ИЛЬШТРЕМ

ИЛЬШТРЕМ

[Ильстрем, Илстрем] Африкан Иванович (60-е гг. XIX в.- после 1937), дирижер, регент, композитор, педагог. С 1907 г. И. стал руководителем (вместо А. Ф. Путвинского) возрожденного народного Сампсониевского хора рабочих (др. название - Антониевский народный хор) христ. братства при ц. прп. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне С.-Петербурга. Хор из 30-40 певчих под упр. И. исполнял в концертах произведения Д. С. Бортнянского, прот. Петра Турчанинова, А. Ф. Львова, прот. Михаила Виноградова, П. И. Чайковского, В. А. Фатеева (см. ст. Фатеевы), А. А. Архангельского, С. В. Смоленского, прот. Михаила Лисицына, П. Г. Чеснокова, А. Д. Кастальского, В. С. Калинникова (Церковно-хоровое дело // Музыка и пение. 1907/1908. № 2. С. 5; [О пении хора ц. прп. Сампсона Странноприимца под управлением И.] // ХРД. 1910. № 3. С. 72). В 1913 г. И. назван в числе дирижеров хора Нового об-ва регентов С.-Петербурга (По духовным концертам // ХРД. 1913. № 4. С. 66), в 1914 г. был членом правления этого об-ва. Оно занималось проблемами общественного и материального положения регентов, устройством бюро регентского и певч. труда, организацией концертов, открытием специальной б-ки (Ангерт Г., Шор Е. Муз. справочник на 1914 г. М., 1914. С. 180). И. преподавал церковное и светское хоровое пение в Об-ве распространения игры на народных инструментах и хорового пения, действовавшем в Петрограде в 1915-1917 гг. (Петровская И. Ф. Муз. образование и музыкальные общественные организации в Петербурге, 1801-1917 гг.: Энцикл. СПб., 1999. С. 225).

После революции 1917 г. И. жил в Петрограде, работал инструктором (т. е. руководителем) Общегородского рабочего хора и др. хоровых коллективах (Музыкально-художественный ежегодник на 1926 г. Л., 1926. С. 131). Участвовал в олимпиадах самодеятельного искусства, проводившихся с 1927 г. в Ленинграде по инициативе И. В. Немцева. В 1937 г. И. упоминается в числе дирижеров, управлявших сводным хором из 100 тыс. певцов на 10-й юбилейной олимпиаде (Ильин В. Искусство миллионов: Из истории муз. самодеятельности Петрограда - Ленинграда. Л., 1967. С. 125). Муз. критики характеризовали И. как одаренного композитора, профессионального дирижера, знатока хорового и оркестрового дела (Музалевский В. И. Формирование и развитие муз. самодеятельности // В первые годы советского муз. строительства: Сб. Л., 1959. С. 264).

С. К. Никитина


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»