- КЕСАРЬ
[греч. Καῖσαρ; лат. Caesar] (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов). В НЗ этот святой не упоминается. Примерно с V-VI вв. в христ. агиографической и литургической традиции возникло представление о К. как об одном из 70 апостолов, основанное, вероятно, на ошибочном толковании заключительной части Послания ап. Павла к Филиппийцам: «Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома» (ἀσπάζονται ὑμᾶς πάντες οἱ ἅγιοι μάλιστα δὲ οἱ ἐκ τῆς Καίσαρος οἰκίας) (Флп 4. 22). При этом в святоотеческой экзегетике под «кесаревым домом» (ἐκ τῆς Καίσαρος οἰκίας) обычно подразумевался императорский дворец, а под христианами, от имени к-рых апостол передает приветствия,- приближенные и придворные императора (Mar. Vict. In Philip. 4. 22 // Marii Victorini Afri Commentarii in Epistulas Pauli ad Galatas, ad Philippenses, ad Ephesios / Ed. A. Locher. Lpz., 1972. S. 121; Ephraem Syr. Comm. in ep. Paul. 4. 21 // Idem. Comment. in epistolas divi Pauli. Venetiis, 1893. P. 168; Ioan. Chrysost. In Philip. 15. 4 [In 4. 22] // PG. 62. Col. 294; Theodoret. Interpretatio Epistolae ad Philippenses 4. 22 // PG. 82. Col. 589).
Ап. Кесарь. Миниатюра из т. н. Афонской книги образцов. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 107)
Ап. Кесарь. Миниатюра из т. н. Афонской книги образцов. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 107)В Новое время Дж. Б. Лайтфут доказал, что выражение Καίσαρος οἰκίας соответствует лат. понятию Familia Caesaris и что речь идет не о родственниках императора и царедворцах (как считал, напр., Ж. Кальвин: Calvin. 1851. P. 129), а об имп. рабах и вольноотпущенниках, работавших во внутренних и адм. службах империи (Lightfoot. 1869. P. 169-176; 1888. P. 171-178). Их численность составляла неск. тысяч чел. только в Риме, и еще тысячи состояли на гос. гражданской службе в провинциальных городах; внутри Familia Caesaris существовала значительная социальная дифференциация (Weaver. 1972; Ascough. 2003. Р. 127-128). Большая часть ее членов были уроженцами Греции, Анатолии, Сирии и Египта, среди них были и евреи, нек-рые из них могли быть христианами (Vincent. 1902. P. 153; Plummer. 1919. P. 107). Высказывались предположения, что у членов Familia Caesaris существовала особая связь с филиппийцами или что они были имп. курьерами, осуществлявшими связь между столицей и Филиппами (Hawthorne. 1983. P. 215; Llewelyn S. Sending Letters in the Ancient World: Paul and the Philippians // Tyndale Bulletin. 1995. Vol. 46. N 2. P. 337-356; Dunn. 1997. P. 16). Последнее предположение критиковал Дж. Рьюман (Reumann. 2008. Р. 730).
В визант. период также формировалось представление о том, что К. был одним из последователей ап. Павла и апостолом от 70. В каталогах учеников Псевдо-Епифания (V-VI вв.), Псевдо-Дорофея (VII-VIII вв.) и Псевдо-Ипполита (VII-VIII вв.) К. назван епископом Диррахия (ныне Дуррес, Албания) (PG. 10. Col. 956; Schermann. 1907. S. 124, 141; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. P. 479), также сказано, что о «нем упоминал апостол» (вероятно, речь идет о Флп 4. 22 - Schermann. 1907. S. 141). Эта информация повторяется в ряде византийских Синаксарей под 30 июня (SynCP. Col. 787), но под 8 дек. К. именуется епископом Короны (PG. 117. Col. 197; SynCP. Col. 290), к-рую обычно отождествляют с г. Корона (ныне Корони) на Пелопоннесе (ActaSS. Mart. T. 3. P. 370; Νικόδημος. Συναξαριστής. 2003. Σ. 266). Высказывалось также предположение, что речь идет об искаженном названии Кирены (Киринеи) Ливийской (Μακάριος Σιμωνοπετρίτης. 2005. Σ. 89).
Память К. вместе с апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой, Тихиком, Епафродитом и Онисифором в визант. Синаксарях празднуется 8 дек. Под этой датой содержатся краткие сведения о К.: он и чествуемые вместе с ним апостолы «добро житие проживя, преподобнически пася и управляя врученными им Церквами и народом, претерпели множество искушений и мучений за Христа и были убиты идолопоклонниками» (SynCP. Col. 290). Иногда память этих апостолов помещалась под соседними датами: 7 или 9 дек. (ActaSS. Mart. T. 3. P. 370; PG. 117. Col. 197). Также память К. вместе с апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой и Епафродитом отмечалась в ряде агиографических памятников 29 марта (Порфириева Минея. РНБ. Греч. 227, XIII в.; стишной Синаксарь. Paris. Coislin. 223, 1301 г.; греч. печатная Минея (Венеция, 1596); рус. стишной Пролог. РГБ. Троиц. № 715, 1429 г.) или 30 марта (греч. печатная Минея (Венеция, 1596); Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 162). В совр. календарях греч. Церквей память этих апостолов в последние дни марта отсутствует, а в календаре РПЦ их память утвердилась 30 марта.
Под 8 дек. во всех сохранившихся списках нестишных славяно-рус. Прологов краткой редакции, за исключением древнейшего - РНБ. Соф. № 1324. Л. 82а, кон. XII - нач. XIII в.,- пропущено имя К., в результате чего занимаемая им кафедра приписана ап. Епафродиту. В Прологе РНБ. Соф. № 1324 и нек-рых других (Лобковском, Псковском, РГАДА. Тип. № 163 и 158) К. ошибочно назван Римским епископом («епископ Римскыи бысть»), а в нестишных Прологах пространной редакции - епископом Киренским (Киринейским) (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сентябрь-февраль. М., 2010. Т. 1. С. 445)). В ВМЧ под 8 дек. вслед за Прологами повторены пропуск имени К. и ошибочное именование ап. Епафродита епископом Киренским (Киринейским) (ВМЧ. Дек. Дни 6-17. Стб. 753, 762). Свт. Димитрий Ростовский при составлении Четьих-Миней отдал предпочтение сведениям о кафедре К., содержащимся в греч. источниках не под 8 дек., где он назван еп. Короны, а под 30 июня, где он именуется еп. Диррахия (ЖСв. Дек. С. 251).
Кроме того, в визант. календарях К. включен в Собор 70 апостолов под 30 июня (SynCP. Col. 787), однако в Соборе 70 апостолов, празднуемом 4 янв., имя К. не упоминается. Тем не менее в наст. время К., как епископ Диррахия, почитается в числе святых Сев. Эпира (Δεσπότης Κ. ῾Η. ῞Αγιοι τῆς ᾿Ηπείρου. Θεσσαλονίκη, 2009. Σ. 137).
Ист.: SynCP. Col. 292, 298, 568, 572-573, 787; Schermann Th. Prophetarum vitae fabulosae, indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicata. Lpz., 1907; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 264-266; ЖСв. Дек. С. 245, 251; Écrits apocryphes chrétiens / Éd. P. Geoltrain, J.-D. Kaestli. P., 2005. Vol. 2.
Лит.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 370; Calvin J. Commentaries on the Epistles of Paul the Apostle to the Philippians, Colossians and Thessalonians. Edinb., 1851. P. 129-130; Lightfoot J. B. St. Paul's Epistle to the Philippians. L.; Camb., 18692. P. 169-175. L.; N. Y., 18888. P. 171-177; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 90-91, 379-380; Т. 3. С. 9; Vincent M. R. A Critical and Exegetical Commentary on the Epistles to the Philippians and to Philemon. Edinb., 19022. P. 153-154; Souter A. Caesar, Caesar's Household // Dictionary of the Apostolic Church / Ed. J. Hastings. N. Y., 1916. Vol. 1. P. 164-165; Plummer A. A Commentary on St. Paul's Epistle to the Philippians. L., 1919. P. 106-107; Π[απαδοπούλου] Σ. Καῖσαρ // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Στ. 183; Weaver P. R. C. Familia Caesaris: A Social Study of the Emperor's Freedmen and Slaves. Camb., 1972; Hawthorne G. F. Philippians. Waco (Texas), 1983. P. 214-215. (WBC; 43); Hall J. F. Caesar's Household // ABD. 1992. Vol. 1. P. 798; Peterlin D. Paul's Letter to the Philippians in the Light of Disunity in the Church. Leiden; N. Y., 1995. P. 150-151. (Suppl. to the NT; 79); Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 444; Dunn B., van. Philippians, Colossians, 1 and 2 Thessalonians, 1 and 2 Timothy, Titus, Philemon. Nashville (Tenn.), 19972; Ascough R. S. Paul's Macedonian Associations: The Social Context of Philippians and 1 Thessalonians. Tüb., 2003; Meeks W. A. The First Urban Christians: The Social World of Apostle Paul. New Haven; L., 20032. P. 21-22, 63-64, 73, 75-77; Galatians, Ephesians, Philippians / Ed. M. J. Edwards. N. Y., 20052. P. 272; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2005. Τ. 4: Δεκέμβριος. Σ. 89-90; Reumann J. Philippians. New Haven; L., 2008. Р. 729-730. (Anchor Bible; 33B); Thurston B. B., Ryan J. M. Philippians and Philemon. Collegeville (Minn.), 20092. P. 161; Witherington B. Paul's Letter to the Philippians: A Socio-Rhetorical Commentary. Grand Rapids (Mich.), 2011. P. 8, 10, 99, 282-287.
О. В. Л.
Иконография
В иконописных подлинниках о внешности К. говорится редко. В Строгановском лицевом иконописном подлиннике кон. XVI - нач. XVII в. К. изображен под 4 янв. (Большаков. Подлинник иконописный. С. 252) в рост, средовеком с короткими, слегка вьющимися волосами и недлинной бородой, правую руку он прижимает к груди, левой придерживает складки одеяния. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (1730-1733) К. предписано изображать молодым, без бороды (Ерминия ДФ. С. 157).
Самое древнее дошедшее до наст. времени изображение К.- миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 231; 1-я четв. XI в.), где он представлен с омофором и со свитком в руке вместе с 5 учениками ап. Павла, апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой, Епафродитом и Онисифором.
В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов) К. изображен под 29 марта в группе с апостолами от 70 Епафродитом, Сосфеном, Аполлосом и Кифой (РНБ. O.I.58. Л. 107). Он показан в облике старца с недлинной округлой бородой, в голубом хитоне и зеленом гиматии (Евсеева. Афонская книга. С. 290).
На иконе «Апостольские деяния» 1698 г. (частное собрание) К.- средовек с короткими, слегка вьющимися русыми волосами и недлинной округлой бородой. Он в красном хитоне и зеленом гиматии; левая рука с перекинутым через нее омофором в молении, правая прижата к груди.
Лит.: LCI. Bd. 5. S. 475.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.