- ИНДЕН
[лат. monasterium Sancti Salvatoris ad Indam, monasterium ad Indam; нем. Inden], католич. бенедиктинский мон-рь Спасителя близ Ахена (Германия), назван по р. Инде. Основан франкским имп. Людовиком Благочестивым в кон. 814 или в 815 г., освящен в 817 г. Центр каролингской монастырской (анианской) реформы. Вероятно, в нач. XIII в. получил посвящение в честь еп. (папы) Римского св. Корнелия (251-253) и стал называться Корнелимюнстер (лат. monasterium S. Cornelii; нем. Cornelimünster, Kornelimünster).
Бенедиктинское аббатство св. Корнелия
Бенедиктинское аббатство св. КорнелияИдея основать образцовый мон-рь недалеко от Ахена, фактически главной резиденции франк. императора, была связана со стремлением Людовика Благочестивого, пришедшего к власти в 814 г., после смерти имп. Карла Великого, поселить неподалеку своего советника св. Бенедикта Анианского (на тот момент настоятеля Анианского аббатства). Мон-рь основан на месте древнего брода через р. Инде (приток р. Рур), к юго-востоку от Ахена, на перекрестке путей из Ахена в Трир и из Кёльна в Бове. Предполагалось, что И. станет одним из центров монастырской реформы, начатой Карлом Великим и продолженной Людовиком Благочестивым, целью к-рой была унификация церковной жизни и, в частности, распространение устава прп. Венедикта Нурсийского на все мон-ри. Как свидетельствует автор Жития св. Бенедикта Ардон Смарагд, в мон-ре подвизалось 30 человек (примерно в 4 раза меньше, чем в среднем монастыре того времени), приглашенных из разных обителей (Vita Benedicti abbatis Anianensis et Indensis auctore Ardone. 35 // MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 215). Мон-рю во владение были переданы земли, окружавшие его (с XII в. эта область стала называться «Kornelimünster Ländchen», «Münsterländchen» - «земли монастыря св. Корнелия»). К привилегиям мон-ря относилось право свободного избрания аббата братией. По указу имп. Людовика Благочестивого имперские аббатства обязывались посылать 2 представителей от своих мон-рей в И. для ознакомления с бенедиктинским уставом с целью его распространения. В 816-817 гг. в И. проходил Собор, где обсуждались вопросы монастырской реформы.
Св. Бенедикт Анианский был похоронен в И.; позднее его мощи были утрачены (вероятно, в кон. IX в., после разрушительных набегов норманнов). Однако обитель не потеряла своего значения, о чем свидетельствует пожалование, сделанное королем Людовиком II Немецким (843-876) в 842 г.,- поместья Грессених и Айлендорф. В кон. IX в. монастырь, неоднократно подвергавшийся нападениям норманнов (881, 892), сгорел, а аббата монастыря мч. Эгильхарда († 881; пам. зап. 25 мая) убили в лесах недалеко от Бергхайма. В кон. IX-X в. мон-рь был восстановлен при поддержке королей из Саксонской династии. Несмотря на то что И. потерял былой статус образцового мон-ря (schola monachorum), восточнофранк. короли продолжали отводить ему важную роль в своей церковной политике. С 948 г. аббатство напрямую подчинялось королям. В 973 г. герм. имп. Оттон II восстановил привилегию прямых выборов аббата братией. Сохранилась грамота имп. Оттона III от 985 г., в к-рой подтверждалось право И. на торговлю и чеканку монеты. При Оттонах увеличились монастырские владения: к уже имевшимся прибавились поместья по среднему Рейну (Биллиг, Нидеркастенхольц, Райхенштайн) и Маасу (в 1060 там был основан каноникат Склен). Аббаты И. обладали правом короновать герм. короля в Ахене, если по к.-л. причинам это не мог сделать архиепископ Кёльнский; они выступали имперскими посланниками при папском дворе (напр., после коронации Оттона IV в 1198). В 1234 г. аббатство перешло в зону влияния графов Юлиха, что в дальнейшем привело к ухудшению отношений аббатов И. с архиепископами Кёльна и Ахеном. В результате одного из конфликтов между графством Юлих и г. Ахен в 1310 г. ахенцы захватили монастырь и разрушили его. В ответ на это имп. Генрих VII (1311-1313) и папа Климент V обязали горожан восстановить И. на свои средства.
Сер. XIV-XVI в.- время расцвета монастыря, когда он стал одним из главных паломнических центров архиеп-ства Кёльн. В 1472 г. и в 1500-1532 гг. к 3-нефной романской церкви кон. X в. были пристроены 2 боковых нефа. В XVII-XVIII вв. аббаты И. неоднократно предпринимали попытки отстоять независимость обители от архиепископов Кёльна. В 1690 г. архиеп. Йозеф Клеменс Баварский (1688-1723) подал в Имперский камеральный суд прошение признать подчинение мон-ря Кёльнской кафедре, однако тогда однозначное решение вынесено не было, И. удалось сохранить независимость. В 1758 г. этот вопрос был вновь поднят архиеп. Клеменсом Августом (1723-1761) и решен в пользу архиепископа: аббатство и его владения стали полностью подчиняться Кёльнской кафедре.
В 1706 г. построена 8-угольная капелла св. Корнелия. Строительство сохранившегося до наст. времени аббатского дворца было начато при аббате Гиацинте Альфонсе фон Слуйсе (1713-1744) и закончено при Карле Людвиге фон Зиккинген-Эбернбурге (1745-1764). В 1802 г. по приказу имп. Наполеона I Бонапарта монастырьрь был секуляризирован. Монастырская церковь стала приходской, в одном из монастырских строений разместилась фабрика. В 1876-1925 гг. здесь располагалась школа, затем архив. После 1945 г. основную часть здания занял Музей совр. искусства.
В 1906 г. 3 монаха бенедиктинской конгрегации Субиако из мон-ря Меркелбек (Нидерланды) предприняли попытку восстановить мон-рь. Им не удалось добиться передачи зданий и церкви монашеской общине. В 1908 г. было возведено новое монастырское строение на зап. окраине г. Корнелимюнстер (ныне в черте г. Ахен), затем - новая церковь (1951-1956). Т. о. мон-рь был основан заново как аббатство святых аббата Бенедикта Анианского и папы Римского Корнелия.
Святыни монастыря
В И. находились глава, правая рука еп. Римского свт. Корнелия и принадлежавший ему рог для питья, а также неск. «библейских святынь» - реликвий, связанных с Иисусом Христом. Первое упоминание о главе свт. Корнелия, почитаемой среди др. монастырских сокровищ, относится к 1028 г., однако, по средневек. преданию, мощи святителя перенес в И. Карл Лысый (король Западнофранкского королевства в 843-877, император с 875). В XI-XII вв. И. стал главным центром почитания св. Корнелия. В грамотах 1-й пол. XIII в. фиксируются названия «monasterium S. Cornelii Indensis» или «monasterium S. Cornelii ad (iuxta) Indam». Мощи св. Корнелия и хранящийся в ризнице церкви бюст-реликварий св. Киприана выставлялись для поклонения в октаву св. Корнелия, приуроченную ко дню поминовения святого (16 сент.). В это же время при мон-ре проводилась ярмарка.
В монастыре, изначально посвященном Спасителю, хранились 3 реликвии, связанные с земной жизнью Иисуса Христа,- погребальная пелена (Sindon munda), в к-рую, по преданию, было завернуто тело Спасителя после снятия с креста, плат (Sudarium munda), которым был обвязан лоб Христа перед положением во гроб, и убрус (Linteum Domini), которым Иисус препоясывался во время Тайной вечери и к-рым отер ноги апостолам. По средневек. преданию, эти реликвии были перенесены в монастырь по повелению Людовика Благочестивого из Ахена, куда их доставил Карл Великий. Первое упоминание о реликвиях содержится в булле папы Римского Иннокентия VI от 2 авг. 1359 г., согласно которой прощение грехов даровалось тому, кто совершит паломничество к святыням аббатства И., которые выставлялись в соборе раз в 7 лет.
Ист.: Klosterbuch // http://www.lvr.de/kultur/regionalgeschichte/klosterbuch [Электр. ресурс] (Библиогр. о мон-ре и перечень архивов, где хранится документация аббатства,- на сайте Регионального объединения Рейнланда в рамках проекта «Книга монастырей»).
Лит.: Nicolai P. J. Die Schenkung d. Villa Gressenich an die Abtei Cornelimünster // Annalen d. Historischen Vereins für d. Niederrhein. Köln, 1862. Bd. 11/12. S. 97-102; Pauls E. Beiträge z. Geschichte d. grösseren Reliquien u. d. Heiligtumsfahrten z. Cornelimünster bei Aachen // Ibid. 1891. Bd. 52. S. 157-174; Rhoen C. Zur Geschichte d. älteren Baudenkmale von Kornelimünster // Zschr. d. Aachener Geschichtsvereins. Aachen, 1894. Bd. 16. S. 86-112; Nagel F. Geschichte d. Reichsabtei Cornelimünster u. d. Münsterländchens. Cornelimünster, 1925; Meyer-Hartmann Th. Jurisdiktionsstreitigkeiten d. Kölner Erzbischöfe mit d. Abtei Cornelimünster 1662 bis 1762: Diss. Köln, 1927; Schiffers H. Kulturgeschichte d. Aachener Heiligtumsfahrt. Köln, 1930; idem. Zur Geschichte d. Heiligtumsfahrt nach Aachen u. Kornelimünster sowie ihrer Riten // Aachen: z. Jahre 1951. Neuss, 1951. S. 167-177; Narberhaus J. Benedikt von Aniane u. seine Beziehungen z. Aachener Pfalz und z. Kloster Inda (Kornelimünster) // Ibid. S. 60-66; Franzen A. Cornelimunster // DHGE. T. 13. P. 895-897; Semmler J. Reichsidee und kirchliche Gesetzgebung bei Ludwig dem Frommen // ZKG. 1960. Bd. 71. S. 37-65; Hugot L. Kornelimünster: Untersuchung über die baugeschichtliche Entwicklung d. ehemaligen Benediktinerklosterkirche. Köln etc., 1968; Kühn N. Die Reichsabtei Kornelimünster im Mittelalter: Geschichtl. Entwicklung, Verfassung, Konvent, Besitz. Aachen, 1982; Gabel H. Wiederstand und Kooperation: Stud. z. politischen Kultur rheinischer und maasländischer Kleinterritorien (1648-1794). Tüb., 1995; Kühne H. Ostensio Reliquiarum: Untersuchungen über Entstehung, Ausbreitung, Gestalt u. Funktion d. Heiltumsweisungen im römisch-deutschen Regnum. B., 2000. S. 198-208.
Н. А. Ломакин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.