- АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ
Имп. Александр II. Гравюра. Посл. треть XIX в. (ГИМ)
Имп. Александр II. Гравюра. Посл. треть XIX в. (ГИМ)Освободитель (17.04.1818, Москва - 1.03.1881, С.-Петербург), имп. Всероссийский (с 19 февр. 1855), старший сын имп. Николая I и императрицы Александры Феодоровны. Наследником объявлен 12 дек. 1825 г., цесаревичем - 30 авг. 1831 г. Наставником А. был рус. поэт В. А. Жуковский, воспитателем - К. К. Мердер, одним из законоучителей - известный прот. Герасим Павский. С 1841 г. в браке с принцессой Гессен-Дармштадтской Максимилианой Вильгельминой Августой Софией Марией, в Православии Марией Александровной (1824-1880). Дети: Николай, Александр (буд. имп. Всероссийский Александр III Александрович), Владимир, Алексей, Сергей, Павел, Александра, Мария. С 1880 г. в морганатическом браке с кнг. Е. М. Юрьевской (Долгорукой), от к-рой имел 4 детей.На престол А. вступил 19 февр. 1855 г., в крайне трудный для России период, когда близилась к развязке изнурительная Крымская война, в ходе к-рой экономически отсталая Россия оказалась втянутой в неравное военное противостояние с Англией и Францией. По окончании войны экономическое и социальное неустройство в России приобрело особенно острый характер. А. осознавал необходимость глубоких и разносторонних гос. преобразований, осуществление к-рых стало основным содержанием его царствования, что коренным образом изменило за 2,5 десятилетия облик России. Эпохальное значение имело решение А. о необходимости полной и единовременной отмены крепостной зависимости помещичьих крестьян. Подготовка к Крестьянской реформе - главной среди ряда масштабных социальных преобразований правительства А., вошедших в историю как Великие реформы,- велась с 1857 по 1861 г. 19 февр. 1861 г. А. подписал Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, и Манифест об отмене крепостного права. Изменявшая основы аграрных отношений в России, Крестьянская реформа имела сложный характер. Даровав крестьянам личную свободу, личный земельный надел и возможность выкупа земли у землевладельцев, она вместе с тем сохранила большую часть земли в собственности дворянства. Реформа сохранила и крестьянскую общину как традиц. форму крестьянского самоуправления в России, узаконив, однако, свободный выход крестьян из нее. Изменив весь уклад сельской жизни, реформа существенно повлияла и на развитие городов, ускорив их рост за счет превращения части освобожденных от крепостной зависимости крестьян в горожан, ремесленников и рабочих.
Принципиальный характер имела Земская реформа 1864 г., в итоге к-рой были созданы органы местного самоуправления (губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы - губернские и уездные земские управы). В 1870 г. Земская реформа была дополнена «Городовым положением», на основании к-рого были образованы городские думы и управы. В 1864 г. правительство А. провело всеобъемлющую реформу судебных учреждений. Были введены всесословные суды, установлена гласность судопроизводства, учреждена адвокатура. В 1874 г. осуществлена укрепившая обороноспособность России военная реформа, в соответствии с к-рой была введена всеобщая воинская повинность, созданы условия для формирования общенациональной армии, основанной на принципе всеобщей мобилизации, был сокращен срок военной службы (от 25 до 5-7 лет). Великие реформы (1861-1874) создали предпосылки для более динамичного социального и экономического развития России. Сразу после отмены крепостного права начался бурный рост фабричного производства, добывающей промышленности (добычи угля, нефти). Стремительно развивалась сеть железных дорог, увеличившаяся в 1861-1881 гг. в 15 раз. Общественная жизнь в России стала более оживленной и насыщенной событиями, но одновременно и более сложной, наполненной весьма противоречивыми явлениями и процессами.
Царствование А. отмечено значительным оживлением церковно-общественной жизни, чему в немалой степени способствовала политика реформирования многих ее сторон. Созванное 28 июня 1862 г. Главное Присутствие по делам приходского духовенства было призвано разрешить наиболее насущные вопросы - облегчение гражданского и имущественного положения духовного сословия. В 1863 г. выпускникам ДС был разрешен доступ в ун-ты, в 1864 г. реформирована структура приходского управления, в 1867 г. отменена наследственность священно- и церковнослужительских мест, в 1869 г. была проведена реформа, в результате к-рой преодолена сословная замкнутость духовенства: совершеннолетние дети клириков, не состоящие на церковной службе, исключались из духовного сословия и приобретали права лиц др. привилегированных сословий. Лица духовного сословия получили возможность полноценного участия во всех сторонах жизни России, доступ в духовное сословие был открыт лицам всех сословий. В 1867-1869 гг. был принят ряд уставов духовных учебных заведений. В царствование А. началось издание ряда правосл. журналов, «Епархиальных ведомостей» практически во всех епархиях, что привело к возрождению интереса общественности к нуждам Церкви. После длительного перерыва (1826-1858) настоянием свт. Филарета (Дроздова) была возобновлена работа над переводом Свящ. Писания на рус. язык, к-рая завершилась изданием нового перевода Библии в 1876 г. В 1864 г. А. утвердил «Правила» о старообрядцах. Старообрядческим толкам, лояльным к светской власти, дозволялось свободно отправлять богослужение, открывать школы, занимать общественные должности, выезжать за границу. По существу произошла легализация «раскола» и прекратились гонения на старообрядцев, происходившие при имп. Николае I.
Приоритетами европ. политики А. были восточный вопрос и пересмотр итогов Крымской войны, обеспечение общеевроп. безопасности. А. ориентировался на союз с центральноевроп. державами - в 1873 г. был заключен «Священный союз трех императоров», Австро-Венгрии, Германии, России.
В царствование А. была завершена Кавказская война (1817-1864), присоединена значительная часть Туркестана (1865-1881), установлены границы с Китаем по рекам Амур и Уссури (1858-1860). Благодаря победе России в войне с Турцией (1877-1878), проводившейся Россией для оказания помощи единоверным слав. народам в их освобождении от тур. ига, получили независимость и начали суверенное существование Болгария, Румыния и Сербия. Победа была одержана во многом благодаря воле А., настоявшего в самый трудный период войны на продолжении осады Плевны, что способствовало победоносному ее завершению. В Болгарии А. почитается как Освободитель. Кафедральным собором Софии является храм-памятник св. блгв. вел. кн. Александра Невского (небесного покровителя А., см. Александра Невского Собор в Софии).
В эпоху царствования А. Россия переживала сложный период своей социально-политической истории. Воинствующий нигилизм, атеизм и крайний социальный радикализм стали идейным фундаментом политического терроризма, к-рый приобрел особо опасный характер к кон. 70-х гг. В борьбе с гос-вом конспираторы-экстремисты ставили своей главной целью цареубийство. Со 2-й пол. 60-х гг. жизнь А. находилась в постоянной опасности. Всего на А. было совершено 6 неудачных покушений, в т. ч. взрыв царского поезда в 1879 г. и взрыв в Зимнем дворце в 1880 г. Проявляя исключительное гос. и личное мужество, А. продолжал курс реформ, осуществление к-рых считал исторической необходимостью и главным делом своей жизни. В 1880 г., несмотря на попытки экстремистов дестабилизировать жизнь в России, была создана Верховная распорядительная комиссия с широкими полномочиями по углублению гос. преобразований, призванных укрепить союз гос-ва и общества, в конце царствования А. склонился к необходимости введения в России ограниченного общественного представительства при Гос. совете. Однако реформаторским планам А. не суждено было осуществиться полностью. 1 марта 1881 г. на берегу Екатерининского канала в Петербурге А. был смертельно ранен членом террористической орг-ции «Народная воля» И. И. Гриневицким. На месте убийства императора был воздвигнут в 1883-1907 гг. храм Воскресения Христова («Спас на крови») - выдающийся памятник архитектуры, одна из главных святынь С.-Петербурга.
Лит.: Чичагов Л. М. [сщмч. Серафим]. Пребывание царя-освободителя в Дунайской армии в 1877 г. СПб., 1887. СПб., 1995р; Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения относительно православного белого духовенства в царствование императора Александра II. Каз., 1898; Папков А. А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. СПб., 1902; Татищев С. С. Император Александр II, его жизнь и царствование. СПб., 19112. 2 т.; Яковлев А. И. Александр II и его эпоха. М., 1992; Захарова Л. Г. Александр II // Российские Самодержцы (1801-1917). М., 1993; Смолич И. К. История Русской Церкви. М., 1997. Т. 8. 2 ч.; Римский С. В. Православная Церковь и государство в XIX в. Р.-н./Д., 1998.
А. В. Прокофьев, С. Н. Носов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.