АКИЛА И ПРИСКИЛЛА


АКИЛА И ПРИСКИЛЛА

[Аквила и Присцилла, или Приска; греч. ̓Ακύλας καὶ Πρίσκιλλα, лат. Aquilas от aquila - орел, Priscilla от prisca - древняя] (I в.; пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы). Апостол от 70 А. (упом. не во всех апостольских списках) и его жена Прискилла, по происхождению иудеи из обл. Понт, жили в Риме и принадлежали к числу первых христиан. А. и Прискилла и др. обращенные иудеи вели среди соплеменников проповедь христианства, что могло привести к раздорам и беспорядкам в евр. общине Рима. Об изгнании евреев из Рима в 49 г. по Р. Х. по распоряжению имп. Клавдия сообщает рим. историк Светоний (De vita Caes. Claud. 25. 4). А. и Прискилла поселились в Коринфе, где в 52 г. их посетил ап. Павел, прибывший в Коринф из Афин (Деян 18. 2-3). В Коринфе он оставался чуть более полутора лет (Деян 18. 11), затем отправился в Эфес вместе с А. и Прискиллой (Деян 18. 18), ставшими активными помощниками в его миссионерском служении. Им приходилось рисковать жизнью за апостола (Рим 16. 4), к-рый не раз с любовью упоминал их домашнюю церковь в Эфесе (1 Кор 16. 19; 2 Тим 4. 19). Когда ап. Павел отправился в Иерусалим, чтобы встретить там Пасху, в Эфес пришел проповедник Аполлос, к-рый хоть и правильно говорил и учил о Господе, но не был крещен христ. Крещением, зная только Крещение Иоанна Предтечи. А. и Прискилла, услышав проповедь Аполлоса, пригласили его к себе и разъяснили ему путь Господень, и впосл. он усердно содействовал распространению христианства (Деян 18. 24-28), будучи причислен к апостолам от 70. После смерти имп. Клавдия (54) А. и Прискилла возвратились в Рим, возможно посланные туда ап. Павлом для укрепления христ. общины и подготовки благоприятных условий для его собственной проповеди. В Риме в их доме проходили богослужебные собрания, и они были первыми среди римлян, кого ап. Павел удостоил своего приветствия и похвалы, причем имя Прискилла стоит перед именем ее мужа (Рим 16. 3-4); об особой роли св. Прискиллы и женщины вообще в распространении христ. проповеди говорит в своих беседах свт. Иоанн Златоуст.

Согласно 2-му Посланию ап. Павла к Тимофею, еп. Эфесскому, А. и Прискилла позже снова находились в Эфесе и были помощниками еп. Тимофея (2 Тим 4. 19). Письменных источников, сообщающих об их дальнейшей судьбе, не сохранилось. По преданию, принятому в правосл. агиографии, А. стал еп. Ираклийским и был убит язычниками; мученическую кончину претерпела и его жена. Поздние мученические акты А. и Прискиллы относятся к VII в.; существует также греч. «Страдание мученицы Прискиллы», составленное не ранее VIII в. Краткое житие святых было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. краткое житие святых включено под 14 июля и 13 февр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Стб. 311-312, 477). Мощи мучеников находятся в Риме в ц. мч. Приски.

Гимнография

Память А. и Прискиллы отмечена в большинстве древних месяцесловов: в Типиконе Великой ц. под 13 февр. (X в.- Mateos. Typicon. T. 1. P. 232-233) и др. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 212-213). Мессинский Типикон (1131), являющийся италийской редакцией Студийского Устава, предписывает петь 13 июля службу А. с Аллилуия (Arranz. Typicon. P. 166). В др. Уставе студийской традиции - Евергетидском Типиконе (XI в.) - память А. находится под 14 июля, где указаны элементы последования: стихиры (1-го гласа), канон Иосифа (2-го гласа), седален (4-го гласа) (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 470); с большой степенью вероятности можно утверждать, что это те же песнопения, что и в печатных Минеях. Нек-рые ранние списки Иерусалимского устава (напр., XII в., Sin. gr. 1096 - Там же. Т. 3. С. 52) содержат память А. под 13 июля; поздние Типиконы иерусалимской традиции помещают ее под 14 июля. Первый рус. печатный Устав 1610 г. и греч. Типиконы указывают петь 14 июля службу А. без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова). Устав, используемый ныне в РПЦ, предписывает шестеричную службу А. соединять с последованием мученикам Кирику и Иулитте (Типикон. Т. 2. С. 711-712), т. к. в день их памяти (15 июля) совершается бденная служба св. равноап. кн. Владимира. По составу служба мало изменилась со времен введения Студийского устава (однако в совр. печатных Минеях А. указан общий тропарь апостолу). Из греч. рукописей известен не вошедший в печатные Минеи канон А. 8-го гласа («Ζωῇ ἐνυποστάτῳ» (Жизни воплощенной) - Ταμεῖον. Σ. ῞῝῍).

Иконография

Изображение А. и его супруги Прискиллы в мучении имеется в Минологии Василия II (976-1025 гг. Vat. gr. 1613. P. 396): А., усекаемый мечом, представлен средних лет мужем с темной бородой. Отдельные изображения А. имеются в настенных минологиях: в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в образе средовека, в рост, с высоко воздетым крестом в руке; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.,- в рост; на фреске ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., дает противоречивые сведения об образе А., предписывая изображать апостола в первом случае старцем «с бородою, разделенной на пять прядей» (Ч. 3. § 7. № 64), а в описании мучений говорит о нем, без упоминания апостольского чина, как о юном мученике «с бородой, едва показавшеюся», указывая, что он был усечен мечом (Ч. 3. § 22. Февр. 13). Строгановский иконописный подлинник (Посл. треть XVIII в. БАН. Строг. 67.1. Л. 185) представляет апостола старцем в святительском облачении.

Ист.: BHG, N 162; Ebersolt J. Les Actes de S. Jacques et les Actes d'Aquilas. P., 1902. P. 47-55 [греч. акты]; Иоанн Златоуст, свт. 1-я и 2-я беседы на слова: «Целуйте Прискиллу и Акилу» // Творения. СПб., 1897. М. 1994р. Т. 3. Кн. 1. С. 181-203; ЖСв. Июль. С. 350-353; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 270-271.

Лит.: Пономарёв А. Акила и Прискилла // ПБЭ. Т. 1. Ст. 387-389; Καραβιδός Ι. Δ. Πρίσκιλλα // ΘΗΕ. Τ. 10. Σ. 587-588; Γαλίτης Γ. ῾Ο ̓Απόστολος Παῦλος καὶ ἡ Κόρινθος. ̓Αθῆναι, 1965. Σ. 12; Lampe P. Aquila // ABD. Vol. 1. P. 319-320; Ollrog W.-H. Paulus und seine Mitarbeiter // WMANT. 1979. Bd. 50; Weiser A. Akylas Priska Priskilla // EWNT. 1980. 1. Col. 134-135; Lampe P. Paulus - Zeltmacher // BiblZschr. 1987. Bd. 31. S. 211-221.

Иконогр.: Kaster K. G. // LCI. Bd. 5. Sp. 239; Сod. Vat. Sel. 8. Tf. 396; Detzel. Bd. 2. s. 168; 2; Ricci. P. 69; Миjовић. Менолог. C. 340, 371, 389. Сл. 217; Ерминия ДФ. С. 158, 207.

Е. А. Луковникова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "АКИЛА И ПРИСКИЛЛА" в других словарях:

  • Акила и Прискилла — (Άκύλας καί Πρίσκιλλα, Aquila et Priscilla), Аквила и Присцилла, свв., муж и жена сподвижники ап. Павла (1 Кор 16, 19; 2 Тим 4, 19); вначале жили в Риме, затем в Коринфе (Деян 18, 2), вместе с ап. Павлом достигли Эфеса (Деян 18, 18–26). Позднее… …   Католическая энциклопедия

  • Акила — Христианин, еврей, друг апостола Павла. Когда император Клавдий изгонял евреев из Рима (48 г. н.э.), Акила и его жена Прискилла (Приска) были вынуждены покинуть Италию. Некоторое время апостол жил у них в Коринфе и помогал им в работе. Акила и… …   Подробный словарь библейских имен

  • Акила — (лат. орёл ), иудей родом из Понта, области на севере Малой Азии, ремесленник, изготовлявший палатки. Когда имп. Клавдий выслал всех евреев из Рима (эдикт Клавдия от 49 г. по Р.Х.), А. вместе с женой Прискиллой (см. Прискилла) переехал в Коринф.… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Прискилла — (ласкат. форма имени Приска (лат. старая, почтенная )), жена Акилы (см. Акила). В греч. тексте ап. Павел постоянно называет ее Приской (только в нек рых рукописях в 1Кор 16:19 ее имя звучит иначе), в то время как в книге Деяния она названа… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ПРИСКИЛЛА — (1 в.), христианская мученица, жена апостола Акилы (см. АКИЛА) (Деяния апостолов 18:2 3; Послание к Римлянам 16:3 4). Память в Православной церкви 13 (26) февраля, в Католической 8 июля …   Энциклопедический словарь

  • АКИЛА — (Аквила) (1 в.), апостол от 70 ти, священномученик. Иудей, родом из Понта, изгнан из Рима при императоре Клавдии. Обращен ко Христу вместе с женой Прискиллой (см. ПРИСКИЛЛА) апостолом Павлом в Коринфе (Деяния апостолов 18:2 3; Послание к Римлянам …   Энциклопедический словарь

  • Прискилла — См «Акила» …   Словарь библейских имен

  • Прискилла — Жена Акилы. См. Акила …   Подробный словарь библейских имен

  • ПАВЛА СВ. АПОСТОЛА ПОСЛАНИЯ — раздел новозав. *канона, состоящий из 14 посланий. В каждом из них, кроме Евр, ап.Павел во вступительных словах называет себя по имени. П.а.п. принято делить на 4 группы: 1) Ранние ПОСЛАНИЯ (1–2 Фес; иногда к ним присоединяют Гал); 2) Большие… …   Библиологический словарь

  • ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ — Ап. Павел. Икона. Кон. XIII в. (мон рь вмц. Екатерины на Синае) Ап. Павел. Икона. Кон. XIII в. (мон рь вмц. Екатерины на Синае) одно из сочинений, составляющих корпус Посланий св. ап. Павла и входящих в канон НЗ. Богословие Основная цель Е. П.… …   Православная энциклопедия