АЛЕКСАНДР (ИОНАФАН) ЯННАЙ


АЛЕКСАНДР (ИОНАФАН) ЯННАЙ

[греч. ̓Αλὲξανδρος ̓Ιανναῖος] (103-76 до Р. Х.), иудейский правитель и первосвященник из династии Хасмонеев. Сын Гиркана I и преемник своего брата Аристобула I (Иуд. древн. XIII 12. 1). Продолжал завоевательную политику предшественников. А. Я. присоединил к Иудее финик. владения, включавшие Дору, Стратонову Башню (см. Кесария Палестинская) и обл. Газы на побережье Средиземного м. (где независимость смог сохранить один Аскалон), а также обширную полосу по вост. берегу Иордана и Мёртвого м. (включая Галаад и Моав), отторгнутую частично от Аммона, частично от набатеев. Жители завоеванных городов насильно принуждались к обрезанию и соблюдению Закона Моисеева (Иуд. древн. XIII 12. 2; 15. 4). Таких территориальных рубежей древнеевр. гос-во не достигало с X в. до Р. Х. На волне этих успехов А. Я. первым из Хасмонеев принял титул царя и - по-видимому, впервые в Иудее - начал чеканку собственной монеты, а также завязал дружбу с Парфией, направленную против Селевкидов. В области внутренней политики А. Я., опиравшийся на саддукеев, должен был столкнуться с мятежными фарисеями, недовольными ростом могущества А. Я. и совмещением в его руках царской и первосвященнической власти. Кризис был усугублен личным неблагочестием и крайней жестокостью царя, а также раздорами в его семье: шурин А. Я. возглавил оппозицию. В 94 г. до Р. Х., после волнений, подавленных А. Я. с необычайным кровопролитием (Иуд. древн. XIII 13. 5), против него вспыхнуло массовое восстание под руководством фарисеев. На короткое время повстанцы, воспользовавшиеся помощью Селевкидов (царя Дмитрия III Евкера), заняли Иерусалим, но в результате оказались только скомпрометированы таким союзом и были разгромлены в 88 г. до Р. Х. (Иуд. древн. XIII 14. 1-2). По-видимому, эти события нашли отражение в кумран. комментарии на кн. прор. Наума (4QpNah), где под упоминанием о «нечестивом священнике», возможно, подразумевается А. Я. (см. Тантлевский). Победа А. Я. над повстанцами стала переломным моментом в его правлении: отныне он ни в ком не встречал противодействия и перед смертью смог свободно передать власть своей жене Александре Саломее (Иуд. древн. XIII 15. 5). При А. Я. династия Хасмонеев достигла вершины могущества, однако антагонизм между фарисеями и саддукеями грозил существенными осложнениями в будущем.

Лит.: Гольцман О. Падение иудейского государства. М., 1899; Тантлевский И. Р. История и идеология кумранской общины. CПб., 1994; Грант М. История древнего Израиля. М., 1998.

А. А. Немировский


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "АЛЕКСАНДР (ИОНАФАН) ЯННАЙ" в других словарях:

  • ИАННЕЙ АЛЕКСАНДР — (Оркада), царь иудейский (103 76 гг. до Р. Х.) см. Александр (Ионафан) Яннай …   Православная энциклопедия

  • Маккавеи — См. также: Хасмонеи Восстание Маккавеев Дата 167–160 гг. до н. э. Место Иудея Причина Указы Антиоха, запрещающие еврейские религиозные практики …   Википедия

  • ПРАВИТЕЛИ ВРЕМЕН ВТОРОГО ХРАМА — ХАСМОНЕЙСКАЯ ДИНАСТИЯ ИРОДОВ ДИНАСТИЯ Ионафан  152–142 Ирод Великий  37–4 до Р.Х. Симон  142–134 Архелай  4 г. до Р.Х.  6 г. по Р.Х. Иоанн Гиркан I  134–104 Ирод Антипа (тетрарх Галилеи)  4 г. до Р.Х.  39 г. по Р.Х. Аристобул I  104–103 Филипп… …   Библиологический словарь

  • Евреи — I (в антрополог. отнош.) представляют собою один из наиболее характерных и обособленных антропологических типов), удерживающий веками свои особенности, несмотря на различие географических и других условий, при которых ему приходилось и приходится …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Маккавеи — (от евр. маккевет, молот ). I. Прозвище Маккавей носил вначале Иуда, третий сын священника Маттафии (1Мак 2:4). Затем оно распространилось на всю семью. Обычно это прозвище возводят к др. евр. маккевет или арам. маккава молот . Согл. же традиц.… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ — имя Израиль: 1. Одно из самонаименований древнеевр. народа, согласно библейской традиции возникшее в период его пребывания в Египте как именование потомков внука патриарха Авраама Иакова, к рому Бог дал имя Израиль (Быт 32. 28); синоним выражения …   Православная энциклопедия

  • АШДОД — [Евр. ; греч. Ασεδωθ или Ασδωδ; в поздних ветхозаветных текстах и в НЗ Αζοτυς, отсюда Азот в синодальном переводе], один из 5 главных филистимских городов (Нав 13. 3), расположенный в 4,5 км от Средиземного м., в 30 км севернее Газы. Находился в… …   Православная энциклопедия