- ИЛИТОН
Илитон
Илитон[греч. εἰλητόν - свернутый; церковнослав. , ], богослужебный плат, хранящийся на св. престоле и разворачиваемый для поставления на него евхаристических Даров и совершения Евхаристии. И. известен с раннехрист. времен как на Востоке, так и на Западе (аналог И. в лат. богослужении - корпорал).Можно предположить, что Евхаристия, будучи трапезой, изначально совершалась на покрытом чистой скатертью столе. Древнейшее прямое упоминание об этом содержится в апокрифических Деяниях ап. Фомы (III в.), в 49-й гл. к-рых говорится о том, как апостол повелел диакону приготовить необходимое для совершения Евхаристии, в т. ч. и расстелить специальную ткань (σινδών - в НЗ этим словом названа плащаница, в к-рую было положено тело Спасителя). В Liber Pontificalis говорится, что Сильвестр I, папа Римский (314-335), постановил, чтобы литургия совершалась только на льняной, а не к.-л. иной ткани, т. к. Спаситель был погребен в плащанице именно из льна. То же сопоставление И. с плащаницей проводится и в древнейшем символическом толковании И., принадлежащем прп. Исидору Пелусиоту († ок. 435). Как и автор Деяний ап. Фомы, для обозначения И. прп. Исидор использует термин σινδών, а не εἰλητόν (Isid. Pel. Ep. I. 123). Последний термин, однако, содержится в визант. литургическом комментарии VIII в., известном как «Церковная история» (в рукописях надписывается именами свт. Василия Великого или Германа К-польского), и через него получил широкое распространение в визант. литургических книгах.
Богослужебное использование И. состоит в том, что он распростирается на св. престоле незадолго до поставления на него евхаристических Даров и сворачивается обратно, когда в конце литургии Св. Дары уносятся со св. престола. Тем самым выражается благоговение к Св. Дарам. Простирание И. имеет и практическую цель - в случае падения с дискоса частиц Св. Даров они остаются на И. и могут быть легко собраны и потреблены диаконом в конце службы (вероятно, с этой функцией И. связана и широко распространенная в правосл. Церкви практика изготовления И. из ткани алого или темно-красного цвета, на к-рой хорошо видны светлые частицы).
В древних рукописях первая из священнических молитв в самом начале литургии верных нередко надписывается как Εὐχὴ πιστῶν α´ μετὰ τὸ ἁπλῶσαι τὸ εἰλητόν (Молитва верных 1-я, по распростирании И.- аналогичное название встречается и в слав. рукописях). С течением времени момент распростирания И., однако, сместился на молитву, предшествующую упомянутой,- главопреклонную молитву отпуста оглашенных. Соответствующее предписание содержится и в совр. изданиях Служебника. В совр. практике распростирание И. обычно начинается еще раньше - во время сугубой ектении разгибаются 3 стороны сложенного с 4 сторон И., а последняя (верхняя) сторона разгибается во время ектении об оглашенных.
Более важное, чем момент распростирания, изменение в практике использования И. состояло в том, что в XVI-XVII вв. антиминс, ранее помещавшийся под тканью напрестольной индитии, стал полагаться сверху нее и И. (и, как правило, украшаться иконографическим изображением «Положения во гроб»). Иными словами, разворачивание И. сделалось одновременно и разворачиванием антиминса, а сам И. из предмета, имеющего самостоятельное литургическое значение, фактически превратился в защитную материю, закрывающую антиминс, когда тот свернут, и лежащую под ним в качестве подкладки, когда тот развернут. Именно такое употребление И. продолжается в правосл. Церкви до наст. времени; более ранняя практика - когда антиминс (в постоянно развернутом виде) лежит под индитией престола, а сворачивается и разворачивается во время литургии только И.- сохранилась у униатов и старообрядцев. Переходом к практике вкладывания в И. антиминса обусловлено и предписание о размерах первого: согласно «Учительному известию» при рус. Служебнике, И. изготавливается из ... (Служебник. [Т. 2.] С. 506). На практике И. обычно делается несколько большим в сравнении с антиминсом.
Символическое толкование И. как напоминания о плащанице Спасителя, предложенное еще прп. Исидором Пелусиотом, подтверждается в «Церковной истории» VIII в. и некоторых других литургических комментариях. Однако блж. Симеон, архиеп. Фессалоникийский († ок. 1429), связывает И. не с плащаницей, а с погребальным сударем Спасителя (PG. 155. Col. 317) и даже использует такое толкование как аргумент против начинавшей распространяться в его время практики совершения архиерейского богослужения с митрой на голове (PG. 155. Col. 717, 873).
Особый чин освящения И. в греческой традиции неизвестен; в русской он появился благодаря Требнику митр. Петра (Могилы) (К., 1646): свт. Петр составил его самостоятельно, как и ряд других чинов на освящение различных литургических предметов. Чин состоит из каждения и обычного начала, Пс 110, молитвы и главопреклонной молитвы и окропления нового И. св. водой (Требник. Ч. 2. С. 427-431). В молитвах чина присутствуют явные параллели с молитвой из чина благословения корпорала согласно «Rituale Romanum» и толкованиями блж. Симеона, архиеп. Фессалоникийского, которые, очевидно, и послужили источниками для свт. Петра.
Свящ. Михаил Желтов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.