- ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович)
(Антимонов Иван Иванович; 31.05.1810, Курск - 22.08. 1894, Оптина пуст.), прп. (пам. 22 авг. и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), схиархим. Род. в богатой купеческой семье, впосл. получившей статус почетного гражданства. Один день в неделю в семье Антимоновых был посвящен раздаче милостыни. Иван помогал отцу в торговых делах, пел на клиросе и в выходные дни собирал певчих дома для спевок. Ежедневно делал тысячу поклонов, старался не есть мяса даже в скоромные дни. Отец неск. раз предлагал ему вступить в брак, но сватовство не было успешным; в 1836 г., после очередных смотрин, отец сам женился на невесте, которую сватал сыну. Примером для Ивана стал старший брат Михаил, поступивший в Оптину пуст. (впосл. принял постриг с именем Мелетий, стал архимандритом и экклисиархом Киево-Печерской лавры). Посещая брата в мон-ре, Антимонов общался со старцами прп. Львом (Леонидом) (Наголкиным) и прп. Макарием (Ивановым), с настоятелем прп. Моисеем (Путиловым). Старец Лев предсказал Ивану принятие монашества, а старец Макарий поддерживал с ним переписку и приглашал поступить в мон-рь.
Прп. Исаакий (Антимонов). Фотография. 90-е гг. XIX в. (архив Оптиной пуст.)
Прп. Исаакий (Антимонов). Фотография. 90-е гг. XIX в. (архив Оптиной пуст.)В 1847 г. Антимонов отправился по торговым делам на Украину. Выполнив свои обязательства, не вернулся домой, а отправился в Иоанна Предтечи скит при Оптиной пуст., куда поступил послушником. Отец резко отреагировал на уход сына в мон-рь: «Он, варвар, убил меня!» Вместе с прп. Макарием Иван посетил Курск и примирился с отцом. Иван окормлялся у старца Макария, к-рый уже тогда предсказывал ему высокий сан и готовил к буд. служению. Близко общался с игум. Варлаамом (Давыдовым). Выполнял послушания на пасеке, в хлебопекарне, в трапезной, пел на клиросе, одновременно нес общие братские послушания. Нек-рое время был переплетчиком книг, в частности переплел рукопись «Слов постнических прп. Исаака Сирина» (РГБ ОР. Ф. 214. Опт.-462) - самую древнюю в фонде Оптиной пуст., датируемую 1389 г.
В 1851 г. пострижен в рясофор, 4 сент. 1854 г.- в мантию. Сначала уклонялся от принятия священного сана, но по настоянию прп. Макария согласился. 19 июня 1855 г. рукоположен во диакона, 8 июня 1858 г.- во иерея. В 1858 г. настоятель Оптиной пуст. прп. Моисей называл И. в числе 3 кандидатов на должность настоятеля Тихоновой калужской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., но Калужский еп. Григорий (Митькевич) сделал выбор в пользу иером. Моисея (Красильникова). В 1860 г. старец Макарий побывал в Москве, общался с митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) и высказал ему пожелание, чтобы по кончине прп. Моисея (Путилова) его место занял И. Святитель одобрил предложение старца. Когда слух об этом дошел до И., он пытался уклониться от избрания настоятелем, но прп. Макарий сказал ему: «Если воля Божия будет на это и будут тебя избирать, то не отказывайся. Только не гордись!» (Там же. Опт.-307-2. Л. 3-4). В том же году перед смертью старец завещал И. перейти под духовное руководство прп. Амвросия (Гренкова).
В 1862 г., после кончины прп. Моисея (Путилова), были проведены выборы нового настоятеля под рук. ректора Калужской ДС архим. Герасима (Добросердова; впосл. епископ Астраханский). Большинство братии высказалось за то, чтобы обитель возглавил иером. Пафнутий (Осмоловский). Однако присутствовавший при этом Калужский еп. Григорий, руководствуясь мнением старцев Макария и Амвросия, сделал выбор в пользу И., к-рый 19 июля 1862 г. был утвержден в должности. Впосл. еп. Григорий продолжал покровительствовать ему. Группа духовных детей иером. Пафнутия была недовольна решением архиерея. После того как в том же году иером. Пафнутий был назначен настоятелем малоярославецкого Черноостровского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, несколько насельников уехали с ним. 8 сент. 1864 г. И. был возведен в сан игумена, 6 апр. 1885 г.- в сан архимандрита. Он был настоятелем Оптиной пуст. в течение 32 лет, что воспринималось современниками как редкое постоянство. В 1877 г. митр. Московский свт. Иннокентий (Вениаминов) выбрал И. на должность наместника Троице-Сергиевой лавры, но он через влиятельных знакомых смог избежать этого назначения.
Предшественник И. прп. Моисей расходовал значительные средства на монастырское строительство, и после его кончины наличных денег в мон-ре практически не было, кроме того, оставался долг ок. 10 тыс. р. Впосл. И. вспоминал: «Я принял обитель с одним гривенником». Долг вскоре был погашен при помощи благотворителей. За время его управления в Оптину пуст. поступало большое количество пожертвований (прежде всего благодаря широкому почитанию старцев Амвросия и прп. Илариона (Пономарёва)), материальное положение обители укрепилось, хозяйство достигло процветающего состояния. И. ограничил, а затем отменил практику направлять монахов за сбором пожертвований. Продолжал начатое до него строительство: в 1864 г. был достроен храм Всех святых на новом кладбище, в скитской ц. св. Иоанна Предтечи был устроен придел прп. Макария Египетского в память тезоименитого оптинского старца (освящен 7 сент. 1864), расширен Казанский собор со стороны паперти. В кон. 60-х гг. XIX в. был сооружен новый иконостас в Казанском соборе и перестроен старый во Введенском соборе, оба храма были вновь расписаны. По завещанию старца Илариона за южной стеной монастыря была построена больница с аптекой, а при ней - храм прп. Илариона Великого (освящен 28 июля 1876). Также были выстроены здания для книжной лавки, новой гостиницы, странноприимной, хлебной и др. Рухлядную, к-рая размещалась в корпусе с ц. прав. Анны и прп. Марии Египетской, перевели в новое здание, была расширена мастерская по производству одежды и обуви. Одновременно в ц. прав. Анны и прп. Марии Египетской устроили придел свт. Амвросия Медиоланского и блгв. кн. Александра Невского (освящен 1-2 дек. 1885). В 1865 г. при мон-ре открылся свечной завод, воск для к-рого доставлялся из Курска через родственников И. Настоятель поощрял разведение садов и огородов, приобрел для Оптиной пуст. луговые земли, а также 2 лесных участка (в 500 и 200 дес.), что помогло решить проблему со строевым лесом и с топливом. При И. в обители было окончено устройство водопровода.
Прп. Исаакий Оптинский. Икона. 1998 г. (ризница Оптиной пуст.)
Прп. Исаакий Оптинский. Икона. 1998 г. (ризница Оптиной пуст.)В здании странноприимной каждую субботу кормили неск. сот неимущих, раздавали милостыню, сам И. также подавал милостыню, причем старался делать это втайне. Бедных жителей Козельска снабжал лесом для строительства домов. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. ок. 40 раненых воинов лечились в монастырской больнице. Обитель несла немалые расходы на их содержание, также жертвовались деньги и вещи в действующую армию. И. поддерживал издательскую деятельность мон-ря; из мн. обителей в Оптину поступали благодарственные письма за присланную лит-ру.
Настоятель в течение неск. недель «испытывал» мирян, желающих вступить в братство; тех, кого он считал достойными, отправлял к старцу за благословением. Не достигших 20-летнего возраста, а также пришедших из др. обителей И. старался не принимать. Престарелых и немощных, но состоятельных послушников принимал с денежным вкладом, считая, что монах должен обеспечивать себя трудом или денежным взносом. Ранний монашеский постриг И. считал неполезным, послушнику часто приходилось ждать пострига более 10 лет. И. строго следил за исполнением братией устава, регулярным посещением храма и откровением помыслов старцам. Сам он всегда приходил к началу богослужения, часто стоял не на настоятельском месте, а у входа в храм для контроля за входящими и выходящими. Иногда ходил по кельям, следил, чтобы в их обстановке не было излишества. Запрещал братии посещать без необходимости монастырскую гостиницу, принимать паломников в кельях. Усердным монахам выдавал чай и сахар в начале каждого месяца, а пропускающим службы делал внушения или лишал месячной порции чая. Если кто-то был недоволен порученным послушанием, И. говорил: «Брат! Возьми мои ключи и начальствуй, а я пойду исполнять твое послушание». Редко отпускал братию из мон-ря, даже на богомолье, т. к. считал и краткое пребывание в миру крайне вредным для духовного возрастания монаха. Оптинские насельники между собой называли И. «дедушкой», верили в силу его молитв. Настоятели др. мон-рей Калужской епархии чаще всего избирались из оптинского братства, и когда об этом просили И., он всегда скорбел по поводу оттока лучших монахов из Оптиной. Так, И. считал, что архим. Иувеналий (Половцев; впосл. архиепископ Литовский), с к-рым он был близко знаком по скиту Иоанна Предтечи и к-рый в 1862-1867 гг. возглавлял Коренную в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст., переманивает к себе оптинских монахов. В свою очередь архим. Иувеналий скептически относился к И. как к настоятелю и писал о невыносимо тяжелом порядке управления при нем и об упадке Оптиной.
Прп. Исаакий Оптинский. Роспись ц. арх. Михаила Иоано-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Мастер А. А. Патраков
Прп. Исаакий Оптинский. Роспись ц. арх. Михаила Иоано-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Мастер А. А. ПатраковИ. любил уединение, безмолвие, часто посещал скитскую дачу. Особенно избегал общения с женщинами. Подавал монахам пример послушания, не принимая серьезных решений без благословения прп. Амвросия. Вместе с др. посетителями И. стоял в очереди к старцу, беседовал с ним стоя на коленях. Старец старался умерять строгость требований, предъявляемых настоятелем к братии.
И. сначала негативно отнесся к намерению прп. Амвросия устроить Шамординскую жен. общину (открыта в 1884; см. Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы мон-рь), опасаясь ее близости к Оптиной пуст. Затем его взгляды изменились. В авг. 1884 г. И. был назначен благочинным Оптиной пуст. и Шамординской общины, наблюдал за установлением в ней монастырского порядка, направлял туда священников из оптинского братства. Предоставил один из монастырских корпусов для приезжающих к старцам шамординских сестер. 8 июня 1890 г. в Шамордине И. совершил закладку Казанского собора. С большим сожалением И. воспринял отъезд старца Амвросия в Шамординскую общину в 1890 г. Отношения И. с общиной испортились. Он участвовал в отпевании старца 13 окт. 1891 г. и настоял на том, что местом его упокоения должна стать Оптина пуст. От имени умершего старца И. передал Калужскому еп. Виталию (Иосифову) 150 р. и попросил помолиться об упокоении прп. Амвросия. Архиерей вернул деньги и заверил, что всегда будет молиться о старце. Еп. Виталий запретил сношения Оптиной пуст. с Шамордином, однако именно И. первым заступился за общину и способствовал тому, что связи между 2 мон-рями возобновились. Устав Шамординской общины, подписанный им в 1892 г., предполагал совместное духовное руководство ее начальницей и старцем.
После кончины прп. Амвросия И. обратился за духовным окормлением к собственному постриженику прп. Иосифу (Литовкину), советовался с ним по монастырским делам, несмотря на то что тот был значительно моложе. В 1890 г. умер оптинский казначей иером. Флавиан (Маленков), близкий помощник И. по хозяйственной части. Настоятель хотел заменить его своим письмоводителем, иером. Макарием (Струковым). Но Калужская духовная консистория 1 сент. того же года предписала провести выборы казначея монахами Оптиной пуст. И. отказался подчиниться и 10 сент. подал Калужскому еп. Виталию докладную записку, в к-рой объяснил, что распоряжение консистории умаляет авторитет настоятеля и вносит смущение в братство. 2 окт. консистория выпустила новый указ, в к-ром настаивала на проведении выборов. В результате 4 окт. казначеем был избран иеродиак. Ксенофонт (Клюкин). В дек. 1891 г. еп. Виталий инициировал учреждение собора старшей братии Оптиной пуст., к-рый должен был участвовать в монастырском управлении. В это время последовали тайные доносы о неспособности И. управлять обителью из-за преклонных лет и болезней. 11 марта 1892 г. Святейший Синод упразднил собор старшей братии как орган, не соответствующий установленному для общежительных мон-рей порядку управления, и поручил архиерею выяснить, способен ли И. исполнять обязанности настоятеля. Еп. Виталий доверил расследование дела благочинному монастырей архим. Моисею (Красильникову). Братия Оптиной пуст. единодушно встала на защиту своего настоятеля. В результате 2 июня того же года консистория определила оставить его в должности, еп. Виталий выдал И. доносы на него и обещал наказать их авторов, но И. просил не делать этого. В 1892 г., после перемещения иером. Макария (Струкова) настоятелем в Иоанна Милостивого свт. Загаецкий мон-рь, И. приложил все усилия, чтобы вернуть его или перевести в более близкую обитель. Писал письма обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву, объясняя, что иером. Макарию тяжело будет жить на окраине страны среди неправосл. населения. В результате в том же году иером. Макарий возглавил Ферапонтов Лужецкий можайский мон-рь.
Рака с мощами прп. Исаакия (Антимонова). Фотография. (Казанский собор Оптиной пуст.)
Рака с мощами прп. Исаакия (Антимонова). Фотография. (Казанский собор Оптиной пуст.)В 1863 г. по делам обители И. был в Москве, общался с Московским митр. Филаретом, к-рый подарил ему на память свои четки. В 1887 г. Оптину пуст. посетили вел. кн. Константин Константинович и Московский митр. Иоанникий (Руднев). При И. в обитель неоднократно приезжали бывш. обер-прокурор Святейшего Синода А. П. Толстой, гос. контролер Т. И. Филиппов, Ф. М. Достоевский, гр. Л. Н. Толстой. В 1883-1885 гг. в Оптиной пуст. жил на покое еп. Петр (Екатериновский), в 1887-1891 гг. при обители жил К. Н. Леонтьев. Все они с уважением относились к оптинскому настоятелю. Вел. кн. Константин Константинович говорил: «Ученых архимандритов я видел многих, а такого простяка вижу в первый раз. Я его очень полюбил!» (РГБ ОР. Ф. 214. Л. 120 об.- 121). Сам И. с особым почтением относился к имп. фамилии, с теплотой отзывался о вел. кн. Константине Константиновиче, имп. Александра III называл великим и истинно благочестивым государем. Скорбел о распространении революционных учений, об упадке монашества в России. До 1865 г. И. переписывался со своим братом архим. Мелетием, к-рый давал советы по управлению мон-рем (напр., о том, что подавать за трапезой), хотя считал И. неспособным к настоятельской должности (Там же. Ф. 213. К. 70. Д. 2). В 80-90-х гг. XIX в. И. состоял в переписке со своей племянницей мон. Антониной из курского во имя Св. Троицы мон-ря (Там же. К. 66. Д. 29). Переживал из-за угасания семьи Антимоновых, сетовал, что «некому поддержать фамилию».
Избран действительным членом Православного миссионерского общества (1876), награжден орденами св. Анны 3-й (1876) и 2-й (1880) степени, св. Владимира 4-й (1889) и 3-й (1894) степени.
В конце жизни И. стал заметно слабеть и келейно принял постриг в схиму. В июне 1894 г. началась предсмертная болезнь. На просьбы указать своего преемника И. отвечал: «Матерь Божия Сама укажет вам игумена». В течение последних 2 недель ежедневно причащался, принимал монахов и давал им наставления. И. был похоронен в Казанском соборе Оптиной пуст. в сев. приделе. Чин погребения 24 авг. 1894 г. совершили Калужский еп. Александр (Светланов) и настоятели неск. мон-рей. В завещании, составленном в июле того же года, И. распорядился свои иконы и книги передать Оптиной пуст. и добавлял: «Кроме же св. икон и книг ничего собственного я не имею... Наг родился я, ничего и не оставляю» (Там же. К. 65. Д. 45. Л. 11-13 об.).
29 авг. 1894 г. речь, посвященную И., произнес в Оптиной пуст. приехавший из Москвы иером. Трифон (Туркестанов; впосл. архиепископ Дмитровский). В 1896 г. начался сбор материалов для составления жизнеописания И. по инициативе старца Иосифа (Литовкина), к-рый передал разным людям вопросы о его биографии и получил ответы (Там же. Ф. 214. Опт. 307-1. Опт. 307-2). В результате появился «Очерк жизни настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Исаакия», составленный, вероятно, архим. Агапитом (Беловидовым) и опубликованный в ж. «Душеполезное чтение» (отд. отт.: М., 1899). В 1995 г. этот текст был переиздан с нек-рыми дополнениями. Переписка И. сохранилась в архиве Оптиной пуст. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 65-73).
Мощи И. были обретены 13 февр. 1995 г. при восстановительных работах в Казанском соборе. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи были перенесены во Введенский собор наместником Оптиной пуст. архим. Венедиктом (Пеньковым) с сослужащими. Над мощами стали читать Псалтирь, совершать литии. 19 февр. того же года замироточила икона Живоначальной Троицы во Введенском соборе. 20 февр. заупокойную литию совершил Пинский еп. Стефан (Корзун). 26 июля 1996 г. И. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г.- общецерковно. Мощи И. почивают в Казанском соборе Оптиной пуст. в сев. приделе.
Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 40. Д. 11; К. 65. Д. 45-46; Ф. 214. Опт.-306, Опт.-307-1, Опт.-307-2.
Лит.: Трифон (Туркестанов), митр. Настоятель Оптиной пуст. священно-архим. схим. Исаакий // ДЧ. 1894. № 10. С. 289-294; Очерк жизни настоятеля Оптиной пуст. архим. Исаакия // Там же. 1898. № 12. С. 621-635; 1899. № 1. С. 165-170; № 2. С. 223-231; № 3. С. 452-466; № 4. С. 639-647; № 5. С. 3-19; Ераст (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск, 2002; Оптинский архим. Исаакий // ЖПодв. Авг. С. 413-448; Житие оптинского старца схиархим. Исаакия (Антимонова). [Козельск], 1995; Криволапов В. Н. Житие прп. и богоносного отца нашего Исаакия // Курские тетради: Курск и куряне глазами ученых. Курск, 1998. Тетр. 2. С. 25-32; Письма прп. оптинского старца иеросхим. Илариона. [Козельск], 1998; Преподобные старцы Оптинские: Жития и наставления. [Козельск], 2002. С. 289-311; Оптинский патерик / Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 118-128; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. / Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. 2 т.
Г. М. Запальский
Иконография
Иконописные образы И., созданные после его канонизации иконописцами Оптиной пуст., опираются на сохранившиеся фотографии 2-й пол. XIX в. (архив Оптиной пуст., РГБ; напр., фотографии 1892 и 1894 гг. из собр. Оптиной пуст.- РГБ. Ф. 213. К. 112. Ед. 15, 16). Большинство изображений передает характерные черты облика святого, как то: широкий нос, слегка нахмуренные брови, недлинная широкая седая борода, разделенная на 2 пряди.
Прп. Исаакий Оптинский. Роспись св. ворот Оптиной пуст. Иконописец Ю. Н. Захаров. 2006 г.
Прп. Исаакий Оптинский. Роспись св. ворот Оптиной пуст. Иконописец Ю. Н. Захаров. 2006 г.На иконах И. чаще всего пишется в рост, в монашеском облачении (в рясе, мантии со скрижалями) и клобуке, с наперсным крестом. Правой рукой благословляет (напр., на иконе, находящейся над мощами святого в Казанском соборе Оптиной пуст.), в левой держит модель ц. Всех святых в Оптиной пуст. (напр., на иконе из ризницы мон-ря, 1998) или опирается на посох.
Образ И. часто встречается в настенных росписях Оптиной пуст. Изображение И. включено в росписи св. ворот Иоанно-Предтеченского скита (2001, Ю. Н. Захаров) и Казанской ц. (2004, мон. Мария (Левестан)); в алтаре Владимирской ц. И. написан с непокрытой головой (2005, инок Алипий (Подковырин)); в ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита его изображение помещено в арке между столбами (2010, А. А. Патраков). На св. воротах мон-ря преподобный изображен отдельно от др. Оптинских старцев, на фоне ц. Всех святых (2006, Ю. Н. Захаров, техника альсекко). Портрет И. написан на одной из стен трапезной Оптиной пуст. (живопись в темных тонах; 1990, худож. Л. Н. Шархун).
В иконографии «Собор Оптинских старцев» И. изображается в левой части композиции. Первый образ был создан в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. и подарен Оптиной пуст. иконописцами РПЦЗ (Введенский собор). Иконы Собора Оптинских старцев создавались Т. А. Мушкетовой (Смирновой) в 1996 г. (Владимирская ц.) и позднее (ц. св. Иоанна Предтечи в скиту пустыни), игум. Ипатием (Хвостенко) вместе с Димитрием (Ермолаевым) в 1997 г. (Казанская ц.). Подобные образы писались в мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., икона в Преображенской ц. монастыря, 2006), а также в иконописной школе МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание; см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА / Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 65). Изображение И. помещено на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, Масюкова) в храме Христа Спасителя, к-рая была создана к общецерковной канонизации Оптинских старцев на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ.
В графике образ И. встречается среди изображений Оптинских старцев 50-60-х гг. XX в., нарисованных пером мон. Марией (Добромысловой) (Оптина пуст.). Известны совр. графические портреты святого, созданные на основе его фотографий (Оптина пуст.), и совр. живописные портреты святого (худож. И. В. Гайдук, частное собрание).
Лит.: Оптина Пустынь: [Буклет] / Оптина пуст. [Козельск], 1997. С. 19.
А. А. К.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.