КАМЕНЬ БЛАГОДАТИ

КАМЕНЬ БЛАГОДАТИ

Камень благодати (патриарший кафедральный собор Самеба (Св. Троицы) в Тбилиси)

Камень благодати (патриарший кафедральный собор Самеба (Св. Троицы) в Тбилиси)


Камень благодати (патриарший кафедральный собор Самеба (Св. Троицы) в Тбилиси)

[груз. მადლის ჟვა], чудотворная святыня Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), связанная с именем прп. Давида Гареджийского (см. в ст. Давид и Лукиан Гареджийские) и с основанной им пуст. Гареджи. Представляет собой округлый гладкий камень галечного типа размером чуть меньше гусиного яйца, цвета охры с вкраплением небольших темно-красных пятен. К. б. аналогичен тем камням, к-рые использовали в Иерусалиме при облицовке стен и мощении улиц.

Сведения о происхождении К. б. сохранились в монастырском предании Гареджи, в кименной и метафрастической редакциях Жития прп. Давида (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 198-199; 1971. Т. 3. С. 306). Преподобный с неск. учениками совершал паломничество в Иерусалим. Когда пилигримы подошли к Горе Радости (в 6 км к северо-западу от Иерусалима, близ мест. Бидду), откуда был виден город, прп. Давид сказал спутникам: «Я, грешный, не посмею ходить по земле, где ступали ноги Господа». Он отпустил учеников, но не решился войти в город. У городских врат он подобрал 3 простых камня, он верил, что взял их «как бы с могилы Христа». Когда монахи пустились в обратный путь, Иерусалимскому патриарху Илии I (II) (494-516) (по др. версии, Макарию II (552, 563/4-575)) во сне предстал ангел и сказал, что один из паломников «верой своей вынес всю благодать из Иерусалима». Гонцы патриарха нагнали преподобного около г. Наблус (в 53 км к северу от Иерусалима). Они забрали 2 камня, а один оставили прп. Давиду, передав ему слова патриарха: «Одну часть дарую тебе для твоей пустыни, забери этот камень в свою пустынь как благодать, на память и для напоминания о твоей вере». В диаконнике церкви гареджийского мон-ря Удабно сохранилась фреска X в. с изображением паломничества прп. Давида в Иерусалим. На ней представлен святой перед вратами города с мешком на плече, на фоне Иерусалима изображены Иерусалимский патриарх и его сопровождающий (Eastmond, Skhirtladze. 2008. Р. 23-43).

К. б. был помещен в ц. в честь Преображения Господня в лавре прп. Давида. После кончины преподобного на протяжении долгого времени К. б. хранился возле его могилы, доступ к к-рой был открыт для верующих (Кирион (Садзаглишвили). 1899. С. 8-9). Сохранилось мн. сведений о чудотворениях, связанных с К. б.: прикосновением к нему и молитвой перед ним верующие лечились «от всех болезней и боли». Гареджи, обладающий такой святыней, по благодати приравнивался к Иерусалиму. Считалось, что троекратное паломничество к могиле прп. Давида заменяет паломничество в Иерусалим.

В период увеличившихся набегов на Гареджи лезгинских племен и персов К. б. был сокрыт в специальной нише в вост. стене рядом с могилой прп. Давида. В 1811 г. настоятель лавры прп. Давида архим. Иларион (Бебуришвили) начал обновление Преображенской ц., в к-рой находилась могила святого. Во время работ было решено расширить свод, под к-рым помещалась рака с мощами. Когда разобрали один из столпов алтарной преграды, была найдена стена с иконой прп. Давида и его ученика прп. Додо Гареджийского; когда убрали и ее, «обнаружили другую, тоже оштукатуренную, с небольшой полкой внутри; а за той полкой - маленькое отверстие, в к-ром был спрятан драгоценный Камень... На нем сохранились следы от свечей, выцветшие от древности». Как пишет очевидец событий архим. Тарасий (Алекси-Месхишвили), братия «по примеру своих предшественников» для безопасности поместила К. б. в тайник в той же церкви, «известный лишь старейшим монахам, и только во время церковных праздников достают его для поклонения, а затем убирают обратно в тайник» (Тарасий (Алекси-Месхишвили). 1864. С. 42-43; Кирион (Садзаглишвили). 1899. С. 10-11; Он же. 1901. С. 23-24; Каллистрат (Чичуа). 1884. С. 15-16). В сер. XIX в. К. б. хранился в маленькой серебряной дарохранительнице под трапезной Преображенской ц. А. Н. Муравьёв видел его на могиле прп. Давида (Муравьев. 1848. Ч. 1. С. 106).

18 июля 1851 г., во время нашествия лезгин, лавра прп. Давида была разорена, но Преображенская ц., где находилась могила прп. Давида, которую нападавшие так и не нашли, уцелела. 1 окт. могила прп. Давида все же была обнаружена и вместе с др. сокровищами мон-ря лезгины унесли и К. б. Во время дележа награбленного К. б., назначение к-рого они не знали, спрятали на чердаке одного из домов. За святыней следил взятый в плен иером. Митрофан (Нацвлишвили). Спустя год он был освобожден из плена, тайно вынес К. б. и вернул его в лавру (Грдзелишвили. 1868. № 3. С. 81, 84).

В кон. XIX в. К. б., по сведениям еп. Кириона (Садзаглишвили) (впосл. католикос-патриарх всей Грузии Кирион III), хранился на могиле прп. Давида (Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 26-27). В это же время иером. Каллистрат (Чичуа) отмечал, что «этот камень и могилу святого Давида уважают и уповают на них грузины, русские и армяне» (Каллистрат (Чичуа). 1884. С. 16).

После установления советской власти в Грузии и приостановления монастырской жизни в Гареджи К. б. в 1923 г. вместе с др. святынями был перевезен в Тифлис и помещен в сокровищницу Гос. музея искусств Грузии. В 1990 г. его передали ГПЦ. В наст. время К. б. хранится в алтаре патриаршего кафедрального собора Самеба (Св. Троицы) в Тбилиси.

В 2000 г. по благословению католикоса-патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в ц. Преображения Господня в лавре прп. Давида была отреставрирована могила прп. Давида Гареджийского. В могильной плите сделали небольшое отверстие, куда поместили копию святыни.

Ист.: Тарасий (Алекси-Месхишвили), архим. Краткое описание мон-рей Грузии: Пустынь прп. отца нашего Давида Гареджели // Груз. духовный вестн. 1864. № 8. С. 36-50 (на груз. яз.); Муравьев А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 1; Грдзелишвили С. О разорении св. Давидгареджийской пустыни // Груз. духовный вестн. 1868. № 3. С. 81-84; Каллистрат (Чичуа), иером. Пустынь св. Давида Гареджели. Тифлис, 1884 (на груз. яз.).

Лит.: Кирион (Садзаглишвили), еп. Повествование о чудодейственном благодатном камне Давидо-Гареджийской пустыни. Тифлис, 1899; он же. Давид Гареджели и его лавра. Тифлис, 1901; Преподобный Давид Гареджели и его святая Лавра / Сост.: О. В. Шведов. М., 1996; Клдиашвили Д. Гареджа и паломничество в раннесредневек. Грузии // Монастырская жизнь в пустыне: Гареджа и Христианский Восток: Мат-лы симп. Тбилиси, 2001. С. 76-104 (на груз. яз.); Схиртладзе З. Усыпальница св. Давида Гареджели. Тбилиси, 2006. С. 47-102 (на груз., рус., англ. яз.); Бубулашвили Э. Святыни Грузинской Церкви. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Eastmond A., Skhirtladze Z. Udabno Monastery in Georgia: Innovation, Conservation and Reinterpretation of Medieval Art // Iconographica. Firenze, 2008. Vol. 7. P. 23-43.

З. Схиртладзе


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "КАМЕНЬ БЛАГОДАТИ" в других словарях:

  • ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ — [груз. დავით და ლუკიანე გარეჯელები], преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем), основатели монашеской жизни в Гареджи. Давид ученик и сподвижник прп. Иоанна Зедазнийского, один из 12 сир. отцов (сер. VI в.). Сведения о нем и его… …   Православная энциклопедия

  • ГАРЕДЖИ — [Давидгареджи; груз. დავით გარეჯი], комплекс пещерных мон рей, протянувшийся на 25 км на склонах хребта Гареджи, в 60 км к юго востоку от Тбилиси; до XX в. один из крупнейших на Кавказе религиозно культурных центров. Пустынь была основана в сер.… …   Православная энциклопедия

  • Мосулишвили, Михо Анзорович — Михо Мосулишвили …   Википедия

  • ИОАНН ДУНС СКОТ — [лат. Ioannes (Johannes) Duns Scotus] († 8.11.1308, Кёльн), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.). Жизнь. Иоанн Дунс Скот. 1473… …   Православная энциклопедия

  • БОГ — [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… …   Православная энциклопедия

  • ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ — [Послание к Ефесянам], одно из писем ап. Павла, входящее в канон НЗ. Текст и канонический авторитет Самые ранние свидетельства текста Е. П. представлены папирусами P 46 (ок. 200; содержит 1 ю, 3 4 ю главы полностью, во 2 й гл. не хватает стихов 8 …   Православная энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ РУССКАЯ — представления русского человека об общих основах бытия, Боге, мироздании и познании. Главным понятием русской философии с древнейших времен является душа и связанные с ней духовно нравственные категории. Русская философия это прежде всего… …   Русская история

  • БЛАГОДАТЬ — [древнеевр. или ; древнегреч. χάρις], нетварная Божественная сила (δύναμις), в к рой Бог являет Себя человеку, а человек с ее помощью преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обожения. В Ветхом Завете древнеевр. и не всегда… …   Православная энциклопедия

  • Уральский хребет — составляющий условную границу между Европою и Азией, начинается у берегов Карского моря в широте 68°30 с. и отсюда тянется почти без поворотов почти до берегов Аральского моря, если считать, что Мугоджрарские горы его продолжение, на что есть… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВЕРА — один из главных феноменов человеческой жизни. По своей природе В. разделяется на религ. и нерелиг. «Все, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою... весьма многие дела человеческие основаны на вере; и этому не одни… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»