- АЛЕКСАНДР I
Свт. Александр I, архиеп. К-польский. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент
Свт. Александр I, архиеп. К-польский. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент († ок. 337), свт. (пам. 30 авг., 2 июня, 31 или 28 авг.), архиеп. К-польский. Возглавлял кафедру г. Византия с 313 (или 325) г., когда имп. Константин I Великий избрал этот город на Босфоре местом строительства новой столицы Римской империи. Тогда же возникла и широко распространилась ересь Ария, одним из самых горячих противников к-рого стал А., по свидетельству историков обладавший неоспоримым моральным авторитетом среди населения Византия. Историк Созомен рассказывает о том, как имп. Константин назначил публичный диспут между епископом и языческими философами, укорявшими императора в перемене религии; А., хотя и не был искусен в словопрениях, не мог отказать императору; когда все собрались и один из философов начал свою речь, А. именем Иисуса Христа запретил ему продолжать, и тот, запнувшись, не смог более вымолвить ни слова. Перед Всел. I Собором в Никее (325), в к-ром А., согласно Геласию и нек-рым греч. минологиям, принимал участие, он получил от Александра Александрийского большое послание с обличениями Ария (Феодорит. Церк. ист. I 3; более вероятно, что оно адресовано др. Александру, еп. Фессалоникийскому). После освящения новой столицы А. стал первым епископом К-поля (с 11 мая 330). Неск. лет спустя весьма влиятельный при дворе Евсевий Никомидийский поставил перед ним выбор: либо вступить в общение с Арием, либо сложить епископский сан; не возражая, А. удалился в храм и провел там много ночей в молитве. В конце концов сам император приказал ему подчиниться уговорам Евсевия. На следующий день, в воскресенье, Арий должен был быть торжественно допущен к Божественной литургии. А. стал молиться еще более ревностно, прося Бога указать ему, на чьей стороне истина, через смерть заблуждающегося. На рассвете стало известно, что Арий умер на пути в храм. Скончался А., вероятно, вскоре после имп. Константина († 22 мая 337), оставив своим преемником Павла I.Иконография
А. изображается как святитель в омофоре, с Евангелием в руках: в диаконнике ц. св. Софии в Охриде (Македония), 50-е гг. XI в.; на минейной иконе на август, нач. XVII в. (ЦАК МДА), в настенном минологии ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг. (в рост). В 1892 г. в Москве была построена ц. во имя Александра, архиеп. К-польского, при приюте Василие-Кесарийского попечительства, сохранившаяся до наст. времени (Бутырский вал, 26).
Ист.: BHG, N 1279-1280; Александр Александрийский, свт. Послание к Александру Константинопольскому // ДВС. СПб., 1994р. Т. 1. С. 18-29; Афанасий Великий, свт. Послание к брату Серапиону. Гл. 2-4 // Творения. Т. 2. С. 99-102; Феодорит, блж. Церк. ист. I 3-4, 14, 19; Созомен. Церк. ист. I 13, 18; II 29; Gelasius Cyzicenus. Hist. Concilii Nicaeni. II 27, 36 // PG. 85. Col. 1241, 1312, 1344; Сократ. Церк. ист. I 37-38; ActaSS. Jun. T. 7. P. 71-84; Aug. T. 6. P. 195-198.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 344; Andrieu M. Alexandre (23) // DHGE. Т. 2. Col. 184-186; LTK. Bd. 1. Sp. 314; ΘΗΕ. Τ. 2. Στλ. 107-108; Grumel. Chronologie. P. 434; ЖСв. Авг. С. 518-530.
Иконогр.: LCI. Bd. 5. Sp. 86; Hamman-McLean, Hallensleben. Plan 4. N 14; Миjовић. Менолог. C. 391; Сорок сороков. Т. 3. № 55. С. 170-171.
П. И. Жаворонков, Е. А. Луковникова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.