его преемнике аббате Ричарде. Построенный в романском стиле, собор в плане крестообразный с 2 большими и 2 малыми башнями. Длинный главный неф (13 пролетов, более 75 м) представляет собой трансформацию «каннского» типа вертикали в Англии (использовались 2 вспомогательные арки в проемах главной аркады и галереи) и демонстрирует вариант чередования колонн цилиндрической и сложной формы. В XIII в. к входу зап. фасада была пристроена галилея (портик). Центральная башня над пересечением рухнула в 1322 г., на ее месте был сооружен уникальный 8-угольный фонарь. Тогда же были перестроены пострадавшие при обрушении хоры. В те же годы к сев. трансепту была пристроена капелла Пресв. Девы Марии, выполненная в стиле англ. готики XIV в. с характерными для нее изогнутыми линиями ажурной каменной работы и обилием орнаментальной скульптуры. Автором проекта, как считается, был ризничий Алан Уолсингем. В XV в. произошло обрушение сев.-зап. трансепта, к-рый так и не был восстановлен. В сер. XVII в. Кристофер Рен установил выполненную в готическом стиле дверь в сев. фасаде собора.
В XVIII-XX вв. собор неоднократно реставрировался. В результате в главном нефе появились расписной деревянный потолок (1858-1865), мраморный пол и викторианские витражи. Стекло XIV в. сохранилось в нижних окнах фонаря и представляет собой характерную для того времени ромбовидную сеточку. С 2009 г. в соборе размещается музей цветного стекла, где представлены экспонаты начиная с XIII в.
Помимо здания собора сохранились построенный в XV в. епископский дворец, к-рый перестраивался в XVI-XVII вв., здание монастырского лазарета (кон. XII в., 2-й по величине в Англии), дом приора, Большие ворота (Ely Porta, 1397-1405), здание зернохранилища.
Лит.: Stewart D. J. On the Architectural History of Ely Cathedral. L., 1868; Ladds S. I. The Monastery at Ely. Ely, 1930; Atkinson T. D. An Architectural History of the Benedictine Monastery of St. Etheldreda at Ely. Camb., 1933. 2 vol.; Lindley P. G. The Imagery of the Octagon at Ely // Idem. Gothic to Renaissance: Essays on Sculpture in England. Stamford, 1995. P. 113-146; Potts W. T. W., Potts D. M. The Architectural Background of the Ely Octagon // JBAA. 2002. Vol. 155. P. 195-202; Fernie E. C. The Architecture and Sculpture of Ely Cathedral in the Norman Period // A History of Ely Cathedral / Ed. P. Meadows, N. Ramsay. Woodbridge, 2003. P. 95-112; Cessford C. Ely Cathedral and Environs: Recent Investigations // Proc. of the Cambridge Antiquarian Society. Camb., 2007. Vol. 96. P. 161-174.
Л. К. Масиель Санчес
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.