ИОАНН ЖНЕЦ

ИОАНН ЖНЕЦ

[греч. ᾿Ιωάννης ὁ Θεριστής; итал. Giovanni Terista, Theristi, Theristis] (XI в.), прп. Калабрийский (пам. визант. 23 февр.; пам. зап. 24 февр., 25 июня). Покровитель г. Стило (Калабрия).

Источники

Житие И. Ж. сохранилось в 2 поздних рукописях, датируемых кон. XVI и нач. XVII в., к-рые содержат различные редакции этого произведения.

Первая версия Жития - Vita A (BHG, N 894a; Borsari. 1953. P. 136-148; Peters. 1955. S. 28-48), названная так и изданная А. Петерсом,- дошла до нас в рукописи Panorm. gr. II. E. 11. Fol. 185-193 (Fol. 197-200 - лат. пер. этого текста иезуита Агостино Фьорито; см.: Martini. 1893. P. 138; Halkin. 1951. P. 272), к-рая находится в Национальной б-ке в Палермо. Греч. текст был скопирован в 1611 г. с несохранившейся рукописи, написанной в 1217-1218 гг. в Стило. Язык этого манускрипта сильно приближен к разговорному.

Др. рукопись содержит неск. иную версию Жития - Vita B (BHG, N 894; Borsari. 1953. P. 137-151; Peters. 1955. S. 29-49); это кодекс из Национальной б-ки Франции в Париже Paris. Suppl. gr. 106. Fol. 140-147 (Omont. 1888. P. 217); фрагмент, посвященный И. Ж., был скопирован в 1591 г. писцом Паоло Бевилаква в Гроттаферрате. В 1623 г. мон. Стефаном Вардаро был осуществлен перевод Жития на лат. язык, опубликованный болландистами (ActaSS. Febr. T. 3. P. 481-483).

Обе редакции различаются по форме, и, кроме того, вторая содержит одно из чудес, к-рое отсутствует в первой (Matino. 1989. P. 259-288).

Перевод на итал. язык опубликован: Cunsolo L. La Storia di Stilo e del suo regio demanio. R., 1965. P. 233-242.

Житие

Согласно Житию, святой происходил из богатой и знатной калабрийской семьи (по Vita B, его отец был архонтом), жившей в сел. Курсано. Во время араб. нашествия на берега Калабрии отец буд. святого был убит, а мать Каллиста, будучи беременной, попала в плен и как рабыня была увезена на Сицилию в Палермо. Там она стала женой знатного мусульманина и родила ребенка. Тайно воспитав его в христ. вере, она открыла сыну секрет его рождения, когда ему исполнилось 14 лет, и настояла на том, чтобы мальчик вернулся в родные края. Следуя увещеваниям матери, он бежал с Сицилии в Юж. Италию. При расставании мать рассказала ему, где в Курсано спрятаны фамильные сокровища, и вручила маленький крест. Укрепляемый этим крестом, он пересек Мессинский прол. на араб. судне. На калабрийском берегу, в окрестностях Стило, он был схвачен местными жителями из-за своей мусульм. одежды. Его отвели к Иоанну, еп. Скуиллаче (RPR. Tl.: Germania pontificia. 1992. Vol. 10. P. 55-63). И. Ж. рассказал ему историю своей жизни и попросил о крещении. Чтобы испытать веру юноши, епископ сообщил ему, что он может получить водное крещение только после того, как погрузится в котел с кипящим маслом. И. Ж. без колебаний согласился пройти это испытание. Удостоверившись т. о. в искренности юноши, епископ крестил его и нек-рое время обучал основам христ. догматики. Сразу же обнаружилось его призвание к монашеской жизни, о к-рой И. Ж. узнал благодаря аскетам-василианам Амвросию и Николаю, подвизавшимся в пещерах в окрестностях Стило (Agresta. 1677. P. 70); также на него произвел впечатление жизненный путь св. Иоанна Предтечи, его небесного покровителя, церковь во имя к-рого находилась в Стило. Согласно поздней рукописной традиции, на выбор И. Ж. повлиял пример знаменитых южноитал. подвижников X в. преподобных Нила Младшего Россанского и Варфоломея (это связывало И. Ж. с самыми известными монахами Гроттаферраты).

Несмотря на юный возраст, И. Ж. принял монашеский постриг и проявил большое усердие в различных послушаниях. Спустя нек-рое время он открыл монахам тайну своего происхождения и рассказал о сокровищах, находившихся во дворце его знатных родителей в Курсано. Согласно уставу свт. Василия Великого, найденные сокровища были розданы бедным. Позже святой был избран игуменом. Он отличался добродетелью и аскетическими подвигами, и уже в начале монашеского служения был наделен даром чудотворения.

Недалеко от мон-ря была пещера, в к-рой бил источник или протекал ручей, и И. Ж. имел обыкновение молиться там в одиночестве, стоя в ледяной воде. Однажды зимой правитель этих мест (σατράπης) возвращался с охоты и, увидев святого, стоящего в воде, стал упрекать его в том, что тот моется, желая показаться людям красивым, и «тут же огонь начал пожирать его внутренности». Правитель был исцелен святым только после того, как исповедался во всем своей матери и выпил немного воды из источника, где молился святой. После чудесного исцеления эта знатная и влиятельная семья пожертвовала мон-рю владение, названное Пиритон (Πυρίτον - огненное).

Самое знаменитое чудо И. Ж., из-за к-рого святой получил прозвище Жнец, произошло в долине недалеко от совр. Монастераче. В июне, взяв с собой флягу с вином и немного хлеба, святой направлялся по делам мон-ря в Робиано (Родиано, по версии Vita A, ныне Монастераче). По пути он встретил жнецов, работающих на поле своего господина. И. Ж. остановился и заговорил с ними, а затем чудесным образом накормил и напоил всех имеющимися у него хлебом и вином. Тем временем поднялся ветер, а затем начался сильный дождь. Работники бросились искать убежища, а святой принялся усердно молиться. Внезапно дождь прекратился; жнецы, выйдя из укрытия, обнаружили, что по молитве святого хлеб скошен и собран в снопы. Узнав о происшедшем чуде, владелец полей подарил эти угодья мон-рю.

В последнем эпизоде Жития рассказывается о посмертном чуде святого. Рожер, «сын правителя той земли», страдал от раны на лице и, узнав о чудесах И. Ж., отправился к нему, но уже не застал его в живых. Однако, коснувшись края одежды святого, он чудесным образом исцелился от недуга. В знак благодарности Рожер повелел обновить главную церковь и др. постройки мон-ря и принес ему в дар угодья. Этот эпизод считается хронологически недостоверным, т. к. имя Рожер носили норманнские короли Сицилии и Юж. Италии, а И. Ж. жил до норманнского завоевания. Тем не менее известно, что норманнские короли придавали большое значение культу И. Ж. и делали многочисленные пожалования посвященному ему в Стило мон-рю: дарение гр. Рожера в 1100 г., дарения и др. пожалования Аделаиды и Рожера II подтверждают истинность анахронической вставки о Рожере в Житии.

Почитание

Нек-рые факты Жития (дата рождения 23 февр., место упокоения) встречаются также в гимнографии святого, восходящей к кон. XI в. (гимны содержатся в Vat. gr. 2008 и опубл. Петерсом: Peters. 1955), и подтверждают его историческую достоверность. Петерс относил рождение И. Ж. к кон. X в., а кончину - к 1030-1099 гг. Наиболее вероятно, что он род. на рубеже X и XI вв., а жил до 3-й четв. XI в., до падения визант. господства в Юж. Италии (Borsari. 1953. P. 16-17; Acconcia Longo. 1998. P. 151-152). По преданию, И. Ж. был погребен в монастыре Пресв. Богородицы, называемом ныне Сан-Джованни Теристис близ Бивонджи, в котором, по-видимому, никогда не жил.

Монастырь во имя прп. Иоанна Жнеца в Калабрии. XI в.

Монастырь во имя прп. Иоанна Жнеца в Калабрии. XI в.


Монастырь во имя прп. Иоанна Жнеца в Калабрии. XI в.

Проблема установления точных дат жизни святого связана с годом основания этого мон-ря. Самое раннее упоминание посвященной святому обители имеется в документах, опубликованных А. Гийу в 1980 г. (Mercati, Giannelli, Guillou. 1980): в акте о судебном решении 1098-1099 гг. и в завещании, написанном в 1101-1102 гг., где упомянут 2-й настоятель мон-ря Варфоломей и из текста к-рого становится очевидно, что мон-рь основан Герасимом Атулином на принадлежащей ему территории примерно тогда, когда пало визант. господство в Калабрии, т. е. в самом нач. 70-х гг. XI в. (Ibid. P. 23-24). Т. о., культ И. Ж. распространился уже во 2-й пол. XI в. Археологические данные также подтверждают, что мон-рь существовал и в донорманнское время, но при норманнах был заново отстроен. С кон. XI до нач. XIII в. мон-рь переживал пору расцвета: согласно архивным данным, обитель принимала многочисленные дарения, имела обширные земельные владения, основала подворье святых Космы и Дамиана близ Стиньяно.

Следующее упоминание о мон-ре, свидетельствующее о его упадке, относится к 1457 г. и связано с инспекцией калабрийских греч. василианских мон-рей, порученной Папским престолом Афанасию Халкеопулу (Ibid. P. 86, 92). В 1579 г., с основанием василианского ордена Италии, мон-рь вступил в новую фазу развития и стал главным василианским мон-рем на юге Калабрии. Однако из-за разорения разбойниками этой местности и происходящих там землетрясений в 1660 г. по благословению папы Александра VII монахи переселились в более крупный монастырь Сан-Джованни Теристис фуори ле Мура (Сан-Джованни Нуово), находящийся за городскими стенами Стило. Мощи И. Ж. 12 марта 1662 г. вместе с мощами святых Амвросия и Николая были перенесены в церковь, построенную в 1625 г. орденом минимитов, в к-рой с 1665 г. богослужения совершали василиане. 24 июня 1847 г. еп. Скуиллаче П. Кончецио Паскуини обрел мощи И. Ж., утерянные, по-видимому, еще в 1791 г., после масштабной перестройки монастыря поселившимися в нем редемптористами. Их обретение произошло в тот же день, в к-рый в 1122 г. папа Каллист II освятил в присутствии норманнского кор. Рожера II старый мон-рь Сан-Джованни Теристис, как написано на мемориальной доске в храме.

В нач. XIX в. по наполеоновскому законодательству о церковной собственности мон-рь Сан-Джованни Теристис стал собственностью муниципалитета Бивонджи. Затем постройки этого мон-ря принадлежали разным людям, последний владелец в 1980 г. вернул его городу. С 1990 г. начались работы по реконструкции монастыря. В 1994 г. там появились первые монахи с Афона, а 24 февр. 1995 г. г. Бивонджи официально передал мон-рь Италийской митрополии К-польского Патриархата сроком на 99 лет. Этот мон-рь явился первым в Италии, заселенным афонскими монахами. 21 марта 2001 г. мон-рь посетил Патриарх К-польский Варфоломей I, к-рый перенес частицу мощей И. Ж. из соименной церкви в Стило. В 2002 г. была закончена реконструкция кафоликона.

В 2008 г. возникли споры в Италийской митрополии К-польского Патриархата, из-за которых мон-рь 19 февр. 2008 г. был передан городским советом Бивонджи Итальянской епископии восточно- и южноевроп. митрополии Румынской Православной Церкви сроком на 99 лет.

Святой упоминается в некоторых визант. Синаксарях (напр., Crypt. B. g. IV, XII в.) под 23 февр., а в Римском Мартирологе - под 24 июня (в этот день была освящена ц. И. Ж. в Стило); в издании 1922 г. его память была перенесена на 24 февр.

Ист.: BHG, N 894, 894а; ActaSS. Febr. T. 3. P. 481-483; SynCP. Col. 485, 993; Agresta A. Vita di S. Giovanni Theresti. R., 1677; Borsari S. Vita di San Giovanni Terista // Archivio storico per la Calabria e la Lucania. R., 1953. Anno 22. P. 13-21, 136-151; Peters A. Joannes Messor, seine Lebensbeschreibung und ihre Entstehung: Diss. Bonn, 1955.

Лит.: Omont H. Inventaire sommaire des manuscrits Grecs de la Bibliothèque Nationale. P., 1888. Vol. 3. P. 217; Martini E. Catalogo di manoscritti greci esistenti nelle biblioteche italiane. Mil., 1893. Vol. 1. Pt. 1; Halkin F. Manuscrits grecs à Messine et à Palerme // AnBoll. 1951. Vol. 69. P. 238-282; Laurent M.-H., Guillou A. Le «Liber Visitationis» d'Athanase Chalkéopoulos (1457-1458): Contribution à l'histoire du monachisme grec en Italie méridionale. Vat., 1960. (ST; 206); Russo F. Giovanni Theristi // BiblSS. Vol. 6. Col. 911-913; Mercati S. G., Giannelli C., Guillou A. Saint-Jean-Théristès (1054-1264). Vat., 1980; Matino G. Per la configurazione del greco nella Calabria medievale: Le due redazioni della vita di S. Giovanni Terista // Contributi alla cultura greca nell'Italia meridionale / A cura di A. Garzia. Napoli, 1989. Vol. 1. P. 259-288; Acconcia Longo A. S. Giovanni Terista nell'agiografia e nell'innografia // Calabria Bizantina: Civiltà bizantina nei territori di Gerace e Stilo. Soveria Mannelli, 1998. P. 137-154; Grégoire R. Jean le Moissonneur // DHGE. T. 27. Col. 300-301; Follieri E. I santi dell'Italia greca // Histoire et culture dans l'Italie Byzantine: Acquis et nouvelles richerches / Sous la dir. de A. Jacob, J.-M. Martin, G. Noyé. R., 2006. P. 120-121.

М. А. Курышева


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ИОАНН ЖНЕЦ" в других словарях:

  • Месяцеслов русский — (Святцы)  годовой круг русского крестьянина, выраженный в устном народном творчестве и расписанный по дням каждого месяца, за которыми закреплены отдельные приметы, обычаи, обряды, поверья и наблюдения за явлениями природы. Дни месяцеслова… …   Википедия

  • Костюм эпохи Позднего Средневековья (Франция) — Костюм эпохи Позднего Средневековья выполнял во многом социальную функцию. Ношение платья в XIV XVI веках определялось понятием «луковицы», когда верхнее платье надевалось поверх нижнего, и количество слоёв зависело от социального статуса хозяина …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»