ИОАНН АСКОТЗАНГ


ИОАНН АСКОТЗАНГ

[греч. ᾿Ιωάννης ὁ ᾿Ασκοτζάγγης от сир.    - безбашмачный] († до 566, К-поль), богослов-монофизит, основатель партии тритеистов. О нем известно из сообщений средневек. сир. хронистов Илии бар Шинайи (XI в.), Михаила Сирийца (XII в.) и Григория Бар Эвройо (XIII в.). Вероятно, информация об И. А., к-рая есть у хронистов, взята из несохранившихся произведений Иоанна Эфесского (VI в.). В 556/7 г. (дата есть только у Илии бар Шинайи) в среде сир. монофизитов (яковитов) в К-поле появился некий выходец из Апамеи по прозвищу Муко д-зеко (Илия) или Аскотзанг (Михаил Сириец и Григорий), к-рый впервые стал проповедовать тритеизм. Согласно Михаилу Сирийцу, И. А. был учеником некоего Самуила-Петра из Решайны, знатока сир. словесности, он также изучил греч. авторов и античную философию и в течение 20 лет преподавал философию в К-поле. И. А. создал тритеисткое учение, к-рое Михаил Сириец определил как «язычество» или «арианство». Самуил запретил И. А. распространять свое учение, но после смерти Самуила И. А. стал проповедовать тритеизм открыто. Он представил учение на рассмотрение имп. Юстиниана (527-565), однако тот назвал эту доктрину язычеством и прогнал И. А. Иоанн Эфесский, будучи знаком с И. А., безуспешно пытался образумить его. Напротив, И. А. с рвением принялся за составление сборника изречений отцов Церкви, доказывающих правоту его учения. В 560 г. низложенный Александрийский патриарх Феодосий, ставший неформальным вождем монофизитов в К-поле, издал энциклику с изложением сути монофизитского вероучения. И. А. отказался принять ее, и тогда Феодосий отлучил его от Церкви и анафематствовал его доктрину. По смерти И. А. Феодосий даже отказал ему в христ. погребении как анафематствованному еретику.

У И. А. было много последователей, о к-рых упоминает Михаил Сириец. Наиболее влиятельным среди них был Афанасий, внук имп. Феодоры, он переслал сочинения И. А. Иоанну Филопону, впосл. развившему идеи тритеизма. Некий пресв. Фотин из Антиохии, живший в К-поле, известен как автор сочинений в защиту учения И. А. Также за признание тритеизма выступали монахи Феодосий из Каппадокии и Амфик. Они считали, что доктрина И. А. должна быть противопоставлена иудейскому пониманию монотеизма. Некий мон. Поликарп проповедовал тритеизм в общинах монофизитов провинций Асия и Кария. Позднее защитником тритеизма был и сын И. А. иером. Абуй. Возможно, сочувствовали идеям И. А. Антиохийский патриарх-яковит Сергий Телльский (557-561), получивший кафедру благодаря поддержке Афанасия, и епископы-яковиты Конон Тарсийский и Евгений Селевкийский. Эти иерархи, вероятно, не решались открыто поддержать ересиарха до смерти патриарха Феодосия (566), но впосл. активно участвовали в тритеитских спорах.

Ист.: Eliae Metropolitae Nisibeni Opus chronologicum. Pt. 1 / Interpr. E. W. Brooks. Leuven, 1954r. P. 59. (CSCO; 63/1; Syr.; 23); Mich. Syr. Chron. T. 2. P. 251-255, 286, 288; T. 4. P. 313-315, 333-334; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 1. Col. 223-224.

Лит.: Roey A., van. La controverse trithéite jusqu'à l'excommunication de Conon et d'Eugène (557-569) // OLP. 1985. Vol. 16. P. 141-166; idem (ed.). Pauline Monophysite Textes of the 6th Cent. Leuven, 1994. Vol. 56. P. 122-126. (OLA; 56).

Д. В. Зайцев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.