- ИОАНН VIII ПАЛЕОЛОГ
(17/18.12.1392, К-поль - 31.10.1448, там же), визант. имп. (с 21 июля 1425), один из организаторов заключения Флорентийской унии К-польской и Римско-католической Церквей в 1439 г. Старший сын имп. Мануила II Палеолога (1391-1425) и имп. Елены Драгаш (ок. 1372 - 23 марта 1450). И. П. формально был провозглашен соправителем отца, вероятно в 1403 г. С нач. 20-х гг. XV в., когда смертельно больной Мануил не мог вести дела, И. П. стал фактическим правителем Византии. 19 янв. 1421 г. он был провозглашен «автократором» и сосредоточил в своих руках реальную власть в К-поле. При этом под прямым упр. И. П. оставались К-поль и города на черноморском побережье Фракии (Деркос, Месемврия и Анхиал); проч. немногочисленные владения Византии были поделены между неск. родственниками И. П., признававшими его сюзеренитет. Фессалоникой управлял деспот Андроник, младший брат И. П.; верховная власть в Морейском деспотате принадлежала Феодору Палеологу, там же значительными владениями управлял Фома - др. мл. брат И. П. В первые годы правления И. П. возглавил т. н. патриотическую партию, пытавшуюся спасти положение Византийской империи путем открытого противостояния османам. Воспользовавшись смертью султана Мехмеда I (26 мая 1421), И. П. попытался вмешаться в борьбу за османский престол между представителями османской династии. Византийцы поддержали претендента, который объявил себя сыном Баязида I Мустафой, помогли ему овладеть Адрианополем (ныне Эдирне, Турция), одной из резиденций Мехмеда, и разбить тур. войско Баязид-паши. Однако большинство турок в Анатолии, а также Венеция и Генуя признали законным султаном сына Мехмеда Мурада II (1421-1451). Положение Мустафы оказалось ненадежным; близ Бурсы его войско распалось, не желая вступать в междоусобную войну; Мустафа бежал в Галлиполи (Гелиболу), но Мурад осадил город, взял его при помощи генуэзцев и казнил соперника. Вмешательство И. П. в борьбу за османский престол означало открытую войну между Византией и Османской империей. Оно разрушило положение Византии как вассала османов, к-рого с нач. XV в. добился имп. Мануил II, и вновь поставило империю на край гибели. Визант. послы Димитрий Кантакузин, Матфей Ласкарис и Ангел Филоматис, отправленные ко двору Мурада, чтобы заключить мирные договоры, были приведены к султану в оковах. Летом 1422 г. Мурад осадил К-поль, используя артиллерию. 24 авг. они предприняли штурм города, к-рый византийцы отбили. Мурад мог продолжить осаду, но был вынужден снять ее, получив известие о мятеже в Вост. Анатолии. Не имея возможности защищать Фессалонику, И. П. с согласия деспота Андроника продал город за 50 тыс. дукатов Венеции. В 1423 г. османы начали карательный поход в Морею, разграбили сельские поселения и увели большое число пленных. В февр. 1424 г. между визант. императором и османами был заключен мир, его условия сохранили вассальное положение империи по отношению к султанам (RegImp, N 3407, 3414).
Иоанн VIII Палеолог. Фрагмент Большого саккоса митр. Фотия. 1414–1417 гг. (ГММК)
Иоанн VIII Палеолог. Фрагмент Большого саккоса митр. Фотия. 1414–1417 гг. (ГММК)Правительство И. П., как и прежних визант. императоров, пыталось искать союзников в Европе. Византия поддерживала отношения с Венецией и Генуей, к-рые, соперничая друг с другом, вели морскую торговлю в черноморских проливах. В кон. 1423 г. было отправлено посольство в Венецию, к-рое должно было просить помощи и способствовать возобновлению союза венецианцев и Венгерского королевства против османов (RegImp, N 3408a, 3410). В 1424-1425 гг. И. П. предпринял поездку в Зап. Европу, посетил Венецию, Милан, Рим и Венгрию, где пытался добиться поддержки Византии у различных политических сил. Ему удалось склонить королей Венгрии к союзу против турок, к-рый обещали поддержать Римская курия и ряд влиятельных феодалов в Свящ. Римской империи. И. П. вернулся в К-поль с убеждением, что союзнические отношения с Западом возможны только при условии преодоления схизмы между К-польской и Римско-католической Церквами.
Со смертью имп. Мануила II (21 июля 1425) И. П. вскоре после возвращения в К-поль стал полноправным монархом. Основные его усилия в период пребывания на престоле были сосредоточены на поиске союзников для Византии в Зап. Европе, а также на подготовке и заключении церковной унии, которая, по мнению И. П. и его сторонников, должна была обеспечить союз Византии и Запада против османской угрозы. В кон. 1425 - нач. 1426 г. И. П. совершил поездку в Морею, где перераспределил владения своих братьев и выделил удел для своего брата Константина (см. Константин XI Палеолог Драгаш), к-рого женил на дочери албано-лат. сеньора Леонарда Токко. В 1426 г. деспот Мореи Феодор принял монашество, передав верховную власть над Мореей Константину. В 1430 г. И. П. назначил своего брата Фому деспотом Мореи. В 1437 г. с согласия родственников И. П. вновь перераспределил уделы и Константину передал К-поль, где он стал ближайшим помощником императора. В период длительной поездки И. П. в Зап. Европу (окт. 1437 - янв. 1444) Константин был регентом визант. престола. В 1443 г. И. П. пожаловал Константину Силимврию, но вскоре передал ее младшему брату Феодору.
В период правления И. П. Османская империя увеличивала свою территорию: в 1430 г. турки окончательно овладели Фессалоникой, в 1431 г.- Яниной, причем деспот Эпира Карл II Токко признал себя вассалом султана. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. деспот Константин несколько укрепил положение Мореи, к визант. владениям были присоединены Патры и др. небольшие области. В то же время султан Мурад выступал в качестве сюзерена и третейского судьи для всех правителей Греции. В 1435 г. он не позволил византийцам присоединить Афины и отдал город в управление Нейо Ачайоли как своему вассалу и одновременно присоединил Фивы к Османской империи.
Поиски разрешения проблемы церковной схизмы были одним из главных направлений деятельности И. П. на протяжении его правления. В нояб. 1422 г. И. П. и К-польский патриарх Иосиф II отправили в Италию посла иером. Антония с целью начать переговоры об унии с Римско-католической Церковью (RegImp, N 3406). Весной 1426 г. новое византийское посольство просило папу Мартина V назначить дату проведения совместного Собора; подобную же миссию выполняло посольство 1430 г. (RegImp, N 3420, 3425, 3426). Однако Мартин V не стремился к заключению договора с Византией, и переговоры об унии были начаты лишь после его смерти (20 февр. 1431), когда на Римский престол вступил папа Евгений IV (1431-1447). В 1431 г. визант. посол грамматик Димитрий Клейда получил от папы ответ о возможности унии. Однако сближение Византии и Римского престола осложнялось острой политической борьбой в Зап. Европе, противостоянием папы Евгения и Базельского Собора Римско-католической Церкви и восстанием в Риме, к-рое вынудило папу в 1434 г. бежать во Флоренцию под защиту Медичи. В нояб. 1433 г. И. П. отправил посольство в составе протовестиария Димитрия Метохита, иером. Исидора (впосл. митрополит Киевский и всея Руси, кардинал) и Иоанна Дисипата на Базельский Собор (RegImp, N 3439). Послы присутствовали на Соборе до нач. 1436 г.; они представили Собору хрисовул И. П. с изложением вероисповедания К-польской Церкви и участвовали в обсуждении вопроса об унии. Они посетили также Регенсбург, где встречались с имп. Римско-Германской империи Сигизмундом I, к-рый поддерживал политику церковного объединения. В 1434 г. папский посол Христофоро Гаратони побывал в К-поле и вел переговоры о проведении объединительного Собора в визант. столице с участием папских легатов. Однако несогласие зап. церковных партий приводило к затягиванию переговоров и осложняло принятие окончательного решения И. П. Наконец, в 1436 г. папа Евгений укрепил свое положение в Италии и смог вернуться в Рим; 18 сент. 1437 г. издал буллу, в к-рой окончательно разрывал общение с Базельским Собором и объявлял о созыве Собора в Ферраре (см. Ферраро-Флорентийский Собор).
В окт. 1437 г. И. П. возглавил визант. делегацию, к-рая отправилась в Италию на Собор. В состав делегации входило до 800 чел. Среди них - 20 архиереев, в т. ч. патриарх К-польский Иосиф II, митрополиты Марк Евгеник Эфесский, Виссарион Никейский, Антоний Ираклийский, Исидор Московский, еп. Авраамий Суздальский, 3 монаха со Св. Горы Афон, монахи - представители патриархов Александрии, Антиохии и Иерусалима, представители Валахии и Грузии, клирики ведомства Великой ц., чиновники имп. канцелярии, в т. ч. протосинкелл Георгий Мелиссин, секретарь И. П. Георгий Схоларий (см. Геннадий II Схоларий), Георгий Гемист Плифон, Иоанн Аргиропул, брат И. П. деспот Димитрий.
Собор в Ферраре был открыт 8 янв. 1438 г. Визант. делегация прибыла в нач. апр. 9 апр. состоялась 1-я совместная сессия в присутствии И. П., папы Евгения и патриарха Иосифа. В ходе длительных заседаний подробно рассматривались все богословские и литургические разногласия православных и католиков; большинство разногласий были расценены как несущественные препятствия для церковного единства. На заседании 8 окт. 1438 г. было решено обсуждать проблему Filioque; участникам Собора она представлялась наиболее важным вопросом, к-рый должен быть решен перед заключением унии. В янв. 1439 г. из-за угрозы распространения чумы Собор был перенесен во Флоренцию. На Соборе И. П. выступал как один из наиболее последовательных сторонников заключения соглашения с католиками, оказывал давление на своих архиереев, добиваясь их согласия, не обращал внимания на уступки, к-рые приходилось делать визант. делегации ради соглашения. 10 июня 1439 г. умер патриарх Иосиф, поддерживавший И. П. и смирявший мн. членов делегации. 5 июля 1439 г. соглашение было достигнуто. Оно предполагало признание греками Filioque, примата папской церковной власти и католич. учения о чистилище. В то же время сохранялись все прежние права и привилегии вост. патриархов и архиереев, признавались законными традиции причащения как на опресноках, так и на греч. квасном хлебе. Однако смерть патриарха Иосифа, а также условия заключенного соглашения вызвали раскол среди византийцев: митр. Марк Евгеник и неск. др. церковных деятелей отказались его подписать. Деспот Димитрий также не принял унии и покинул Флоренцию после Собора вместе с Георгием Схоларием и Плифоном. В 1442 г. патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима выступили на Соборе с осуждением унии и отказались ее принимать. В Византии большинство общества выступило против унии; пролат. партия И. П. оказалась в изоляции. Ряд архиереев отказались от предложений И. П. занять К-польский Патриарший престол.
И. П. оставался в Италии до кон. 1443 г.; через послов и письменно вел переговоры с Венецией, Венгрией, Францией, герц-ством Бургундия, Польшей, Папским престолом о союзе против турок. Его дипломатические усилия во многом способствовали организации нового крестового похода против османов. 1 янв. 1443 г. папа Евгений IV издал буллу, провозглашающую начало крестового похода. Основные силы крестоносцев составило войско Венгерского королевства, к-рое вело затяжные войны против турок на Дунае. Возглавили поход кор. Венгрии и Польши Владислав и Янош Хуньяди. Крестоносцы добились ряда успехов, продвинулись в глубь Балканского п-ова; летом 1444 г. отказались заключить мир с османами. Однако 10 нояб. 1444 г. в битве при Варне их силы были разгромлены Мурадом II, причем погиб кор. Владислав. Поражение лишило Византию надежд на существенное улучшение ситуации в будущем. В 1446 г. Мурад совершил карательный поход в визант. Морею, опустошив ее. Венгрия еще в течение неск. лет продолжала войну с турками. 17-20 окт. 1448 г. Хуньяди потерпел крупное поражение в битве на Косовом поле. Визант. К-поль оказался изолирован внутри владений Османской империи.
После возвращения в К-поль И. П. попытался добиться признания унии в Византии. В мае 1440 г. К-польским патриархом был избран митр. Митрофан Кизический (см. ст. Митрофан II), сторонник унии, к-рый, однако, не имел достаточного авторитета, чтобы активно поддерживать политику И. П. В 1444 г. И. П. ожидал прибытия к К-полю армии крестоносцев, к-рые могли освободить от турок все европ. владения империи. Прибытие крестоносцев также могло существенно укрепить престиж И. П. и его униат. политики. Но разгром при Варне для И. П. означал крах его политической программы. Визант. правительство и Свящ. Синод так и не решились официально обнародовать соглашение об унии с Римско-католической Церковью. Заключение унии и провал попыток претворения в жизнь основных решений, принятых униатами, нанесли удар по престижу визант. престола. В глазах мн. современников как в Византии, так и во всем восточнохрист. мире Византия утратила статус легитимного «православного царства». Не видя перспективы развития империи с центром в К-поле, с сер. 40-х гг. XV в. большое число представителей высших классов стало уезжать из К-поля в Морею или в Италию. И. П. осознал, что его деятельность на престоле не была успешной. Он умер вскоре после получения известия о поражении крестоносцев на Косовом поле.
И. П. был женат 3 раза. В 1414 (по др. сведениям, в 1411) г. женился на кнж. Анне Васильевне (1393 - авг. 1417), дочери вел. кн. Московского Василия I Димитриевича. Анна умерла через 3 года от чумы. 19 янв. 1421 г. в храме Св. Софии И. П. венчался с Софией, дочерью Теодора II Палеолога, маркиза Монферратского, союзника Византии в Италии. Однако, по сообщению историка Дуки, И. П. оставил супругу в 1426 г., вскоре после вступления на престол. София вернулась в Монферрат, жила в монастыре, умерла 21 авг. 1434 г. В 3-й брак И. П. вступил в сент. 1427 г. с царевной Марией Комниной, дочерью трапезундского имп. Алексея IV Василия Великого Комнина. Мария умерла 17 дек. 1439 г. в К-поле от чумы. Детей ни в одном браке не было.
Иконография
Сохранился ряд изображений И. П. Наиболее раннее - на миниатюре из греч. рукописи «Ареопагитик» (Louvre. MR 416. Fol. 2r. К-поль, между 1403 и 1405), преподнесенной монахиням аббатства Сен-Дени визант. богословом Мануилом Хрисолором в память о посещении обители имп. Мануилом II. На миниатюре изображена имп. семья (Мануил II, его супруга Елена и трое сыновей: И. П., Феодор и Андроник) под покровительством Богородицы с Младенцем Христом, показанными вверху листа. Изображение И. П. есть на т. н. Большом саккосе митр. Фотия (ГММК ОП), изготовленном в 1414-1417 гг. в Византии,- И. П. представлен с 1-й супругой Анной, оба в богатых одеяниях, с золотыми нимбами.
Неск. портретов И. П. связано с его пребыванием в Италии и с участием в Ферраро-Флорентийском Соборе. Наиболее известны медаль в честь И. П., выполненная Антонио Пизанелло, и предварительные наброски к ней (Лувр, Париж; очевидно, под влиянием медали Пьеро делла Франческа написал профильное изображение имп. Константина на фреске «Победа Константина над Максенцием» в ц. Сан-Франческо в Ареццо, между 1452 и 1459). Веронский живописец Джованни Бадиле, воспользовавшись в качестве моделей медалями Пизанелло, изобразил И. П. и маркиза Феррарского Лионелло д'Эсте на фреске ц. Санта-Мария делла Скала (1443). В связи с еще неск. произведениями существуют легенды о том, что на них представлены И. П. и др. исторические лица, принимавшие участие в Ферраро-Флорентийском Соборе. Среди этих произведений - тондо с «Поклонением волхвов» (Гос. музеи Берлина, Берлин-Далем), написанное в 1438-1439 гг. Доменико Венециано, и фреска Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов» в капелле в Палаццо Медичи-Риккарди на Виа Ларга во Флоренции, 1459-1461 гг. Однако некоторые историки искусства (В. Н. Гращенков) отрицают документальную достоверность этих изображений.
Лит.: Zakythinos D. A. Le despotat grec de Morée. P., 1932. T. 1: Histoire politique; Papadopulos A. Th. Versuch einer Genealogie der Palaiologen, 1259-1453. Münch., 1938. N 90; Ostrogorsky. Geschichte. 19633. S. 463-469; Gill J. Personalities of the Council of Florence. Oxf., 1964. P. 104-124; История Византии. Т. 3. С. 174-185; Barker J. W. Manuel II Palaeologus (1391-1425): A Study in Late Byzantine Statesmanship. New Brunswick (N. J.), 1969; Nicol D. M. The Last Centuries of Byzantium: 1261-1453. L., 1972; Setton K. M. The Papacy and the Levant (1204-1571). Vol. 2: The 15th Cent. Phil., 1978; Dieten J.-L., van. Politische Ideologie und Niedergang im Byzanz der Palaiologen // Zschr. f. hist. Forschung. 1979. Bd. 6. S. 1-35; Hohlweg A. Kaiser Johannes VIII. Palaiologos und der Kreuzzug des Jahres 1444 // BZ. 1980. Bd. 73. S. 14-24; Walter C. A Problem of the Emperor John VIII and the Patriarch Joseph // ByzF. Bd. 10. S. 295-302; Ђурић И. Сумрак Византиjе: Време Jована Палеолога, 1392-1448. Београд, 1984; RegImp, N 3405-3518; LexMA. Bd. 5. S. 535-536; ODB. Vol. 2. P. 1053-1054; PLP, N 21481; Культура Византии. Т. 3. С. 220-221, 350-358; Byzance: L'art byzantin dans les collections publiques françaises: Cat. 1993. P., 1992. P. 463-464; Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996; Успенский. История. Т. 3. С. 613-624; Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Визант.-вост. Церкви от кон. XI до сер. XV в. СПб., 1998. С. 222-225.
И. Н. Попов, И. А. Орецкая
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.