- ИОАНН XIII (XII)
[Йоханон бар Мадани; сир. ] (ум. 1263), патриарх Сирийской яковитской Церкви (с 4 дек. 1252). Имя в крещении - Аарон. Ок. 1230 г. был рукоположен во еп. Мардинского с именем Иоанн. В 1232 г. поставлен мафрианом Тагрита и всего Востока. В Мосуле, где располагалась кафедра мафриана, И. был недоброжелательно принят своей паствой из-за неприглядной внешности и неумения говорить проповеди. По этой причине в 1237 г. он отправился в Багдад, где получил покровительство 3 братьев, влиятельных врачей-христиан при дворе халифа аль-Мустансира (2 из них И. впосл. посвятил поэму). И. пробыл в Багдаде 7 лет и в совершенстве овладел араб. языком. В 1238 г. он написал, по-видимому, свое 1-е лит. произведение - гимн, посвященный Мар Аарону. Наконец, по просьбам паствы, оценившей дарования И., и мусульм. наместника Мосула И. вернулся на кафедру после того, как совершил паломничество в Иерусалим и посетил яковитского патриарха Игнатия III в Антиохии.
После смерти патриарха Игнатия (14 июня 1252) среди яковитских иерархов произошел раскол. Дионисий, еп. Мелитинский, принудил епископов сев. областей поставить его на Патриаршество без согласия и в обход И. Поставление состоялось 14 сент. 1252 г. Прочие епископы выступили на стороне И., и он был возведен в патриархи 4 дек. того же года в Халебе. После неоднократных случаев подкупа мусульманских чиновников, влиятельных яковитов-мирян и епископата с обеих сторон конфликт временно разрешился тем, что за Дионисия перед эмиром ходатайствовал монгольский посланник, несторианин Амин ад-Дин Мубарак. И. удалился в Киликию, где был с почетом принят царем Хетумом I (1226-1270), который пожаловал ему небольшое поместье; пребывал в одном из мон-рей в окрестностях Сиса. Окончательное признание И. в качестве патриарха произошло после того, как Дионисий был убит монахами мон-ря Бар-Саума у алтаря во время всенощной (18 февр. 1261).
И. является автором более 60 поэм на сир. яз., написанных в основном 12-сложным размером: о душе («Птица»), о ее горнем происхождении и падении, о совершенстве, о любви к Богу и к мудрости и др. В стихах И. нашло отражение взятие Эдессы и др. сир. городов сельджуками в 1235 г. Уже с кон. XIII в. известна приписываемая И. анафора. Серия из 18 праздничных проповедей И. и неск. отдельных произведений того же жанра сохранились только на араб. языке.
Ист.: Greg. bar Hebr. Chron. eccl. T. 2. Col. 671-672, 679-682, 695-744; T. 3. Col. 405-416.
Лит.: Райт. Очерк. С. 189-190; Baumstark. Geschichte. S. 307-308; Budge E. A. W. Introduction: The Life of Bar Hebraeus // Bar Hebraeus. The Chronography / Transl. E. A. W. Budge. Oxf., 1932. Amst., 1975r. P. XVII-XIX; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 267-269; Fiey J. M. Jean (Yohanon) XII bar Ma‘dani // DHGE. T. 26. Col. 1236; Ignatius Aphram I Barsoum, patr. The Scattered Pearls: A History of Syriac Literature and Sciences / Transl., ed. M. Mousa. Piscataway (N. J.), 20032. P. 460-462.
Т. К. Кораев
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.