- ИОАНН IХ
(† 900, Рим), папа Римский (с дек. 897 или с янв. 898). Сын некоего Рамбоальда, жившего в Тиволи близ Рима. Папа Формоз (891-896) рукоположил И. во пресвитера. Избран на Римскую кафедру после смерти папы Теодора II (дек. 897 или янв. 898). Понтификат И. начался, когда в Риме шла борьба между аристократическими партиями, поддерживавшими разных кандидатов на Папский престол. И те и другие стремились получить помощь от соперничавших кор. Италии и имп. Ламберта (892-898), принадлежавшего к роду герцогов Сполето, и кор. вост. франков Арнульфа Каринтийского (887-899; император с 896). Одним из поводов для конфликта стал посмертный суд над папой Формозом, проходивший по инициативе папы Стефана VI (VII) (896-897), когда останки покойного были осквернены. Предшественник И. Теодор II, сторонник папы Формоза, во время 20-дневного понтификата аннулировал приговор, перезахоронил тело Формоза в базилике св. Петра и восстановил в должности рукоположенных Формозом клириков. Избрание нового папы сопровождалось враждебными выступлениями бывш. сторонников Стефана VI (VII), которые поддерживали кандидатуру буд. папы Сергия III, происходившего из рода графов Тускуланских. Сторонники И. победили, вероятно, при поддержке имп. Ламберта.
Иоанн IX, папа Римский. Роспись ц. Сан-Пьетро а Градо в Пизе. XIII в.
Иоанн IX, папа Римский. Роспись ц. Сан-Пьетро а Градо в Пизе. XIII в.Сразу после интронизации И. созвал Собор для окончательного оправдания папы Формоза. По мнению ряда историков, в краткий срок было последовательно созвано 2 или 3 Собора - в Риме и в Равенне, однако некоторые совр. исследователи признают несомненным лишь факт созыва Собора в Равенне в 898 г. (Herbers. 2002). Сведения источников об этих Соборах противоречивы. Так, в эпитафии И. сообщается, что папа созывал 3 Собора, однако в 4-м каноне Равеннского Собора упоминается лишь об одном более раннем Соборе в базилике св. Петра, где было объявлено об оправдании Формоза. У Авксилия в соч. «В защиту священного рукоположения папы Формоза» (In defensionem sacrae ordinationis papae Formosi, ок. 910) упоминается лишь о Равеннском Соборе; в дополнении к этому сочинению указано, что И. «для подтверждения рукоположения Формоза созвал Собор 73 епископов в г. Равенна, на котором присутствовали даже архиепископы и король франков», т. е. имп. Ламберт (Dümmler. 1866. S. 72, 95). Сохранились постановления, к-рые традиционно связывались с Собором в Риме (Mansi. T. 18. Col. 221-226), однако их содержание в целом совпадает со сведениями Авксилия о деяниях Равеннского Собора. В этих постановлениях действия папы Стефана VI (VII) оценивались как кощунственные, а суд над покойным папой Формозом - как недействительный. Собор отменил постановление Стефана VI (VII) об аннулировании деяний его предшественника, хотя и не оправдал всех поступков Формоза. Так, напр., тот факт, что с епископской кафедры Порто он взошел на Папский престол, был квалифицирован как противоречащий канонам, однако законность избрания Формоза не отрицалась, т. к. это было вызвано необходимостью (лат. necessitatis causa). Особо оговаривалось, что впосл. этот случай не может служить прецедентом. Собор восстановил в священном сане всех рукоположенных Формозом и низложенных Стефаном VI (VII) и признал действительной имп. коронацию Ламберта (папа Формоз совершил 2 имп. коронации - Ламберта и Арнульфа; Собор объявил, что коронование Арнульфа (в тексте - Беренгара) было совершено под принуждением). Собор анафематствовал Сергия и его сторонников из числа рим. клира, а также тех, кто принимали участие в осквернении останков Формоза (нек-рые участники суда над папой покаялись и получили прощение). Для предотвращения в будущем смут при избрании нового папы Собор постановил, что избрание должно совершаться епископами и клиром в присутствии имп. посланника, представителей рим. сената и народа. Были также вынесены постановления о недопустимости бесчинств и разграбления резиденции умершего понтифика и вмешательства светских властей (рим. аристократии) в церковные дела, осуждалось аморальное поведение иерархов и клириков.
Сохранились и др. постановления, традиционно связываемые с Собором в Равенне (Mansi. T. 18. Col. 229-233). Возможно, это 2-я часть постановлений Собора, к-рая была посвящена урегулированию церковно-политических осложнений в Риме и во всей Италии: сообщалось об упадке церковной дисциплины и авторитета Папского престола, о повсеместной неуплате десятины, об отсутствии средств в папской казне и о бесчинствах знати, из-за чего не удалось организовать восстановление обрушившейся Латеранской базилики. Участники Собора попытались привлечь к этим фактам внимание имп. Ламберта, желая восстановить тесное сотрудничество между папой и императором в поддержании церковной и светской дисциплины. Однако в окт. 898 г. Ламберт погиб. Последовавшая борьба за власть между знатными родами и вторжение в Италию венгров (с 899) привели к дальнейшему ослаблению авторитета Папского престола.
И. попытался положить конец церковным разногласиям в Византии, возникшим после низложения К-польского патриарха свт. Фотия I (886) между приверженцами патриарха свт. Игнатия: часть иерархов и клириков во главе со Стилианом, митр. Неокесарийским, отказались признать совершенные Фотием рукоположения. Митр. Стилиан поддерживал связь с папами Стефаном V (VI) (885-891) и Формозом, однако из-за сложных обстоятельств в Риме переписка временно прервалась. И. отправил Стилиану краткое послание, в к-ром призвал принять меры к прекращению разногласий. Похвалив митрополита за верность Римской Церкви, И. сообщил, что Папский престол признает законными патриархами не только свт. Игнатия, но и свт. Фотия I, Стефана I (886-893) и Антония II Кавлея (893-901), не подвергая сомнению действительность совершенных ими рукоположений. Вероятно, послание папы явилось непосредственным поводом для примирения митр. Стилиана с патриархом Антонием II в 899 г. (Dvorník. 1948. P. 270-271).
В марте 899 г. И. подтвердил привилегии аббатства Монте-Кассино (Leonis Marsicani Chronica monasterii Casinensis // MGH. SS. T. 7. P. 613). Тогда же папа принял участие в разрешении спора о епископской кафедре г. Лангр (Франция) между местным духовенством и Лионским архиеп. Аврелианом, желавшим возвести на кафедру своего кандидата. Спор начался при папе Стефане V (VI), к-рый по просьбе жителей Лангра отверг епископа, рукоположенного Аврелианом, и рукоположил предложенного ими Теотбольда. Однако папа Формоз признал законным епископом Аргрина, поставленного Аврелианом, и даже послал ему паллий. В мае 899 г., отвечая на запрос лангрского духовенства, И. подтвердил решение Формоза и попросил кор. Карла Простоватого поддержать еп. Аргрина.
И. предпринял попытку восстановить самостоятельную церковную организацию в Великой Моравии, независимость к-рой была ликвидирована после смерти архиеп. св. Мефодия (885) и запрещения богослужений на слав. языке папой Стефаном V (VI) (886) при поддержке кн. Святополка (Свентоплука; 870-894). В конфликте между преемником Святополка Моймиром II (894 - ок. 906) и Арнульфом Каринтийским Вихинг, еп. Нитры, управлявший Церковью в Вел. Моравии, выступил на стороне герм. правителя и оставил кафедру. Моймир II обратился к И. с просьбой восстановить в Вел. Моравии архиепископскую кафедру, независимую от Зальцбургского архиеп-ства. И. направил в Вел. Моравию архиеп. Иоанна и епископов Бенедикта и Даниила, которые от имени папы рукоположили архиепископа и 3 подчиненных ему епископов (имена неизв.). В ответ архиеп. Майнцский Гаттон и архиеп. Зальцбургский Теотмар отправили в Рим послания с требованием вернуть Вел. Моравию в юрисдикцию еп-ства Пассау (900). В послании архиеп. Теотмара отторжение Вел. Моравии от еп-ства Пассау объясняется «враждебностью славян», схизматическая деятельность которых представляет опасность не только для Церкви, но и для гос-в. Архиеп. Гаттон, отрицая существование в прошлом архиепископской кафедры в Вел. Моравии, представлял славян как подданных герм. императора и угрожал насильственным пресечением «схизмы». Сведений о судьбе назначенных И. иерархов после распада Вел. Моравии в нач. X в. нет.
В Liber Pontificalis сообщается, что понтификат И. продолжался 2 года и 15 дней. Точная дата кончины папы неизвестна; вероятно, он скончался между янв. и маем 900 г. (An. Pont. 2007. P. 12*). И. был похоронен недалеко от бокового вост. входа в базилику св. Петра (Porta Guidonea), где еще в XII в. находилась посвященная ему стихотворная эпитафия.
Ист.: PL. 131. Col. 27-40; LP. Vol. 2. P. 232; Jaffé. RPR. N 2703-2707; Pontificum Romanorum... vitae / Ed. I. M. Watterich. Lipsiae, 1862. T. 1. P. 31, 84; Mansi. T. 16. Col. 449-457; T. 18. Col. 189-210, 221-234; Dümmler E. Auxilius und Vulgarius: Quellen u. Forschungen zur Geschichte des Papsttums. Lpz., 1866.
Лит.: Грегоровиус Ф. История города Рима в Ср. века: От V до XVI ст. СПб., 1904. М., 2008. Т. 3. Кн. 5-6. С. 428-430; Duchesne L. Les premiers temps de l'État Pontifical. P., 19042. P. 305-309; Amann E. Jean IX // DTC. T. 8. Col. 614-616; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1910. Vol. 4. P. 91-102; Duhr J. La Concile de Ravenne en 898: La réhabilitation du pape Formose // RechSR. 1932. Vol. 22. P. 541-579; Dvorník F. The Photian Schism: History and Legend. Camb., 1948. P. 237-278; Fasoli G. I re d'Italia, 888-962. Firenze, 1949. P. 45-48; Seppelt. Geschichte. 19552. Bd. 2. S. 343-345, 434-435; Petrocchi M. La personalità di un papa tiburtino, Giovanni IX // Atti e memorie della Società tiburtina di storia e d'arte. Tivoli, 1966. Vol. 39. P. 7-14; Picard J.-Ch. Étude de l'emplacement des tombes des papes du IIIe au Xe siècle // Mélanges d'archéologie et d'histoire. R., 1969. Vol. 81. N 2. P. 772; Schieffer R. Johannes IX. // LexMA. Bd. 5. Sp. 540; Herbers K. John IX // The Papacy: An Encycl. / Ed. Ph. Levillain. L., 2002. Vol. 2. P. 838.
А. А. Королёв
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.