ИОАНН И ЗАХАРИЯ

ИОАНН И ЗАХАРИЯ

Чудо в Великой печерской церкви, увиденное прп. Иоанном и отроком Захарией. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 116 об. (РГБ)

Чудо в Великой печерской церкви, увиденное прп. Иоанном и отроком Захарией. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 116 об. (РГБ)


Чудо в Великой печерской церкви, увиденное прп. Иоанном и отроком Захарией. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 116 об. (РГБ)

(кон. XI - нач. XII в.), преподобные (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерские. В 5-м Слове Киево-Печерского патерика (1-я треть XIII в.) рассказывается, что киевские бояре И. и Сергий, будучи в Успенской ц. Киево-Печерского мон-ря, «видеста свет паче солнца на иконе чюдней Богородичине» и, видимо восприняв это как знамение, «в духовное братство приидоста», т. е. совершили в храме обряд братотворения, объявив друг друга духовными братьями, что предполагало тесное духовное общение и взаимопомощь в мирских делах. Через неск. лет И. тяжело заболел и, чувствуя приближение смерти, раздал часть своего имущества нищим. 1 тыс. гривен серебра и 100 золотых гривен И. завещал своему 5-летнему сыну З. по достижении им совершеннолетия (15 лет), а до того времени доверил воспитание сына и распоряжение этими средствами Сергию (духовный брат в визант. праве приравнивался к родственникам 1-й степени). Автор патерикового повествования свт. Симон, еп. Владимирский, указывает, что описываемые события случились при печерском игум. прп. Никоне, т. е. в 1078-1088 гг. Когда З. исполнилось 15 лет, Сергий заявил ему, что ничего от И. не получал, т. к. тот «своим безумьем» раздал все как милостыню. З. просил у опекуна вернуть ему хотя бы часть наследства, но тот уверял, что ничего не получал от И. Тогда юноша потребовал от Сергия поклясться перед чудотворной иконой Божией Матери, «идеже братство взя со отцем моим». Сергий поклялся, но не смог поцеловать икону, поскольку Пресв. Богородица не позволяла ему приблизиться к образу. Выходя из храма, он вдруг закричал, умоляя преподобных Антония и Феодосия Печерских защитить его от «аггела... немилостивого» и молиться за него Пресв. Богородице, чтобы Она избавила его от бесов. На всех присутствующих напал страх, и с этого времени, замечает агиограф, в Киево-Печерском монастыре никому не позволялось клясться чудотворной Богородичной иконой. Сергий признался, что деньги И. спрятаны в «клети» в его доме. З. забрал отцовское наследство (при этом золота и серебра оказалось вдвое больше, чем завещал сыну И.) и отдал его игум. Киево-Печерского мон-ря прп. Иоанну (1089 - не позже 1108). Юноша принял постриг в Киево-Печерском монастыре и впосл. там скончался. На вклад З. в память об И. в обители, «удуже на полати восходят», был построен придельный храм св. Иоанна Предтечи (Древнерусские патерики. 1999. С. 17).

Место погребения И. неизвестно. В поздней агиографической традиции И. и З. могли отождествляться с преподобными Иоанном постником, мощи к-рого почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (в XIX в. погребение И. могли ошибочно указывать в Ближних пещерах), и с Захарией постником, мощи к-рого почивают в Дальних пещерах лавры. Этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что в «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) названы вместе «преподобные отцы Иоанн и Захария постники» - святые, никак не связанные друг с другом, мощи к-рых почивают в разных пещерах лавры (Описание о российских святых. С. 28). В пользу отождествления З. с прп. Захарией постником отчасти говорят результаты биохимического исследования мощей последнего, проведенного в 80-х гг. XX в.; исследование показало, что святой скончался молодым - в возрасте 20-25 лет (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 93; об отождествлении З. с прп. Захарией постником см.: Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. 17-19; Дива печер лаврських. С. 65, 66). Канонизацией И. и З. следует считать включение их имен в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав которого был определен в сер. 80-х гг. XX в. в ходе подготовки издания богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 363; в списке Минеи З. назван отдельно от прп. Захарии постника).

Ист.: Абрамович Д. И. Патерик Киево-Печерского мон-ря. К., 1911. С. 9-10, 194-195; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 16-17.

Лит.: Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 113; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 203; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 29-30; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 166.

М. В. Печников

Иконография

Чудо в Великой печерской церкви, увиденное прп. Иоанном и отроком Захарией. Гравюра Л. Тарасевича. Киево-Печерский Патерик. К., 1702. Л. 114 об. (РГБ)

Чудо в Великой печерской церкви, увиденное прп. Иоанном и отроком Захарией. Гравюра Л. Тарасевича. Киево-Печерский Патерик. К., 1702. Л. 114 об. (РГБ)


Чудо в Великой печерской церкви, увиденное прп. Иоанном и отроком Захарией. Гравюра Л. Тарасевича. Киево-Печерский Патерик. К., 1702. Л. 114 об. (РГБ)

В старопечатном издании Киево-Печерского патерика (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 116 об.) помещена ксилография 1656 г. с подписью мастера мон. Илии, иллюстрирующая чудо в Великой печерской ц., увиденное прп. Иоанном, игум. киево-печерским, и юным З. Изображение заключено в овал с барочным обрамлением, вверху надпись: «Чудо изрядно в церкви печерской. Клявшуся сергию за злато и сребро: пред иконою с[вя]тыя Б[огороди]ца». На переднем плане ангел поражает терзаемого бесами опекуна Сергия. Отрок З. с разведенными руками, удивленный происходящим, изображен справа, на 2-м плане, впереди группы черноризцев, за ним игум. прп. Иоанн. Действие происходит в интерьере собора перед иконами Богоматери с Младенцем и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Этот сюжет с небольшими изменениями повторен на гравюре на меди, исполненной Леонтием Тарасевичем для печатного Патерика 1702 г. Единоличных изображений И. и З. не выявлено; в иконографии «Собор Киево-Печерских святых» они отождествляются, очевидно, с постниками преподобными Иоанном и Захарией.

И. Б. В.


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ИОАНН И ЗАХАРИЯ" в других словарях:

  • ИОАНН ПРЕДТЕЧА — [Иоанн Креститель; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Πρόδρομος], крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию Спасителя (пам. 24 июня Рождество Иоанна Предтечи, 29 авг. Усекновение главы Иоанна… …   Православная энциклопедия

  • Иоанн Креститель — (ивр. יוחנן המטביל‎) Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо Песношского монастыря близ …   Википедия

  • Иоанн-Креститель — (ивр. יוחנן המטביל‎) Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва. Пол: мужской Период жизни: 6 …   Википедия

  • Иоанн Предтеча — Иоанн Креститель (ивр. יוחנן המטביל‎) Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва. Пол: мужской Период жизни: 6 …   Википедия

  • Иоанн Креститель — последний из пророков ВЗ, сын священника Захарии (см. Захария) и его жены Елисаветы (см. Елисавета), к рая происходила из рода Аарона и была родственницей Марии, матери Иисуса (Лк 1:5,36). Захария и Елисавета достигли преклонного возраста,… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Захария и Елисавета — (Захария греч., евр. zekarya или zo karyahu, «Яхве вспомнил»; Елисавета греч. EA,iad(3ET;, Захария и Елисавета евр. eliseba или eliseba t, «Бог Завета»), родители Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи). В Новом Завете рассказ о 3. и Е. содержится… …   Энциклопедия культурологии

  • ЗАХАРИЯ И ЕЛИСАВЕТА — (Захария греч. Ζαχαρίας, евр. zecharjâh или zеcharjâhu, «Яхве вспомнил»; Елисавета греч. Έλισάβετ евр. elîseba или elisab ath, «бог завета»), в христианских религиозно мифологических представлениях родители Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи). В… …   Энциклопедия мифологии

  • Захария и Елисавета — в христианстве родители Иоанна Крестителя. У них до старости не было детей. Однажды, когда Захария (он был священником Иерусалимского храма) служил в храме, ему явился архангел Гавриил и сообщил, что у него родится сын, которого следует назвать… …   Исторический словарь

  • Захария — (евр. Зехарья и Захарьяху, Господь вспомнил, подумал (о ком то) ): 1) отец Иддо, главного начальника полуколена Манассии в Галааде во времена Давида (1Пар 27:21); 2) левит, сын Мешелемии, привратник, современник Давида (1Пар 9:21; 26:2). Он… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Иоанн Вишенский — Иоанн Вышенский Дата рождения: между 1545 1550 Место рождения: Судовая Вишня Дата смерти: после 1620 года Место смерти: Афон Род деятельности: поэт, прозаик, публицист Направление …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»