IMAGO CLIPEATA

IMAGO CLIPEATA

Моление перед образом Иисуса Христа. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. № 129д. Л. 4)

Моление перед образом Иисуса Христа. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. № 129д. Л. 4)


Моление перед образом Иисуса Христа. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. № 129д. Л. 4)

(лат.- изображение на круглом щите), портретное, как правило оплечное или погрудное, изображение, заключенное в круглый медальон. Происходит от античной военной традиции помещать на штандарт металлический (бронзовый) медальон в виде щита (clipeus) с портретом императора, т. о. штандарт, к-рый несли перед войсками, представлял императора-полководца, поскольку в имп. культе почитание самого императора и почитание его изображения были равнозначны. Щит с портретом императора возглавлял триумфальное шествие во время победоносного возвращения войск в Рим; решением сената портрет императора мог быть в знак апофеоза последнего установлен в курии (см.: Bolten. 1937. S. 15 ff.; Бельтинг. 2002. С. 131); в качестве дипломатического дара отсылался в отдаленные провинции для напоминания подданным о власти императора и для приведения к присяге (напр., серебряный с позолотой портрет имп. Августа, Художественный музей, Толедо). Изображения этого типа встречаются также на консульских диптихах как знак высокого достоинства и «публичного освящения» представленных лиц (напр., диптих Ареобинда, 506 г., Лувр, Париж). Интересен фрагмент росписи каменного саркофага из Пантикапея (ныне Керчь) с изображением работы художника-энкауста (кон. I в. по Р. Х., ГЭ). На стене его мастерской висят портреты: в центре - заключенный в прямоугольную раму, а по его сторонам - портреты круглой формы; широкое орнаментированное обрамление портретов усиливает их сходство со щитами.

Прп. Никита Мидикийский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 94)

Прп. Никита Мидикийский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 94)


Прп. Никита Мидикийский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 94)

С легализацией христианства тип I. c. приходит в иконографию офиц. гос. религии. По мнению исследователей христ. культуры, «изображение Христа появляется сначала как clipeus, т. е. в той форме, в какой мы могли видеть важнейшие традиционные изображения императора» (Бельтинг. 2002. С. 130). Известно, что образ Иисуса Христа из Камулианы, традиция поклонения к-рому зафиксирована в VI в., так же как офиц. образ императора, носили в процессиях (Dobschütz. 1899. S. 41; Бельтинг. 2002. С. 75-76). От этого времени сохранилась икона ап. Петра, в верхней части которой в медальонах, подобно изображениям на античных щитах, помещены образы Иисуса Христа, Богоматери и ап. Иоанна Богослова (VI-VII вв., монастырь вмц. Екатерины на Синае). Форму I. c. унаследовал один из основных типов иконографии Богоматери - Никопея, где Младенец Христос изображен прямолично в медальоне на лоне Пресв. Девы. Уникальным свидетельством существования икон круглой формы в эпоху восстановления иконопочитания являются миниатюры сер. IX в. в Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. № 129д. Л. 3 об., 4, 12, 23 об., 44, 48 об., 51 об., 64, 86, 97 об., 154). Поскольку Хлудовская Псалтирь, как и ряд примыкающих к ней рукописей, представляет собой позднейшую редакцию раннехрист. памятника (Лазарев. 1986. С. 60), можно предположить, что круглая форма икон в указанной рукописи определена более ранним образцом. С иконами типа I. c. в руках (как правило, оплечный образ Иисуса Христа) изображаются исторические лица - защитники иконопочитания: имп. Феодора (в Минологии Василия II - Vat. gr. 1613. P. 392, 976-1025 гг.); игум. Никита Исповедник, Мидикийский (Ibid. P. 94) - c образом Иисуса Христа по типу «Спас Нерукотворный»; свт. Никифор, патриарх К-польский (в Хлудовской Псалтири, попирающий Иоанна Грамматика (Л. 51 об.), вместе с прп. Феодором Студитом (в Лондонской Псалтири - Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 27v, 1066 г.); прп. Стефан Новый (в Минологии Василия II - P. 210; в Лондонской Псалтири - Fol. 117). Образ круглой формы может рассматриваться не как отдельное иконное изображение, а как знак иконы. После победы над иконоборцами получила распространение иконография «Собор архангелов» («Собор небесных сил бесплотных»), смысловым и композиционным центром к-рой является образ Христа, к-рый архангелы несут «на щите».

Память о существовании икон типа I. c. отмечалась еще в XI-XII вв. В визант. источниках этого времени упоминаются иконы σκυτάριον - в форме щита. С этим определением они фигурируют, напр., в завещании 1059 г. протоспафария Евстафия Воилы - икона вмч. Георгия Победоносца и Распятие (греч. текст: Бенешевич В. Н. Завещание визант. боярина XI в. // ЖМНП. 1907. Н. с. Ч. 9. Май. С. 218-231; пер.: Бельтинг. 2002. Прил. С. 581); в описи 1085 г. мон-ря Богородицы Елеусы в Велюсе близ Струмицы - «металлическая икона Спасителя в форме щита» (Бельтинг. 2002. Прил. С. 582). Однако следует заметить, что слово σκυτάριον происходит от лат. scutus, обозначающего, как и clipeus, определенный тип щита, а именно прямоугольной формы. В алтарной части росписи костницы Бачковского (Петрицонского) мон-ря, Болгария (кон. XI - нач. XII в.), сохранились изображения икон круглой формы с нарисованными же элементами крепления к стене - петельками и гвоздиками. Однако здесь «скорее имитируется древний обычай, чем воспроизводятся реальные иконы XII в.», а сам тип круглой иконы, вероятно, становится в это время «иконографическим воспоминанием» (Смирнова. 2003. С. 322).

В качестве подтверждения раннего существования на Руси круглых, писанных на доске икон как пришедших из Византии может рассматриваться икона свт. Николая Чудотворца из Николо-Дворищенского собора в Вел. Новгороде (НГОМЗ; XVI в., повторяет образ нач. XII в. (см.: Там же. 2003. С. 323-329); XII в. под записями XVI-XX вв. (см.: Гордиенко. 2007. С. 111-116)), к-рая, согласно преданию, прибыла из Киева по воде.

Лит.: Dobschütz E., von. Christusbilder: Untersuch. z. christl. Legende. Lpz., 1899; Bolten J. Die imago clipeata: Ein Beitrag zur Portrait - und Typengeschichte. Paderborn, 1937; Grabar A. L'imago clipeata chrétienne // CRAI. 1957. Vol. 101. N 2. P. 209-213 (то же, изм. загл.: L'аrt de la fin de l'antiquité et du Моуеn Âge. Р., 1968. Vol. 1. P. 607-613); LCI. Bd. 8. Sp. 40-41, 43, 404-405; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986; Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. М., 2002; Смирнова Э. С. Круглая икона свт. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора: Происхождение древнего образа и его место в контексте рус. культуры XVI в. // ДРИ. 2003. [Вып.:] Рус. искусство позднего средневековья: XVI в. С. 314-340; Гордиенко Э. А. Икона свт. Николая на круглой доске из Никольского собора в Новгороде // Почитание свт. Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве: [Мат-лы и исслед.]. М., 2007. С. 111-116; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI в.: Кат. М., 2008. Кат. 5.

Э. В. Шевченко


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "IMAGO CLIPEATA" в других словарях:

  • Imago Clipeata — Cet article fait partie de la série Peinture Liste des peintres Portail de la Peinture …   Wikipédia en Français

  • Imago clipeata — literally translated from Latin means framed portrait. It is usually used in reference to the images of heroes on Roman shields. These shield portraits were often employed in Roman military memorial statuary (sometimes hung from a tree). In later …   Wikipedia

  • Imago clipeata — Une imago clipeata sur un diptyque d Aréobindus, consul en 506, musée du Louvre. Une imago clipeata (au pluriel imagines clipeatae) désigne en latin littéralement une « image bouclier », c est à dire un portrait circonscrit dans un… …   Wikipédia en Français

  • Imago (disambiguation) — Imago may refer to:Biology *Imago, an entomological term for the last (or adult) stage of development of an insectPsychology * Imago , psychoanalytic periodical (originally titled Eros and Psyche ) published in Vienna, under the editorial… …   Wikipedia

  • ИКОНА — [греч. εἰκών], правосл. литургический образ. В широком понимании словом εἰκών обозначалось любое изображение, независимо от сюжета или вещества, из к рого оно создано (помимо εἰκών существовали др. обозначения И., передававшие различные оттенки… …   Православная энциклопедия

  • Clipeus — Clipeus. Clipeus oder Clipeum ist der lateinische Begriff für einen großen, metallenen Rund oder Ovalschild. Inhaltsverzeichnis 1 Etymologie …   Deutsch Wikipedia

  • Диптих Барберини — …   Википедия

  • Barberini ivory — The Barberini ivory is one half of a Byzantine ivory imperial diptych dating from Late Antiquity, now in the Louvre. It is carved in the classical style known as late Theodosian, representing the emperor as triumphant victor. It is generally… …   Wikipedia

  • Consular diptych — One of the consular diptychs of Areobindus Dagalaiphus Areobindus, consul in 506, showing him in a imago clipeata (Louvre) In Late Antiquity a consular diptych was a particular type of diptych (a pair of linked panels, generally in ivory, wood or …   Wikipedia

  • Walter Hatto Gross — (* 30. März 1913 in Heidelberg; † 24. Dezember 1984 in Hamburg) war ein deutscher klassischer Archäologe. Inhaltsverzeichnis 1 Leben 2 Schriften (Auswahl) 3 Literatur …   Deutsch Wikipedia


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»