- ИНСТИТУТЫ ПОСВЯЩЕННОЙ ЖИЗНИ
[лат. instituta vitae consecratae], в Римско-католической Церкви сообщества, канонически утвержденные церковной властью и объединяющие верующих, к-рые посредством обетов (или др. «священных уз») добровольно принимают посвященную Богу форму жизни, заключающуюся в следовании «евангельским советам» (обетам) целомудрия, бедности и послушания (CIC. 573 § 1-2). Согласно принятому в 1983 г. Кодексу канонического права (см. Codex iuris canonici), целомудрие подразумевает обязательство совершенного воздержания в безбрачии (CIC. 599); бедность - зависимость и ограничения в пользовании и распоряжении имуществом, при этом нормы следования обету бедности устанавливаются в каждом И. п. ж. самостоятельно (CIC. 600); послушание обязывает к подчинению законным настоятелям, когда они повелевают согласно конституциям (CIC. 601).
Различаются И. п. ж. клириков (clericales), имеющих целью осуществление священнослужения (CIC. 588 § 2), и И. п. ж. мирян (laicales), задачей которых является деятельность, не предполагающая осуществление священнослужения (CIC. 588 § 3). За Папским престолом остается право учреждать новые формы посвященной жизни (CIC. 605).
Членами И. п. ж. могут быть как мужчины, так и женщины. И. п. ж. (клириков и мирян, мужские и женские) делятся на институты монашествующих (instituta religiosa) и секулярные институты (instituta saecularia). Институтом монашествующих называется община, члены которой в соответствии с собственным уставом приносят публичные обеты целомудрия, бедности и послушания (постоянные или временные, но возобновляемые по истечении их срока) и ведут совместную общинную жизнь (CIC. 607 § 2). В наст. время существуют институты монашествующих как созерцательной жизни (vita contemplativa, подразумевающая затворничество, отшельничество и др. формы монашеского делания), так и занимающиеся разнообразной деятельностью в миру (миссионерством, благотворительностью, воспитанием и др.), а также институты, совмещающие созерцательную жизнь с апостольской деятельностью.
Институты монашествующих подразделяются на монашеские ордены (ordines), конгрегации монашествующих клириков (congregationes religiosae clericalis) и конгрегации монашествующих мирян (congregationes religiosae laicalis).
Орденами именуются институты монашествующих, члены которых приносят вечные («торжественные») обеты целомудрия, бедности и послушания. К орденам относятся объединения регулярных каноников (canonici regulares), ордены с древними уставами (monachi), нищенствующие ордены (ordines medicantes) и объединения регулярных (уставных) клириков (clerici regulares). Ордены с древними монашескими уставами и нищенствующие ордены могут быть как муж., так и жен. Регулярные каноники соединяют служение в сане пресвитера с соблюдением обетов целомудрия, бедности и послушания, а также с монашеской общинной жизнью. Они восходят к обители клириков, основанной блж. Августином, к-рому приписывается составление правил для этой общины (см. Августина устав). К объединениям регулярных каноников в наст. время относятся орден регулярных каноников св. Августина, орден премонстрантов и др.
Католич. монашеские ордены представлены зап. и вост. ветвями. К древним зап. монашеским уставам относят бенедиктинский устав (см. в ст. Венедикт Нурсийский) и устав ордена картузианцев, восходящий к католич. св. Бруно Картузианцу (XI в.). К вост. монашеским уставам относятся устав ордена паулинов (в честь 1-го пустынника прп. Павла Фивейского), устав антонитов (восходящий к прп. Антонию Великому) и монашеский устав свт. Василия Великого, принятый у католич. (гл. обр., униатских) орденов василиан (базилиан).
В нач. XIII в. в католич. монашестве выделяются нищенствующие ордены, руководствующиеся правилом не только индивидуальной, но и общинной бедности. Основателями первых нищенствующих орденов были Доминик Гусман и Франциск Ассизский. В нищенствующих орденах доминиканцев и францисканцев впервые возникли ветви терциариев, члены к-рых ведут образ жизни, ориентированный на монашеские идеалы, но остаются в миру, могут вступать в брак и владеть собственностью.
В XVI - нач. XVII в. появились объединения регулярных (уставных) клириков, совмещающих монашескую жизнь со священническим и миссионерским служением (напр., театинцы, варнавиты, иезуиты и др.). Одновременно с об-вами регулярных клириков в католич. Церкви возникают конгрегации монашествующих клириков, т. е. пресвитеров, приносящих простые публичные обеты целомудрия, бедности и послушания. В наст. время к ним принадлежат конгрегации редемптористов, ассумпционистов, воскресенцев, лазаристов, салезианцев и др.
Конгрегации монашествующих мирян объединяют членов, приносящих простые публичные обеты целомудрия, бедности и послушания, совместно осуществляющих к.-л. определенную основателем конгрегации задачу, не связанную со священнослужением (CIC. 588 § 3). Конгрегации монашествующих мирян могут быть как муж., так и жен. (каковые составляют большинство).
Секулярным институтом является община, члены к-рой приносят частные обеты целомудрия, бедности и послушания и живут в миру. Секулярные институты могут быть клерикальными и мирскими, муж. и жен. Одним из первых секулярных институтов стало основанное в 1791 г. бывш. иезуитом пресв. Пьером Жозефом Пико де Клоривьером Об-во священников Сердца Иисуса, однако правовое положение секулярных институтов было определено только в конституции папы Римского Пия XII «Provida Mater Ecclesia» (1947). Согласно принятому Ватиканским II Собором декрету об обновлении монашеской жизни «Perfectae caritatis», секулярные институты не являются институтами монашествующих, но обязаны соблюдать евангельские советы (обеты) в миру (CVatII. PС. 11). Согласно Кодексу канонического права 1983 г., клирики или миряне, являющиеся членами секулярного института, живут в миру, не меняя своего канонического положения, имея целью содействие освящению этого мира. Способ наложения священных уз, посредством которых принимается в институте следование евангельским советам, определяется уставом института (CIC. 710-712). К числу секулярных институтов относилось Священническое братство св. Креста, составлявшее часть основанной Х. М. Эскрива де Балагером орг-ции «Opus Dei» (до возведения ее в ранг личной папской прелатуры с особым уставом).
И. п. ж. могут быть папского права (iuris pontificii), если они учреждены Папским престолом, или диоцезального права (iuris dioecesani), если они учреждены правящим епископом, но не имеют утверждения Папского престола (CIC. 589). И. п. ж. пользуются автономией жизни и управления (CIC. 586 § 1), при этом институты папского права подчиняются непосредственно Папскому престолу (CIC. 593), а институты епархиального права находятся в юрисдикции правящего епископа (CIC. 594). Нек-рые И. п. ж. имеют централизованную иерархическую структуру, для других характерна автономия отдельных общин.
Помимо И. п. ж. в католич. Церкви допускаются формы пустыннической, или отшельнической, жизни (vita eremitica seu anachoretica), к-рая заключается в строгом удалении от мира, в молчании, молитве и покаянии. Пустынник, официально признающийся таковым, должен публично исповедать перед правящим епископом евангельские советы целомудрия, бедности и послушания и вести соответствующий образ жизни под его руководством (CIC. 603 § 1-2). Этим формам посвященной жизни подобен чин дев (ordo virginum), к-рые получают посвящение от правящего епископа. Им разрешается создавать объединения для взаимной поддержки (CIC. 604 § 1-2).
К И. п. ж. приравниваются общества апостольской жизни (societates vitae apostolicae), члены к-рых ведут совместную общинную жизнь, но не приносят монашеских обетов.
Ист.: CIC. Лит.: An. Pont. 2008; Jombart E. Manuel de droit canon. P., 1958; Каноническое право о народе Божием / Сост.: свящ. И. Юркович. М., 1995.
В. П. Пономарёв
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.