- ИОАНН КУЩНИК
-
Прп. Иоанн Кущник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 222)
Прп. Иоанн Кущник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 222)[Иоанн Каливит; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Καλυβίτης] (1-я пол. V в.), прп. (пам. 15 янв.). В агиографической традиции, посвященной И. К., практически отсутствуют сведения, позволяющие более или менее точно определить хронологические и географические рамки повествования, к-рое из-за скудости деталей приобретает полулегендарный характер. Время жизни святого принято относить к 1-й пол. V в., поскольку И. К. подвизался в обители акимитов («неусыпающих»), основанной прп. Александром Константинопольским в 20-х гг. V в., а в сочинениях Георгия Кедрина (Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 610) и Иоанна Зонары (Zonara. Annales. XIV 1) при описании пожара в К-поле в 468 г. упоминается ц. во имя Иоанна Каливита (или Нищего) (Janin. Églises et monastères. P. 270-271). В Житии говорится, что подвижник род. в Риме (в данном случае следует понимать под этим топонимом «Новый Рим», т. е. К-поль) в богатой, знатной семье и был младшим из 3 сыновей. Он получил образование, обычное для мальчика из аристократической семьи, отличался особой любовью к богослужению и чтению церковных книг. Когда И. К. было 12 лет, инок из мон-ря акимитов, направлявшийся в паломничество в Иерусалим, зашел в дом к его родителям и остался на ночлег. И. К., узнав об образе жизни акимитов, уговорил инока по возвращении из Иерусалима взять его с собой в монастырь. По просьбе сына родители подарили ему Евангелие, украшенное золотом и драгоценными камнями. Когда монах вернулся из Иерусалима, юноша втайне от родителей, мечтавших о его светской карьере, с помощью хитроумных уловок покинул дом и, наняв корабль, отправился с иноком в мон-рь. Ни местоположение мон-ря, ни имя игумена в Житии не упоминаются. Несмотря на юный возраст И. К., игумен, видя его стремление стать монахом, согласился принять его в число братии. Юноша провел в мон-ре 6 (в др. редакции Жития - 7) лет, удивляя всех своими подвигами, после чего решил увидеть родителей. Покинув с благословения настоятеля монастырь, он пришел в К-поль в одежде нищего и, не узнанный родителями, поселился неподалеку от входа в отчий дом под небольшим навесом или в шалаше (откуда и получил свое прозвище), который соорудил для него один из слуг. Отец И. К. посылал ему время от времени еду, а он раздавал ее нищим. Его мать, напротив, не только не подавала ему милостыню, но и приказала прогнать И. К. от ворот дома. Через 3 года И. К. получил откровение о скорой кончине, после чего позвал родителей, которые, увидев Евангелие, поняли, что он и есть их пропавший сын. И. К. попросил похоронить его на месте своих подвигов в тех одеждах, которые он носил. Родители исполнили его волю и воздвигли на месте его погребения церковь и странноприимный дом.
Прп. Иоанн Кущник. Роспись алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. 1482 или 1514-1515 гг.
Прп. Иоанн Кущник. Роспись алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. 1482 или 1514-1515 гг.Прп. Иоанн Кущник. Роспись ц. Вознесения в Дечанах. Ок. 1348-1350 гг
Прп. Иоанн Кущник. Роспись ц. Вознесения в Дечанах. Ок. 1348-1350 ггПочитание И. К. было широко распространено в древности. Cуществуют 3 греч. редакции Жития И. К., 2 из к-рых не опубликованы, а также многочисленные его версии на вост. языках, в частности на коптском и армянском. В копто-арабском Синаксаре указано 3 дня памяти святого: преставление И. К. 16 абиба (16 хамле эфиоп. календаря), т. е. 20 июля, и 17 тубаха, т. е. 12 янв.; освящение церкви и перенесение мощей И. К. 20 тубаха (20 тэр эфиопского календаря), т. е. 15 янв. В копто-эфиоп. традиции И. К. называют Иоанном с Золотым Евангелием, его также именуют Нищим или Бедным, как и в др. восточных традициях. В арм. Синаксаре день памяти святого совпадает с днем, указанным в греч. Синаксарях,- 15 янв. (8 аряца). Между 868 и 876 гг. Анастасий Библиотекарь выполнил перевод одной из греческих редакций Жития И. К. на лат. язык (AnBoll. 1896. Vol. 15. P. 258; по мнению Ж. М. Соже, ок. 870 г.- BiblSS. T. 6. P. 641). Содержание различных версий Жития, как правило, имеет незначительные отличия, при сохранении основных моментов повествования могут опускаться второстепенные подробности, варьироваться сроки пребывания в мон-ре (6 или 7 лет), отсутствовать название монастыря и т. п.
Между Житием И. К. и Житием Алексия, человека Божия, имеются многочисленные совпадения. В частности, высказывались предположения о том, что Житие И. К. послужило одним из источников Жития Алексия или же оба этих произведения принадлежали к одному кругу агиографических памятников с общими типическими чертами.
Мощи святого, по свидетельству рус. паломника Антония (впосл. архиепископ Новгородский), видевшего его могилу (Книга Паломник. С. 29), ок. 1200 г. еще находились в К-поле. Однако, согласно др. традиции, уже в VIII в. тело И. К. было перенесено из К-поля в Рим и положено в посвященной ему церкви. В Безансоне в соборе св. Стефана хранилась глава И. К., для которой был сделан серебряный реликварий. В 1674 г. реликварий перенесли в собор св. Иоанна, в 1794 г. глава И. К. была утеряна. В наст. время рука И. К. хранится в мон-ре Живоносного Источника (Хрисопиги) близ Ханьи (Крит), др. частицы - в архиепископской резиденции в Никосии (Кипр), в скиту Пресв. Богородицы (Афон), в мон-ре Варлаама (Метеоры), в Иоанна Богослова апостола мон-ре на Патмосе, в исихастирии Вознесения Господня близ г. Козани, в мон-рях Лимонос (Лесбос), Честного и Животворящего Креста (Самос), Живоносного Источника близ Кисамоса (Крит), Успения Пресв. Богородицы близ Пили (Фессалия) (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 201).
Ист.: BHG, N 868-869h; BHO, N 498-499; AсtaSS. Ian. T. 1. P. 1031-1039; PG. 114. Col. 568-581; Vita S. Iohannis Calybitae, interp. latina auctore Anastasio Bibliothecario // AnBoll. 1896. Vol. 15. P. 257-267; SynCP. Col. 393; Le synaxaire Ethiopien: Les mois de sane, hamle et nahase / Éd. I. Guidi // PO. 1911. Vol. 7. Fasc. 3. P. 324-327; Un martyrologe et douze ménologes syriaques / Éd. F. Nau // PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. N 46. P. 71, 81; SynAlex. 1915. Vol. 11. Fasc. 5. P. 607-609, 621; 1923. Vol. 17. Fasc. 3. P. 659-661; Bayan G. Le synaxaire arménien de Ter Israel: Mois de Aratz // PO. 1926. T. 19. Fasc. 1. N 91. P. 37-41; Budge E. A. W. The Book of the Saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. T. 2. P. 523; T. 4. P. 1122-1124; ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 11-24.
Лит.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 1029-1031; Amiaud D. La légende syriaque de St. Alexis L'Homme de Dieu. P., 1889; Poncelet A. La Légende de St. Alexis // La Science Catholique. 1889/1890. T. 4. P. 269-271, 632-645; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 15; Т. 3. C. 25-26; Hermann L. Qui est Saint Alexis? // L'antiquité classique. 1942. T. 11. P. 235-241; Gaiffier B. De Intactam sponsam relinquens: A propos de la vie de St. Alexis // AnBoll. 1947. T. 65. P. 157-195; Kaster G. Johannes Kalybites (der Hüttenbewohner) // LCI. Bd. 7. S. 139-140; Calio G., Sauget J.-M. Giovanni Calivita // BiblSS. Vol. 6. P. 640-643; Janin. Églises et monastères. P. 270-271; Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сир. агиографии // ППС. 1990. Вып. 30(93). С. 78-81; Orlandi T. John Calybites // CoptE. Vol. 5. P. 1357; Van Esbroeck M. La Vie de Saint Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne // Oriens Chr. 1998. T. 82. P. 153-183; Aubert R. Jean Kalybites (516) // DHGE. T. 27. Col. 171-173.
А. Б. Ванькова
Гимнография
Память И. К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 198) 15 янв. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 321) память И. К. также отмечена 15 янв., служба подробно не описана. В рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 163, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 46) содержится последование И. К., включающее минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир и седален.
В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 391-392) 15 янв. помещен подробный устав соединения службы И. К. с последованием Октоиха и со службой прп. Павлу Фивейскому; служба совершается с пением на утрене «Бог Господь», указан отпустительный тропарь И. К. ᾿Εν σοί, πάτερ, ἀκριβῶς διεσώθη̇ ( ), поется канон И. К. 2-го гласа, по 3-й песни - седален И. К., по 6-й - кондак И. К.; И. К. назначаются 4 стихиры-подобна и самогласен; на литургии поются тропарь И. К., прокимен Пс 149. 5 со стихом, аллилуиарий Пс 111. 1, Апостол и Евангелие - дня, причастен Пс 111. 6.
В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 107-108) последование И. К. включает: отпустительный тропарь И. К. 4-го гласа ᾿Εκ βρέφους τὸν Κύριον ἐπιποθήσας θερμῶς̇ (С младенчества Господа горячо возжелав...), кондак, канон, цикл стихир-подобнов и самогласен, седален; на литургии указания те же, что и в Евергетидском Типиконе.
В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 251) память И. К. также отмечается 15 янв.; важные особенности, касающиеся последования И. К., не указаны.
В богослужебных книгах Иерусалимского устава, начиная с древнейших рукописных памятников (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 38) и до совр. печатных изданий, память И. К. отмечается 15 янв. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) последования И. К. и Павла Фивейского соединяются со службой Октоиха; служба совершается с пением на утрене «Бог Господь» и тропарям (указан тот же отпустительный тропарь И. К., что и в Мессинском Типиконе); И. К. также назначаются канон 2-го гласа, цикл стихир-подобнов и самогласен. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 15 янв. отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); последование И. К. также соединяется со службами Павлу Фивейскому и Октоиха; святым назначается общий отпустительный тропарь 4-го гласа указаны посвященные И. К. кондак 3-го гласа канон, цикл стихир-подобнов и самогласен, седален, светилен. В московском издании Типикона 1633 г. И. К. назначается иной кондак 2-го гласа В исправленном издании Типикона 1682 г. И. К. также назначается др. кондак 2-го гласа
Последование И. К., помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа ᾿Εκ βρέφους τὸν Κύριον ἐπιποθήσας θερμῶς̇ (С младенчества Господа горячо возжелав...) - в греч. Минее; общий отпустительный тропарь И. К. и Павлу Фивейскому 4-го гласа - в слав. Минее; кондак 2-го гласа Ποθήσας σοφέ πτωχείαν̇ ( ) с икосом; кондак 2-го гласа (Минея (МП). Январь. Ч. 2. С. 9); кондак 3-го гласа (Там же); канон, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Πτωχὸν παθῶν με δεῖξον εὐχαῖς σου Μάκαρ. ᾿Ιωσήφ (Нищa страстей мя покажи молитвами твоими, блаженне. Иосиф) 2-го гласа, ирмос: ᾿Εν βυθῷ κατέστρωσε̇ ( ), нач.: Πλουτισθες ταῖς θείαις ἀρεταῖς ( ); цикл стихир-подобнов (в слав. Минее их 2), самогласен (в рус. Минее их 2), светилен (в греч. Минее их 2), седален.
По рукописям известны песнопения И. К., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон с акростихом ῾Ο νοῦς πένης μοι̇ πλουτίσοις τοῦτον, πάτερ (Ум бедный мой: обогати его, отче) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραὼ ἐβύθισε̇ ( ), нач.: ῞Ολον τὴν αἴϒλην τοῦ ἁϒίου Πνεύματος (Все сияние Святого Духа) (Ταμεῖον. Σ. 154); дополнительный кондак 8-го гласа c икосом (Амфилохий. Кондакарий. С. 248); дополнительные икосы (Там же. С. 92, 175).
Е. Е. Макаров
Иконография
Прп. Иоанн Кущник. Роспись ц. Вознесения в Милешево. Ок. 1228 г.
Прп. Иоанн Кущник. Роспись ц. Вознесения в Милешево. Ок. 1228 г.И. К. сложилась в визант. искусстве к X в. и в дальнейшем не претерпела существенных изменений. И. К. изображается молодым безбородым иноком, с короткими темными волосами, в монашеском одеянии; в правой руке держит крест, в левой - закрытое Евангелие, которое является непременным атрибутом образа И. К. как подарок родителей святого,- благодаря Евангелию они смогли узнать сына перед смертью. Описание этого иконографического типа содержится в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «Юный, без бороды, держит закрытое Евангелие» (Ерминия ДФ. С. 173). В др. варианте иконографии И. К. изображается средовеком, напр. на миниатюре из Минология (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 25r, 1327-1340 гг.), в росписи ц. Вознесения в монастыре Дечаны, Сербия (1348-1350).
Одно из древнейших изображений И. К. сохранилось в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 322, 1-я четв. XI в.). С XI в. образ И. К. часто включается в систему храмовых росписей, где помещается среди образов великих аскетов и основателей мон-рей: дважды он изображен в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-40-е гг. XI в.),- в медальоне в зап. части наоса и на галерее - в рост; образ И. К. находится в кафоликоне монастыря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056); в нартексе ц. Св. Софии в Фессалонике (40-е гг. XI в.). В ц. вмц. Варвары в Соганлы, Каппадокия (между 1006 и 1021), сохранились изображения в зоне рядом с алтарем; его образ находится в виме ц. Пресв. Богородицы Евангелистрии в Гераки (Ераки), Пелопоннес (кон. XII в.), в ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция (XII в.), в крипте церкви мон-ря свт. Николая близ Орхоменоса в Беотии (кон. XII в.), в ц. Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209), в ц. Пресв. Богородицы в Ахтале, Армения (между 1205 и 1216), на сев. стене ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (рубеж XII и XIII вв. или кон. XIII - нач. XIV в.), в ц. Вознесения в Милешеве, Сербия (до 1228),- рядом с прп. Алексием, человеком Божиим, в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), в трапезной Великой Лавры св. Афанасия на Афоне (1512) и др.
В иконописи образ И. К. включен в состав святых на минейных иконах (гексаптихе и диптихе) из монастыря вмц. Екатерины на Синае (2-я пол. XI - нач. XII в.), где святой представлен с крестом в руке.
В поствизант. время И. К. в соответствии со сложившейся традицией изображали как безбородого инока, с Евангелием. Он представлен в т. н. Афонской книге образцов (РНБ. 0.I.58. Л. 92, XV в.), в росписи собора свт. Николая в мон-ре Анапавса в Метеорах, Греция (1527, мастер Феофан Критский), в нартексе собора Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря (1552), на южной стене ц. Успения Пресв. Богородицы в Каламбаке, Греция (XVI в.), в кафоликоне мон-ря Хиландар на Афоне (1621).
В древнерус. искусстве образ И. К. встречается не так часто, как в византийском, уступая распространению изображений прп. Алексия, человека Божия. Один из ранних предполагаемых образов И. К. сохранился в росписи собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). В росписи ц. Спаса Преображения на Ковалёве в Вел. Новгороде (1380) он был представлен в облике юноши в светлом рубище; на алтарной преграде Успенского собора Московского Кремля (роспись 1482 или 1514-1515) - как преподобный, с Евангелием перед грудью. И. К. изображен в алтаре ц. ап. Иоанна Богослова (1683) архиерейского дома в Ростове, рядом с прп. Иоанном Лествичником; в приделе святых Гурия, Самона и Авива в ц. прор. Илии в Ярославле (посл. четв. XVII в.).
В XVIII-XIX вв. изображение И. К. помещалось на заказных иконах и на иконах среди избранных святых, напр. на иконе «Святые Павел Фивейский и Иоанн Кущник» (1-я треть XVIII в., ЯХМ).
Лит.: Mouriki D. The Mosaics of Nea Moni on Chios. Athens, 1985. Vol. 2. Pl. 82; Tomekovic S. Les saints ermites et moines dans le décor du narthex de Mileševa // Милешева у историjи српского народа. Београд, 1987. C. 51-67; Patmos: Treasure of the Monastery / Ed. A. D. Kominis. Athens, 1988. Pl. 29; Jolivet-Lévy С. Les églises Byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l'abside et de ses abords. P., 1991.
Н. В. Герасименко
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.