- БЛАГОСЛОВЕНИЕ ХЛЕБОВ
[греч. εὐλογία τῶν ἄρτων; в греч. обиходе принят термин ἀρτοκλασία - хлебопреломление], чин, совершаемый по Иерусалимскому уставу на всенощном бдении.
История
Особое отношение к хлебу, пшенице, вину и елею наблюдается уже в ВЗ, эти продукты составляли основу ежедневного рациона питания древних израильтян (Втор 8. 8; 11. 14; 1 Пар 12. 41) и, как «начатки», полагались священникам (Втор 18. 4; Числ 18. 12; 2 Пар 31. 5), левитам, певцам и др. служителям ветхозаветного храма (Неем 10. 39; 13. 5; Числ 18. 12). Типология и символика хлеба, вина и елея в христ. вероучении в полной мере проявляются в их разнообразном богослужебном употреблении (см. Вещества таинств). Только их, согласно Ап. 3 и 4, разрешено приносить к алтарю.
Чудо умножения 5 хлебов и 2 рыб. Миниатюра из Евангелия царя Иоанна Александра Болгарского. 1356 г. (Add. MS. 39627. Л. 45)
Чудо умножения 5 хлебов и 2 рыб. Миниатюра из Евангелия царя Иоанна Александра Болгарского. 1356 г. (Add. MS. 39627. Л. 45)В НЗ словами, сходными с греч. названием Б. х. (ἀρτοκλασία), обозначается таинство Евхаристии (ср.: Деян 2. 46; 20. 11). В апостольской Церкви к нему тесно примыкал чин агапы, тем более что агапа, как и Б. х., происходила во время вечерни. Это позволяет предположить, что чин Б. х. восходит к чину агапы (Э. фон дер Гольц; П. Соколов). В монашеской лит-ре IV-V вв. встречаются описания трапез, сходных, с одной стороны, с агапой, с др.- с Б. х. (ср.: Псевдо-Афанасий. О девстве. Гл. 12-13; Достопамятные сказания. С. 75 и сл.). Чины агапы и Б. х. близки друг к другу с т. зр. практического предназначения (оба представляют собой совместную трапезу, цель к-рой - утолить голод молящихся) и с т. зр. символики (оба ссылаются как на свой прообраз на чудо умножения Господом 5 хлебов (Мф 14. 13-23; Мк 6. 30-46; Лк 9. 10-17; Ин 6. 1-15); в апокрифических «Деяниях Павлы и Феклы» (25. 1) во время агапы фигурируют 5 караваев хлеба (то же и на раннехрист. изображениях), а молитва Б. х. прямо начинается со ссылки на это чудо: «Κύριε, ̓Ιησοῦ Χριστέ, ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ εὐλογήσας τοὺς πέντε ἄρτους καὶ πεντακισχιλίους χορτάσας» ( ); хлеб, благословленный на агапе, так же как и хлеб чина Б. х., получает силу исцелять болезни и ограждать от вреда.
Совр. чин Б. х., несомненно, восходит к практике древних (V-XI вв.) палестинских мон-рей, в первую очередь лавры прп. Саввы Освященного. Появление и развитие чина тесно связаны с историей палестинского последования всенощного бдения (ἀγρυπνία), к-рое после XII в. получило широкое распространение во всей правосл. Церкви. Хотя подробных описаний палестинского бдения старше XII в. не сохранилось, трапеза в промежутке между его основными составляющими - вечерней и утреней - упоминается уже в «Повествовании о путешествии отцов Иоанна и Софрония» (предположительно VII в.; см.: Il testo... P. 223-267). Возможно, что чин Б. х. был установлен прп. Саввой Освященным († 532), к-рый, по свидетельству Кирилла Скифопольского, стремился к совершению полноценного всенощного бдения в своем мон-ре и ради этого не жалел средств на пропитание братии (Житие прп. Саввы. Гл. 59). В Житии прп. Феодосия Великого, составленном Кириллом Скифопольским, неоднократно упоминаются Б. х. на великие праздники и раздаяние хлебов всем приходящим в мон-рь. Накануне праздничных дней все монахи, как киновиоты, так и келлиоты (число их достигало 700 чел.), должны были собираться в лавру на начинавшееся с вечера богослужение. Большинство монахов, местных жителей и паломников не могли покидать лавру на ночь из-за дальности расстояний и трудностей маршрута, поэтому и появилось Б. х. для насыщения молящихся - обычай сразу после вечерни раздавать по куску хлеба (того же, что предлагался и на обычной трапезе) и по чашке воды или вина, к-рые предварительно благословлялись.
По спискам древнейшей редакции Иерусалимского устава, благословлялись и раздавались только хлеб и вода (или вино), т. е. продукты, не требующие (в отличие от пшеницы и елея) дополнительного приготовления перед их вкушением (ркп. Sinait. gr. 1096, XII в.; Hieros. Patr. 311, XVI в. (текст близок к Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.) - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 23 и 349; груз. ркп. Шиомгвимского мон-ря XIII в., сделанная с ркп. 1172 г.- Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 317). Хотя в молитве на Б. х. и присутствует ссылка на чудо умножения Господом 5 хлебов, число их, согласно Sinait. gr. 1096, первоначально вообще не было жестко регламентировано; нек-рые др. памятники говорят о 3 хлебах (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 401; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 317). Обычай освящать одновременно с хлебами пшеницу и елей появился позднее (Скабалланович. С. 185). В Житии прп. Федосия Великого рассказывается о чудесном умножении пшеницы в монастырской житнице, после того как в нее отнесли одно пшеничное зерно, благословленное святым за вечерней трапезой. Молитва Б. х. использовалась также и для благословения закваски в хлебопекарне (Sinait. gr. 1096 - Дмитриевский. Т. 3. С. 23; этот обычай до наших дней сохраняется на Афоне - Святогорский устав церковного последования. М., 2002. С. 117). Иногда в Типиконах встречается предписание освящать одним из благословенных хлебов зерно в житницах (ркп. Paris. gr. 385, XIV в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 183).
В малоазийской (по Дмитриевскому, иерусалимо-константинопольской - Там же. С. 71-393) редакции Иерусалимского устава, после XIII в. получившей в правосл. Церкви повсеместное распространение, чин Б. х. отчасти утратил свое практическое значение. Это произошло из-за того, что малоазийская редакция Иерусалимского устава была рассчитана уже не на практику особножительного и келлиотского монашества (как древнейшая редакция устава), а на практику общежительных мон-рей, где все участвующие в службе монахи могут перед бдением вкусить, как обычно, пищи в трапезной. В связи с этим в малоазийской редакции устава перед бдением вводятся дополнительная (т. н. малая) вечерня и ужин после нее. Обряды всенощной, изначально имевшие практическое значение - лития (в лавре прп. Саввы представляла собой крестный ход по мон-рю) и Б. х. для насыщения молящихся,- заменяются символическими исхождением в притвор-нартекс и благословением 5 небольших хлебов. Окончательную кодификацию чин Б. х. получил в «Уставе священнослужения» Патриарха К-польского Филофея (Коккина) († 1379; текст: Goar. P. 4-5; см. ст. «Диатаксисы» Патриарха Филофея), к указаниям к-рого очень близки описания Б. х. более поздних Типиконов (в т. ч. используемого ныне в РПЦ; однако в совр. греч. Виолакиса Типиконе чин Б. х. изменен в соответствии с приходской практикой).
Несмотря на то что обряд Б. х. монастырский по происхождению, он получил распространение и в приходской практике. На Руси до XVII в. Б. х. совершалось накануне больших праздников; хлебы благословлял старший из священников, но не епископ, даже если он присутствовал (Голубцов А. П. Чиновники новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 48, 141; он же. Чиновники московского Успенского собора и выходцы Патриарха Никона. М., 1908. С. 248, 256). В кафедральных храмах и мон-рях после вечерней службы могли также освящаться кутья и канун (напиток), при этом читались молитвы из чина благословения колива и неск. измененная из чина Б. х. (Голубцов. Чиновник Новгородский. С. 139-141). В приходских храмах благословенные хлебы обычно не раздавались, а рассылались по домам наиболее значительных прихожан в качестве благословения (Успенский. С. 27). В мон-рях в зимнее время хлебы раздавались в храме во время Великого чтения, в летнее - в трапезной после литургии (ГИМ. Син. 385-387, 389 - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 290-291, 303, 307, 322). В наст. время чин Б. х., к-рый, согласно Типикону, должен совершаться каждый раз при служении всенощной, во мн. приходских и монастырских храмах РПЦ бывает только накануне больших праздников. Благословенный хлеб раздается в храме (обычно в ходе той же всенощной, во время помазания елеем). В греч. приходской практике Б. х. также бывает по праздникам, но особенность, во-первых, в том, что этот чин может быть заказан как треба (верующие приносят свои хлебы и вино, так что число благословляемых хлебов обычно значительно больше 5 и может достигать неск. десятков); во-вторых, Б. х. совершается вне чина всенощного бдения (к-рое в греч. приходской практике вообще отсутствует) и может быть как в конце вечерни, так и в конце утрени (῾Ιερατικόν. ̓Αθῆναι, 1977. Σ. 25; Θουντούλης ̓Ι. ̓Απαντήσεις εἰς λειτουργικὰς ἀπορίας. Θεσσαλονίκη, 1976. Τ. 3. Σ. 156-161).
Порядок
Литийница. Сер. XVIII в. (скит св. Анны на Афоне)
Литийница. Сер. XVIII в. (скит св. Анны на Афоне) Б. х. по всем Типиконам в общем один и тот же. Во время литии в ср. части храма ставится столик-«четвероножец» (τετραπόδιον), а на него - специальный церковный сосуд, т. н. литийница (самая древняя сохранилась в мон-ре вмц. Екатерины на Синае), состоящая из 3 подсвечников, подставки для стаканчиков с елеем и вином, чашечки для зерен пшеницы и блюда для хлебов (чашечки для пшеницы может не быть - напр., старообрядцы в соответствии с древним обычаем возлагают хлебы поверх пшеницы). После «Ныне отпущаеши», Трисвятого и «Отче наш» поется трижды тропарь на Б. х.: на бдении под двунадесятые праздники это отпустительный тропарь праздника; под воскресенье - «Богородице Дево»; на службе в честь святого со знаком бдения дважды поется его отпустительный тропарь и единожды «Богородице Дево» (если память святого попадет на воскресенье, сначала дважды поется «Богородице Дево», затем единожды - тропарь святого); в попразднства и при сложных совпадениях празднований бывают иные варианты соединения тропарей (Розанов. Устав. С. 67, 75, 78, 88-89, 96, 151, 154, 156, 207, 398-399, 672). В это время диакон кадит вокруг стола с хлебами, пшеницей, вином и елеем (как правило, трижды); в конце кадит настоятеля, чередного иерея и снова столик с хлебами (в России принято также кадить аналойную икону - см.: Никольский. Устав. С. 227) и возглашает: «Господу помолимся» (хор отвечает: «Господи, помилуй»). Священник знаменует одним из хлебов др. и, как правило, целует его, при произнесении слов «хлебы», «пшеницу», «вино» и «елей» указывает на них рукой; при этом для того, чтобы получалось крестное знамение (ср.: Симеон Солунский. Соч. С. 467), вино располагают в литийнице слева от иерея, а елей - справа. Священник читает молитву на Б. х., затем следуют «Буди имя Господне...» (Пс 112. 3), трижды, и Пс 33. 1-11; священник благословляет народ с солеи, и начинается великое чтение (в совр. практике, как правило, опускается), во время к-рого благословенные хлеб и вино должны разноситься всем молящимся (на практике вино обычно не разносится (ср.: Типикон. Т. 1. С. 19), а хлеб раздается позднее). После вкушения хлебов, если бдение совершалось, как и положено, ночью, предписывается полное воздержание от еды и питья до Причащения - это отмечено в Иерусалимском уставе, начиная с древнейшей редакции и вплоть до совр. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 23; иногда Типиконы (напр., совр. рус.- Т. 1. С. 19) уточняют, что летом, когда ночь коротка, и сами благословенные хлебы вкушаются уже после литургии). Далее следует шестопсалмие и утреня.Благословение хлебов
Благословение хлебовСогласно Типикону, « » (Т. 1. С. 20). Благословенный елей принято добавлять в пищу; Служебник предписывает использовать его для помазания на бдении (Т. 1. С. 34-35). Благословенную пшеницу обычно примешивают к др. монастырским запасам ради освящения (Святогорский Устав, 2002. С. 78); Служебник рекомендует сеять ее или молоть. Там же (Служебник. Т. 1. С. 34-35) говорится и о запрете дважды благословлять одни и те же хлебы. Благословенный хлеб упоминается и в канонических правилах: «Монахи, к-рые находятся под епитимией, могут вместе с остальными вкушать пищу и молиться, но принимать благословенный хлеб или катакластон могут только после исповеди» (Ник. Исп. 19).
Особое Б. х. входит в состав пасхального бдения в Великую субботу вечером, когда после окончания литургии благословляются только хлебы и вино (елей в этот день не положен), а затем должно сразу начинаться чтение Деяний апостолов, во время к-рого келарь раздает всем «по единому укруху хлеба... и по шести смоквей, или фиников, и по единой мерней чаши вина» (Типикон. Т. 2. С. 928-929). На практике между литургией и чтением Деяний часто бывает довольно значительный перерыв.
На Западе существовали близкие к Б. х. обряды benedictio panis и benedicio oblata; параллели с чином Б. х. имеют чин благословения колива, обычаи раздачи разного рода угощений: в XI в. в Иерусалиме Патриарх в Великий четверг раздавал придворным чиновникам по заамвонной молитве «оладьи, яблоки и сироп» (Hieros. S. Crucis. gr. 43. Fol. 82, 1122 г.); в К-поле подобное бывало после литургии на начало индикта (1 сент.- Mateos. Typicon. T. 1. P. 10); в мон-рях Палестины и Синая издавна существовал обычай раздавать (обычно Великим постом, и особенно в Великий четверг на Страстной седмице) хлеб, пшеницу, вино, мед и т. п. из монастырских запасов бедным и сиротам (Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 85).
Лит.: Goltz E., von. Tischgebete und Abendmahlsgebete in der Altchristlichen und in der Griechischen Kirche. Lpz., 1905. (TU; 29. 2); Соколов П. Агапы, или вечери любви в древнехристианском мире. Серг. П., 1906. С. 159-161; Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 184-186; Severus E., von. Artoklasie // RAC. Lief. 12. 1953. Col. 620-624; Θουντούνης. ̓Ι. ̓Αρτοκλασία // ΘΗΕ. Τ. 3. Στλ. 286-289; Успенский Н. Чин Всенощного бдения (῾Η ̓Αγρυπνία) на православном Востоке и в Русской Церкви // БТ. 1979. Сб. 18. С. 5-117; 1978. Сб. 19. С. 3-69; Il testo integrale della «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «Hermeneia» di Nicone / Ed. A. Longo // Riv. di SBN. N. s. 1965/1966. № 2/3. P. 223-267.
А. А. Ткаченко
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.