- АЙЮБИДЫ
[Аййубиды; араб. ], мусульм. династия курдского происхождения, различные ветви к-рой правили в Египте, Сирии, В. Месопотамии и Йемене в кон. XII - 1-й пол. ХIII в. Родоначальник А. Шази ибн Марван из арм. г. Двин был одним из полководцев у багдадских Аббасидов. В 1138 г. его сыновья Наджм ад-Дин Айюб (давший имя династии) и Асад ад-Дин Ширкух перешли на службу к правителю Мосула Занги (Зенги), участвовали в походах этого выдающегося полководца и гос. деятеля и достигли высокого положения при его сыне, атабеке Hyp ад-Дине (правил в 1146-1174), утвердившем свою власть во всей Сирии. В 1164 г. Hyp ад-Дин оказался вовлечен в междоусобную борьбу в Египте, осложненную вторжением туда крестоносцев Иерусалимского королевства. По просьбе егип. везира Шавара Hyp ад-Дин отправил ему на помощь отряд во главе с Ширкухом и его племянником Салах ад-Дином Юсуфом ибн Айюбом (в европ. традиции - Саладин). После неск. военных кампаний и сложных политических комбинаций Ширкух изгнал из Египта «франков», сверг интриговавшего против него Шавара и в янв. 1168 г. получил от халифа из династии Фатимидов пост везира. Вскоре Ширкух неожиданно умер и везиром стал Салах ад-Дин (март 1168). Первоначально его положение в Египте было весьма неустойчивым. Однако он сумел, опираясь на пришедшие с ним из Сирии тюрк. и курдские отряды, разгромить взбунтовавшуюся против него фатимидскую гвардию, лишив правящую династию последней опоры. В 1171 г. Салах ад-Дин низложил последнего фатимидского халифа аль-Азида (вскоре умершего), провозгласил себя султаном и приказал поминать в пятничной молитве имя аббасидского халифа аль-Мустади, что означало отказ от исповедуемого фатимидами шиизма и восстановление в Египте суннизма как господствующего толка ислама.
По мере укрепления власти Салах ад-Дина нарастали противоречия между ним и его сюзереном Hyp ад-Дином. Собрав в Каире всех членов своего клана, султан Египта проводил независимую политику, к-рая неизбежно должна была закончиться столкновением с могущественным атабеком. На случай поражения Салах ад-Дин даже готовил себе убежище в Йемене (завоеванном в 1173 его братом Тураншахом и остававшемся под властью Айюбидов до 1228). Однако в самый критический момент противостояния Hyp ад-Дин умер (1174). Его держава начала распадаться, и Салах ад-Дин без большого труда подчинил себе владения Зангидов - Дамаск (1174), Хаму, Хомс (1175), Халеб (1183) и др. При том что образованное Салах ад-Дином гос-во было достаточно централизованным, его сир. территории представляли собой ряд автономных эмиратов, управлявшихся членами династии А.- сыновьями и братьями Салах ад-Дина и потомками Ширкуха.
В кон. 70-х гг. XII в. Салах ад-Дин неск. раз предпринимал походы против крестоносцев, закончившиеся соглашениями о перемирии. Однако правитель Керака Рейнальд Шатильонский нападением на караван мусульм. паломников спровоцировал новую войну, закончившуюся сражением при Хиттине у Тивериадского оз. (5 июля 1187), в к-ром Салах ад-Дин полностью разгромил объединенную армию крестоносцев, после чего захватил Акру (Акко), Бейрут, Аскалон и ряд др. городов (кроме Тира) и в сент. 1187 г. занял Иерусалим. Катастрофа христиан в Палестине вызвала подъем религ. чувств в Европе, вылившийся в 3-й крестовый поход. Франц. кор. Филипп II Август и англ. Ричард I Львиное Сердце в июле 1191 г. отвоевали Акру; после этого Ричард еще более года вел войну с Салах ад-Дином, а в сент. 1192 г. заключил перемирие, согласно к-рому у крестоносцев оставалась прерывистая полоса побережья от Антиохии до Яффы, и христ. паломники получали свободный доступ к святым местам Палестины. В 1193 г. Салах ад-Дин умер, разделив перед смертью свои земли между братьями и сыновьями. После этого владения А. уже не составляли единого гос-ва; однако айюбидские султаны Египта, самой богатой, населенной и политически централизованной страны Ближ. Востока, продолжали в той или иной степени контролировать сир. княжества А. (Дамаск, Заиорданье, Хама, Хомс, Халеб и др.). Междоусобия наследников Салах ад-Дина закончились победой его младшего брата аль-Адила Абу Бакра (1200-1218), вытеснившего своих племянников почти из всех владений (кроме Халеба); он в свою очередь разделил подвластные ему земли между сыновьями. Его наследнику султану аль-Камилу Мухаммаду (1218-1238) удалось на время добиться повиновения всех А. и отразить 5-й крестовый поход (1218-1221), направленный против Египта. Позже, однако, аль-Камилу пришлось пойти на уступки крестоносцам: во время противоборства с эмиром Дамаска султан во избежание нового вторжения заключил соглашение с имп. Фридрихом II Гогенштауфеном о возвращении христианам Иерусалима, Вифлеема и коридора, соединяющего эти города с побережьем.
В окт. 1244 г. в сражении под Газой крестоносная армия была практически полностью уничтожена егип. войсками ас-Салиха Айюба (1240-1249); отряд хорезмийских наемников захватил Иерусалим и осквернил христ. святыни. В попытке вернуть Палестину франц. кор. Людовик IX Святой организовал 7-й крестовый поход (1249-1250). В разгар войны с крестоносцами в Н. Египте ас-Салих умер; его вдова Шаджар сумела скрыть смерть султана до прибытия в Египет его сына и наследника аль-Муаззама Тураншаха (1249-1250). К тому времени мамлюкская гвардия нанесла поражение крестоносцам; однако вскоре вспыхнули разногласия между Тураншахом и мамлюками, не желавшими при новом султане лишаться своего привилегированного положения. Кризис закончился убийством Тураншаха и установлением в Египте власти мамлюков (см. Мамлюков гос-во).
Сир. А. после убийства Тураншаха вышли из повиновения Египту. Эмир Халеба ан-Насир Юсуф овладел Дамаском и неск. раз пытался изгнать мамлюков из Египта. Соперничество ан-Насира и мамлюков продолжалось до 1256 г., когда по настоянию аббасидского халифа противники примирились перед лицом монг. вторжения, к-рое нанесло последний удар А. В янв. 1260 г. армия Хулагу-хана разгромила Халеб. Не принимая боя, ан-Насир бежал из Дамаска, и город в марте 1260 г. открыл ворота монг. нойону Кит-буге, влиятельному христианину (из среднеазиат. несториан), во многом определявшему антимусульм. настроения Хулагу. Местное христ. население, впервые за 600 лет увидев во главе Дамаска своего единоверца, активно поддержало монголов, и после разгрома армии Кит-буги мамлюками в битве при Айн-Джалуде (сент. 1260) в Дамаске произошел погром христиан. Султан ан-Насир, после неск. месяцев скитаний попавший в руки монголов и увезенный в Тебриз, после получения ханом известия о поражении и гибели Кит-буги был казнен вместе с др. плененными айюбидскими эмирами. Мамлюки, установившие контроль над Сирией, вернули часть уделов уцелевшим А., но теперь они правили уже как вассалы мамлюков (в Хомсе до 1262, в Хаме до 1341).
Религ. политика А. была в целом типичной для мусульм. Востока того времени. Христиане и иудеи сохраняли важные позиции в торговле, финансах, культуре, администрации, хотя подвергались давлению мусульм. среды и ощущали растущую нетерпимость, спровоцированную крестовыми походами. Салах ад-Дин начал свое правление с гонений на коптов - увольнения христиан с гос. службы, введения для них отличительной одежды, наложения тяжелых штрафов. Многие копты уступали свое имущество арабам, чтобы получить их покровительство; другие ради сохранения высокого социального статуса принимали ислам. В 1173 г. Салах ад-Дин отправил карательную экспедицию против коптов В. Египта и христ. гос-ва в Нубии. Мусульм. армия разрушила неск. городов и укрепленных мон-рей, увела в плен многих жителей, в т. ч. монофизитского епископа. Однако после побед над крестоносцами Салах ад-Дин, укрепивший свое положение, вернулся к политике веротерпимости: копты восстановили свои позиции в экономике и администрации и в кон. XII - 1-й пол. XIII в. играли заметную роль в окружении айюбидских султанов. После овладения Иерусалимом и изгнания из города латинян Салах ад-Дин, умело играя на противоречиях крестоносцев и вост. христиан, передал последним святые места, ранее принадлежавшие католикам. Именно тогда егип. копты получили во владение участок в храме Воскресения (Гроба Господня), принадлежащий им до наст. времени. Визант. правительство, используя дружественные отношения с А. (что определялось наличием общих врагов - крестоносцев и Сельджукидов), пыталось добиться передачи мест поклонения в безраздельную собственность правосл. Церкви, однако Салах ад-Дин отклонил это притязание, а впосл. даже допустил пребывание в Иерусалиме неск. лат. клириков. Султан стремился играть роль верховного арбитра в спорах христ. конфессий за обладание святыми местами.
Правление А. было одной из героических эпох в истории мусульм. мира. Салах ад-Дин в глазах позднейших араб. и европ. хронистов превратился в эпического героя, «рыцаря без страха и упрека», хотя отношение к нему современников было не столь однозначным. При А. в Египте и Сирии произошел относительный подъем экономики, торговой активности и культурного творчества, сложились многие формы гос. орг-ции, унаследованные позднейшими поколениями.
Ист.: Imad ad-Din al-Katib al-Isfagani. Conquête de Syrie et de la Palestine par Salah ed-Din. Leyde, 1888; Ибн Шаддад. Китаб сира-т Салах ад-Дин. Аль-Кахира, 1317 г. Х.; Ибн аль-Асир. Аль-камил фи т-тарих. Аль-Кахира, 1929-1938. Т. 1-9; Абу-ль-Фида. Аль-мухтасар фи тарих аль-башар. Истанбул, 1286 г. Х.; Абу Шама. Китаб аль-радудатейн фи ахбар ад-даулатейн. Аль-Кахира, 1287-1288 г. Х.; Ibn Khallilan. Bibliographical Dictionary. P.; L., 1843-1871; Chronicle of Ahmad ibn Ali-Makrizi, entitled Kitab al-Suluk limarifat duwal al-muluk. Cairo, 1934-1942. Vol. 1-2; Усама ибн Мункыз. Книга назидания. М., 1958; al-Maqrizi. A History of the Ayyubid Sultans of Egypt / Transl. by R. J. C. Broadhurst. Boston, 1980.
Лит.: Gottschalk H. L. Al-Malik al-Kamil von Egypten und seine Zeit. Wiesbaden, 1958; Семенова Л. А. Салах ад-Дин и мамлюки в Египте. М., 1966; Atiya A. A History of Eastern Christianity. L., 1968; Ehrenkreutz A. S. Saladin. N. Y., 1972; Becker C. H. Aiyubides // FEI. Vol. 1. P. 221-223; Humphreys B. S. From Saladin to the Mongols: The Ayyubids of Damascus 1193-1260. Albany, 1977; Lane-Poole S. Saladin and the Fall of the Kingdom of Jerusalem. L., 1988; Newby P. H. Saladin in his Time. L., 1989; Runciman S. A History of the Crusades. Camb., 1975. Vol. 2, 3: Фильштинский И. М. История арабов и халифата (750-1517). М., 1999.
К. А. Панченко
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.