ИОВ СТОЛП

ИОВ СТОЛП

(† после 50-х гг. XV в.), бывш. свящ. в Пскове, полемизировал с прп. Евфросином Псковским (Ɨ 1481) по вопросу о двоении или о троении аллилуии (И. С. был сторонником трегубой аллилуии; о споре см. подробнее в ст. Евфросин, прп., Псковский). И. С. упоминается в первоначальной редакции Жития прп. Евфросина (в «Повести о сугубой аллилуии»), созданной, по мнению В. И. Охотниковой, до 1510 г., как авторитетный в Пскове иерей - «столп церковный благочестию, поддръжаше крепость и тверд учитель, Православию наставник» (Охотникова. С. 55). Вопрос об аллилуии был поднят псковским духовенством в грамоте, посланной митр. Киевскому и всея Руси св. Фотию. В ответном послании от 12 авг. 1419 г. Фотий благословил псковичей петь славословие с трегубой аллилуией (РИБ. Т. 6. № 48. Стб. 408; РФА. 2008. № 137.1. С. 497). По-видимому, И. С. уже тогда принял участие в полемике. Митр. Фотий упоминает И. С. в одной из грамот 20-х гг. XV в. (наиболее вероятная датировка - 24 сент. 1425) как представителя псковского соборного духовенства, посланного к первосвятителю с вопросами о нестроениях в церковной жизни (Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955. Прил. С. 248, 251; РФА. 2008. № 131.1. С. 469-475). И. С. и др. псковские священники жаловались на то, что в Пскове на суде над священнослужителями последние должны были присутствовать в полном богослужебном облачении (вид клятвы). Псковские духовные лица сообщали митрополиту и о др. беспорядках в Пскове: о второбрачии вдовых священников, о многоженстве мирян, о пострижении в монашество супругов втайне друг от друга, о совершении монахами мирских треб, о расстрижении монахов, о переходе священников от церкви к церкви, о мирских «игрищах неподобных дьявольских» и др. В грамоте свт. Фотия затронута тема борьбы с существовавшей в Пскове в то время ересью стригольников. Надо полагать, И. С. был одним из активных искоренителей ереси.

По сообщению Жития прп. Евфросина, И. С. после смерти жены снял сан («распопися») и женился вторично, затем в 3-й раз. Он продолжил спор с прп. Евфросином об аллилуии, с новой силой разгоревшийся в Пскове в сер. 50-х гг. XV в. И. С. написал преподобному послание (известно по упоминанию в Житии прп. Евфросина), в к-ром в резких выражениях обвинял святого в ереси. Бывш. священник также сумел восстановить против прп. Евфросина насельников его мон-ря (см. Елеазаров во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста мон-рь) и мн. псковичей. Прп. Евфросин послал грамоту клирикам псковского кафедрального Свято-Троицкого собора (фрагменты сохр. в Житии) с изложением своей позиции. Не позже 1458 г. он отправил письмо Новгородскому архиеп. св. Евфимию II Вяжицкому с просьбой рассудить «прю межоусобную». Ответ святителя не разрешил конфликта: прп. Евфросин и И. С. остались при своих взглядах.

Ист.: Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исслед. и тексты. СПб., 2007. Т. 2.

М. В. Печников


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ИОВ СТОЛП" в других словарях:

  • Иов \(Столп\), псковский книжник — Иов (XV в.) – «роспоп», псковский книжник по прозвищу Столп, автор послания к основателю псковского Елеазарова монастыря Евфросину по поводу аллилуйи в церковном пении. В своей «епистолии» (будучи сторонником «трегубой аллилуй») И. обличает… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Древнерусская литература XV века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 1.1 1400 е годы 1.2 1410 е годы …   Википедия

  • ЗЛО — [греч. ἡ κακία, τὸ κακόν, πονηρός, τὸ αἰσχρόν, τὸ φαῦλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность… …   Православная энциклопедия

  • ЖИЗНЬ — Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… …   Православная энциклопедия

  • Благодатный огонь — …   Википедия

  • ДУША — [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… …   Православная энциклопедия

  • ВЕРА — один из главных феноменов человеческой жизни. По своей природе В. разделяется на религ. и нерелиг. «Все, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою... весьма многие дела человеческие основаны на вере; и этому не одни… …   Православная энциклопедия

  • Никитский монастырь (Переславль-Залесский) — У этого термина существуют и другие значения, см. Никитский монастырь. Монастырь Никитский мужской монастырь …   Википедия

  • Столбы — евр. амуддим. Столбы были в большом употреблении в восточной архитектуре, служа подпорой для плоских крыш, а также и украшением. См. описание кедрового дворца Соломона (3 Цар. 7:2 и дал.) и описание храма, в котором были поставлены 2 медных… …   Словарь библейских имен

  • ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ — термин, обозначающий причастность к вечному Божественному бытию; бесконечное существование, жизнь как не имеющая конца длительность; понятие, выражающее религ. и религиозно философские представления о высшей цели бытия человека, о его конечных… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»